Власть 27 апр 2017 922

​Налоговые льготы для бизнеса – задел на будущее, но не инструмент конкурентной борьбы регионов – Алексей Цыденов

Налоговые льготы для бизнеса – задел на будущее, но не инструмент конкурентной борьбы регионов, отметил ИО Главы Бурятии Алексей Цыденов в ходе мозгового штурма «Новая региональная политика» на Красноярском экономическом форуме. По мнению Алексея Цыденова, федеральному центру необходимо пересмотреть практику урезания дотаций для регионов из-за предоставляемых местному бизнесу налоговых льгот, однако подходить к этому вопросу стоит взвешенно.

- Поскольку у нас дефицитный бюджет – собственных доходов не хватает, чтобы покрыть собственные расходы, эту разницу между доходами и расходами нам закрывают из федерального бюджета. И когда считают доходы, учитывают всю налогооблагаемую базу. Если мы кому-то своим решением даём скидку по налогам, то федеральный минфин потом говорит: вы же сами решили скидку дать, и не учитывает недополученные доходы как наши потери. В итоге сумму дотаций на выравнивание бюджетов нам на сумму льгот не увеличивают, - пояснил Алексей Цыденов.

Тем не менее, ситуацию надо рассматривать с нескольких сторон, поскольку причины для предоставления налоговых льгот могут быть разными. По мнению ИО Главы Бурятии, наиболее приемлемый вариант, при котором у региона ни в коем случае нельзя урезать дотации – если льготы предназначены для вновь создаваемого предприятия.

- Первый вариант: когда мы даём такую льготу какому-то предприятию, которого ранее не было. То есть нет никакой налогооблагаемой базы, налогооблагаемая база только появится. И тогда эти скидки, по сути, не идут на уменьшение доходной базы, а наоборот, на увеличение. Просто пока не в тех объёмах, которые можно было бы считать, если бы налог был полным, - отметил Алексей Цыденов. - Вот тогда мы минфину можем сказать, что, хоть это увеличение налоговой базы и неполное, но это же увеличение, раньше его вообще не было.

Возможен и такой вариант - когда за счёт налоговых льгот происходит переманивание уже существующих компаний или предприятий из других регионов в Бурятию. В этом случае, считает Алексей Цыденов, действительно идёт «нечестная игра».

- Например, бизнесмен в соседней области платит полную налоговую базу, а мы даём скидку, и он переходит к нам. Тут, наверное, справедливо, что минфин России говорит о том, что происходит попытка за счёт дотаций из федерального бюджета компенсировать свои потери, переманив тем самым существующий бизнес. Здесь можно согласиться, что за счет федерального бюджета нельзя эти льготы компенсировать, - пояснил ИО Главы Бурятии.

Однако существует и третий вариант – когда существующее предприятие в результате экономической ситуации испытывает сложности, и его деятельность становится неэффективной.

- Мы даём льготу, чтобы оно выжило, чтобы осталось. И тогда минфин говорит: это всё равно не поддержка бизнеса, не надо учитывать льготу в налоговой базе и, соответственно, уменьшает объем межбюджетных дотаций. Мы говорим, хорошо, тогда мы сейчас это предприятие не поддержим. Тогда оно совсем исчезнет. И мы еще больше потеряем налогооблагаемой базы, и тогда еще больше будет нагрузка на федеральный бюджет в виде компенсации разницы доходов и расходов региона, - рассказал Алексей Цыденов.

К сожалению, пока регионы продолжают «наказывать», и в подобной ситуации находится не только Бурятия. Именно поэтому ИО Главы Бурятии и поднял этот вопрос при обсуждении новой региональной политики в ходе работы на Красноярском экономическом форуме-2017.

- Считаю, что не надо наказывать бюджет региона, за то, что он пытается создать у себя новые производства. Но и конкурентную межрегиональную борьбу нельзя вести за счет федерального бюджета. Что касается третьего варианта – когда мы поддерживаем существующее предприятие, оказавшееся в сложной экономической ситуации – здесь тоже нельзя наказывать бюджеты регионов, не учитывая льготы в дотациях. Мы эти вопросы обсудили, надеюсь, что дальше дискуссия выйдет на федеральный уровень, и результаты будут, - отметил Алексей Цыденов.

Автор: Татьяна БАЖЕНОВА​