Общество 19 апр 2017 1670

​Несбывшаяся «Байкалиада» Юрия Гагарина

Юрий Быков и Юрий Гагарин

12 апреля, в День космонавтики, путешествуя в лабиринтах ар­хивов, корреспондент ИА Буряад үнэн Екатерина Широкова в номерах журнала «Байкал» за 1968 год обнаружила два фото­портрета советских космонавтов Юрия Гагарина и Алексея Леонова с их автографами и пожеланиями читателям республиканского изда­ния, сообщает газета «Бурятия».

Гагарин и журнал «Байкал»

Дальше - больше. Оказывается, космонавт №1 был включён в состав редколлегии этого журнала наряду с прославленным лётчиком-испы­тателем и несостоявшимся первым бурятским космонавтом Юрием Бы­ковым. Дважды Герой Советского Со­юза советский космонавт №11, пер­вый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов не состоял в редколлегии, но зато был включён в жюри конкурса «Байкала» на лучший фантастический рассказ на космиче­скую тему, посвящённый первому вы­ходу человека из космического кора­бля в мировое пространство.

– Фотографию Юрия Гагарина с его автографом привёз в Улан-Удэ Юрий Быков, – поясняет известный бурят­ский журналист и историк Евгений Голубев. – И то, что Гагарин стал чле­ном редколлегии журнала – заслуга Юрия Быкова. А самое главное, что на Юрия Быкова вышел писатель и журналист Владимир Бараев, бла­годаря которому я и познакомился с прославленным лётчиком-испыта­телем. Кстати, Владимир Бараев от­крыл новую рубрику «Авиация и кос­мос – век XX».

Редактором нового отдела и авто­ром «космической» рубрики в начале 1968 года стал лётчик-испытатель Юрий Быков, который в то время тру­дился на Улан-Удэнском авиационном заводе. По воспоминаниям журна­листа Виталия Зоркина, Быков ини­циировал новую рубрику для того, чтобы читатели больше узнали о том, что космос может дать людям, и ещё больше знали о космонавтах. Во вре­мя одной из встреч (скорее всего, это было в конце 1967 года) он сообщил «гражданину Вселенной», что в жур­нале «Байкал» открывается новая рубрика, где будут в художественной форме отображать пути завоевания человеком неба и космоса, и предло­жил ему войти в состав редколлегии журнала, который набирал силу и за­воёвывал все большую популярность. «Первый из первых», немного поду­мав, принял предложение и попросил считать его членом редколлегии, по­обещав «по мере возможности быть полезным журналу».


"Читателям журнала «Байкал» с пожеланием успехов в труде и жизни. Гагарин"

Гарнаев: через тернии к звёздам

Новую рубрику открыла статья «Над крышами Европы» Героя Со­ветского Союза Юрия Гарнаева, чья судьба связана с Бурятией (в 1940- 1942 годах он служил лётчиком-ин­структором Забайкальской военной авиационной школы лётчиков в Улан- Удэ). Он известен ещё и тем, что в своё время тренировал первого космонав­та мира, обучал лётному мастерству Юрия Быкова и рекомендовал его в отряд космонавтов.

Далеко не всем известно, что Юрий Гарнаев прошёл путь через тернии к звёздам. В статье, опубликованной в журнале «Байкал», описывая своё участие в выставке авиатехники в Ле- Бурже, он признался: знает, что такое война и мир, и что много раз сталки­вался с определённым риском в воз­духе на войне и после. В 1945 году он воевал на Забайкальском фронте в должности штурмана 718-го ис­требительного авиационного полка. Участвовал в Хингано-Мукденской операции. Совершил 11 боевых вы­летов на истребителе ЯК-9. Фрон­товым приказом №18 от 28 августа 1945 года награждён орденом Отече­ственной войны I степени. В кратком описании подвига в наградном листе указано, что старший лейтенант Гар­наев «в период с войны с японским империализмом проявил себя требо­вательным офицером, «что в своих действиях смел и решителен». Одна­ко после войны его оклеветали, и он был осужден якобы за «нарушение режима секретности» военным три­буналом 9-й воздушной армии. До­срочно освобождён в октябре 1948 года. Он не прогнулся под бременем обстоятельств, не сдался и сумел вер­нуться в небо.

Кто-то из космонавтов обмолвил­ся, что Юрий Гарнаев погиб во имя жизни. Трагедия приключилась в ав­густе 1967 года, когда при тушении лесных пожаров во Франции произо­шла катастрофа вертолета МИ-6ПЖ. Провожая в последний путь своего друга и наставника, Юрий Быков ска­зал: «Пусть земля будет тебе небом». Тогда у гроба их друга и учителя сто­яли Юрий Быков и Юрий Гагарин. А через семь месяцев после этого, 27 марта 1968 года, в авиационной ката­строфе погиб первый человек плане­ты Земля, побывавший в космосе.


Юрий Быков и Юрий Гарнаев

Мечтали о «Байкалиаде» и миллионом тираже «Байкала»

«Весть о гибели Юрия Гагарина застала меня в полёте, – писал в ста­тье для журнала «Байкал» (№3, 1969 год) лётчик-журналист Юрий Быков. – Это сообщение было потрясающе неожиданным. Да, порой жестока и несправедлива короткая жизнь чело­века, это обидно и больно, когда она обрывается в молодости, когда ещё много задумано и много нужно сде­лать…».

Короткую, но ослепительно яр­кую, как вспышка кометы, жизнь про­жил и удивительно талантливый во многих сферах жизни человек Юрий Быков. Он ушёл в вечность через пол­года после гибели Юрия Гагарина – 29 августа 1968 года. На памятнике легендарному лётчику-испытателю начертаны слова, сказанные самим Юрием Быковым – «Пусть земля тебе будет небом». К сожалению, лучший ученик Юрия Гарнаева и друг Юрия Гагарина прожил до обидного мало – всего 36 лет.

Так и было на самом деле в жизни на Земле: дружили три «небесных» Юрия – Гагарин, Гарнаев и Быков, и друг за другом ушли в навсегда – в небо. А ведь могли ещё много сде­лать для страны. Юрий Гарнаев не успел осуществить новые испыта­тельные полёты. Юрий Гагарин, как писал для журнала «Байкал» Юрий Быков, «был действующим космо­навтом и готовил себя к новым полё­там в неведомое – к Луне, Марсу, Ве­нере – о чём он всегда мечтал сам и к чему готовил других». А Юрий Быков не успел завершить документальную повесть о Юрии Гарнаеве, не успел получить диплом технологического института. Он мечтал о миллионном тираже журнала «Байкал». А ещё вы­нашивал идею о покорении водных глубин Байкала: собирался первым совершить пробное погружение. Со­бирал для экспедиции «Байкалиада» сплочённую команду из друзей-кос­монавтов – Юрия Гагарина, Алексея Леонова и, конечно, Юрия Гарнаева. Как писал в одной из своих статей журналист Виталий Зоркин, идеей о «Байкалиаде» заразился и Юрий Гагарин. Однажды он с «карандашом в руке прикидывал, какие дополни­тельные переделки понадобятся, чтобы космический корабль «Восток» стал батискафом». Тогда же Алексей Леонов нарисовал участников пла­нируемой экспедиции на священное море. Юрий Быков так и не довел до конца идею о создании индивидуаль­ного аппарата для спасения лётчиков и космонавтов «Икар–2», в создании которого ему помогал Юрий Гагарин.

Первопроходец космоса всегда помнил, что и ему тоже помогали его наставники, готовили его к звёзд­ному полету вокруг Земли. Об этом историческом полёте, совершенном 12 апреля 1961 года, в своей статье «Как это было» («Байкал»,1968 год, №2) написал тогдашний ответствен­ный секретарь комиссии спортивно- технических проблем космонавтики федерации авиационного спорта СССР Иван Борисенко.

Спортивный комиссар Иван Бо­рисенко специально для бурятского журнала писал, что космонавт-1 был облачен в тёплый, лазоревого цвета комбинезон и в защитный ярко-оран­жевый скафандр: «Последние секун­ды перед стартом. Взоры всех обра­щены на корабль. В тишине слышна чёткая, спокойная команда «Пуск!». «Поехали!» – говорит Гагарин».

Иван Борисенко на секундомере зафиксировал для истории точное время старта – «12 апреля 1961 года, 9 часов 07 минут московского време­ни, космодром Байконур».

Из репортажа спортивного ко­миссара следует, что полёт проходил нормально. И вот наступает «долго­жданное мгновение – в 10 часов 55 минут «Восток» приземлился в за­данном районе, в 26 километрах юго- западнее города Энгельс Саратовской области». Оказывается, что первыми приземлившегося Гагарина увидели женщина и девочка, они с интересом смотрели не него. «Сняв гермошлем, он крикнул им: «Свои, товарищи, свои!»…

На днях подойдя к памятнику Юрию Гагарину на Шишковке в Улан- Удэ, увидел копию космического ко­рабля и вспомнил слова из репортажа Ивана Борисенко – об «устремлён­ной ввысь серебристой ракете» и о «космической борозде, проложенной Юрием Гагариным в небесной цели­не». А через некоторое время позво­нил журналисту и историку Евгению Голубеву, поинтересовался, когда же, наконец, установят на месте гибели Юрия Быкова в Хоринском районе па­мятную стелу.

– Установить эту стелу ещё в про­шлом году обещали дочери Юрия Бы­кова – Татьяне, но до сих пор не сдела­ли, – говорит Евгений Голубев. – Надо общими усилиями будировать этот вопрос, чтобы стелу всё-таки уста­новили. Я и с Мариной Попович го­ворил, что надо помнить Юрия. Ведь в Жуковском и других городах воз­двигнуты памятники погибшим кос­монавтам и лётчикам-испытателям. Некоторые из погибших лётчиков-ис­пытателей удостоены звания «Герой России».

Автор: Баясхалан ДАБАИН