Фото Анны Огородник
Поставил автограф на каске. Первым оставил запись в Книге почётных гостей предприятия. А самое главное, министр транспорта РФ Максим Соколов во время пребывания в МУП «Управление трамвая» города Улан-Удэ заверил, что в ходе обсуждения повестки дня ближайшего Госсовета РФ расмотрят вопрос о необходимости развития экологически чистого вида транспорта – городского трамвая, сообщает газета «Бурятия».
Юрий Санжанов, директор крупнейшего предприятия общественного транспорта столицы Бурятии, обратился к главе минтранса России с предложением о необходимости приравнять трамвайные пути к элементам дорог, финансировать их ремонт из дорожных фондов и рассказал о потребности возобновления программы минпромторга РФ, когда федеральный бюджет компенсирует часть затрат на приобретение новых трамвайных путей.
Спасет ли трамвай город?
Сама по себе тема, затронутая во время встречи с Максимом Соколовым, - о ренессансе трамвайных хозяйств – стара как мир. Но особое звучание она приобрела после посыла Владимира Путина, который он дал по итогам декабрьского (2016 года) заседания госсовета РФ. Глава российского государства призвал регионы содействовать развитию экологически чистого транспорта «в целях снижения выбросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств в населённых пунктах с высоким уровнем загрязнения воздуха».
Как раз именно Улан-Удэ в последние годы неизменно входит в лидирующую группу российских городов, где уровень загрязнения воздуха зашкаливает. Внушительную лепту в загрязнение окружающей среды вносят выхлопные газы от автомобилей. Ещё одна проблема, которую вызывают автомобили – пробки.
«Что произойдет на дорогах нашего города после того, как число машин возрастёт в разы через несколько лет?», – этот поистине гамлетовский вопрос сегодня волнует многих горожан. Словно отвечая на него, депутат Народного Хурала республики Леонид Турбянов недавно отметил: «трамвай спасёт» город, чтобы он не задохнулся от автомобильного смога и пробок.
Внушает оптимизм, что в планах по развитию транспортного обслуживания удалённых районов Улан-Удэ предусмотрена прокладка новых трамвайных веток – в «сотые» кварталы и микрорайон Энергетик. А депутат Леонид Турбянов предложил протянуть трамвайные пути в мкрн Восточный и на Левый берег (до аэропорта).
Почти две трети трамваев подлежит списанию
Эти планы и идеи, безусловно, заслуживают внимания. Но пока ситуация в МУП «Управление трамвая» города Улан-Удэ удручающая.
Директор предприятия проинформировал Максима Соколова, что трамвайный парк насчитывает 58 трамваев, из которых 36 подлежит списанию по сроку службы. В последний раз город получал новые трамваи аж в 2006 году.
– Вопрос с обновлением подвижного состава – актуальнейший, – доложил главе минтранса России Юрий Санжанов. – Есть потребность хотя бы в 10 вагонах.
По мнению Санжанова, поистине народный вид транспорта сегодня оказался в неконкурентном, проигрышном положении в сравнении с автомобилистами: они не вкладываются в развитие дорог, по которым ездят, а Управление трамвая вынуждено нести на себе тяжелое бремя по содержанию трамвайных путей. К тому же тариф на проезд сегодня ниже экономически обоснованного.
Ситуацию усугубляет износ инфраструктуры городского электротранспорта – путей, контактных линий, подстанций. Так, более 12 км контактных сетей подлежат ремонту. В аховом состоянии и трамвайные пути. Один из самых проблемных участков – улица Терешковой. Наконец-то в этом году здесь начнутся ремонтные работы: на эти цели из республиканского и городского бюджетов выделено 58 млн рублей. А когда начнётся ремонт на других участках, пока не ясно.
Для того, чтобы претворить в жизнь планы по новым веткам и ремонту трамвайных путей, нужны колоссальные средства. В республиканском и городском бюджетах таких денег нет априори. Остаётся одно: входить в федеральные целевые программы и использовать положительный опыт других регионов по реализации государственно-частного партнёрства. К примеру, в Новосибирске создали совместное российско-белорусское предприятие и планируют не приобретать трамваи за бешеные деньги, а выпускать на линии модернизированные вагоны. То есть в России есть регионы, где можно перенимать опыт по ренессансу городского электротранспорта.
Ситуацию по самому народному транспорту в России в минтрансе РФ знают и хотят её переломить. Это стало известно после визита Максима Соколова в «Управление трамвая» города Улан-Удэ в сопровождении и.о. главы Бурятии Алексея Цыденова и мэра Улан-Удэ Александра Голкова. Глава Минтранса России услышал руководство этого предприятия.
– Сегодня такой тренд современных мегаполисов, что все возвращают трамваи. Конечно, надо использовать новый подвижной состав - низкопольный, с комфортом, с кондиционерами, – отметил Максим Соколов.
Он подчеркнул, что «все участки этого проекта, в том числе Улан-Удэ и улан-удэнская агломерация, должны сделать комплексную программу развития объектов транспортной инфраструктуры, и, безусловно, «трамвайное хозяйство относится к таким объектам, поскольку является активным участником дорожного процесса, и самое главное, так же, как и дороги, нацелено на основную задачу – перевозки пассажиров». И заверил, что вопрос о необходимости развития трамвайных хозяйств России будет обсуждаться в рамках подготовки к ближайшему заседанию Госсовета РФ, на котором будут рассмотрены вопросы по комплексному развитию пассажирских перевозок в стране.