Экономика 28 апр 2017 1645

​​Улан-удэнский трамвай: жил, жив, будет жить?

Фото Анны Огородник

Поставил автограф на каске. Первым оставил за­пись в Книге почётных гостей предприятия. А самое главное, министр транспорта РФ Максим Соколов во время пребывания в МУП «Управление трамвая» города Улан-Удэ заверил, что в ходе обсуждения повестки дня ближайшего Госсовета РФ расмотрят вопрос о необходимости развития экологически чистого вида транс­порта – городского трамвая, сообщает газета «Бурятия».

Юрий Санжанов, директор крупнейшего предприятия общественного транспорта столицы Бурятии, обратился к главе минтранса России с предложением о необходимо­сти приравнять трамвайные пути к элементам дорог, фи­нансировать их ремонт из до­рожных фондов и рассказал о потребности возобновления программы минпромторга РФ, когда федеральный бюд­жет компенсирует часть за­трат на приобретение новых трамвайных путей.

Спасет ли трамвай город?

Сама по себе тема, затрону­тая во время встречи с Макси­мом Соколовым, - о ренессансе трамвайных хозяйств – стара как мир. Но особое звучание она приобрела после посыла Владимира Путина, который он дал по итогам декабрьско­го (2016 года) заседания гос­совета РФ. Глава российского государства призвал регионы содействовать развитию эко­логически чистого транс­порта «в целях снижения вы­бросов вредных веществ при эксплуатации транспортных средств в населённых пунктах с высоким уровнем загрязне­ния воздуха».

Как раз именно Улан-Удэ в последние годы неизменно входит в лидирующую груп­пу российских городов, где уровень загрязнения воздуха зашкаливает. Внушительную лепту в загрязнение окружа­ющей среды вносят выхлоп­ные газы от автомобилей. Ещё одна проблема, которую вы­зывают автомобили – пробки.

«Что произойдет на дорогах нашего города после того, как число машин возрастёт в разы через несколько лет?», – этот поистине гамлетовский вопрос сегодня волнует мно­гих горожан. Словно отвечая на него, депутат Народного Хурала республики Леонид Турбянов недавно отметил: «трамвай спасёт» город, чтобы он не за­дохнулся от автомобильного смога и пробок.

Внушает оптимизм, что в планах по развитию транс­портного обслуживания уда­лённых районов Улан-Удэ предусмотрена прокладка но­вых трамвайных веток – в «со­тые» кварталы и микрорайон Энергетик. А депутат Леонид Турбянов предложил протя­нуть трамвайные пути в мкрн Восточный и на Левый берег (до аэропорта).

Почти две трети трамваев подлежит списанию

Эти планы и идеи, безус­ловно, заслуживают внима­ния. Но пока ситуация в МУП «Управление трамвая» города Улан-Удэ удручающая.

Директор предприятия проинформировал Максима Соколова, что трамвайный парк насчитывает 58 трамва­ев, из которых 36 подлежит списанию по сроку службы. В последний раз город полу­чал новые трамваи аж в 2006 году.

– Вопрос с обновлением подвижного состава – акту­альнейший, – доложил гла­ве минтранса России Юрий Санжанов. – Есть потребность хотя бы в 10 вагонах.

По мнению Санжанова, по­истине народный вид транс­порта сегодня оказался в не­конкурентном, проигрышном положении в сравнении с ав­томобилистами: они не вкла­дываются в развитие дорог, по которым ездят, а Управле­ние трамвая вынуждено не­сти на себе тяжелое бремя по содержанию трамвайных пу­тей. К тому же тариф на про­езд сегодня ниже экономиче­ски обоснованного.

Ситуацию усугубляет из­нос инфраструктуры город­ского электротранспорта – путей, контактных линий, подстанций. Так, более 12 км контактных сетей подлежат ремонту. В аховом состоянии и трамвайные пути. Один из самых проблемных участков – улица Терешковой. Наконец-то в этом году здесь начнут­ся ремонтные работы: на эти цели из республиканского и городского бюджетов выде­лено 58 млн рублей. А когда начнётся ремонт на других участках, пока не ясно.

Для того, чтобы пре­творить в жизнь планы по новым веткам и ремонту трамвайных путей, нужны колоссальные средства. В ре­спубликанском и городском бюджетах таких денег нет априори. Остаётся одно: вхо­дить в федеральные целевые программы и использовать положительный опыт дру­гих регионов по реализации государственно-частного пар­тнёрства. К примеру, в Ново­сибирске создали совместное российско-белорусское пред­приятие и планируют не при­обретать трамваи за бешеные деньги, а выпускать на линии модернизированные вагоны. То есть в России есть регионы, где можно перенимать опыт по ренессансу городского электротранспорта.

Ситуацию по самому на­родному транспорту в России в минтрансе РФ знают и хотят её переломить. Это стало из­вестно после визита Макси­ма Соколова в «Управление трамвая» города Улан-Удэ в сопровождении и.о. главы Бурятии Алексея Цыденова и мэра Улан-Удэ Александра Голкова. Глава Минтранса России услышал руководство этого предприятия.

– Сегодня такой тренд со­временных мегаполисов, что все возвращают трамваи. Конечно, надо использовать новый подвижной состав - низкопольный, с комфортом, с кондиционерами, – отметил Максим Соколов.

Он подчеркнул, что «все участки этого проекта, в том числе Улан-Удэ и улан-удэн­ская агломерация, должны сделать комплексную про­грамму развития объектов транспортной инфраструк­туры, и, безусловно, «трам­вайное хозяйство относится к таким объектам, поскольку является активным участ­ником дорожного процесса, и самое главное, так же, как и дороги, нацелено на ос­новную задачу – перевозки пассажиров». И заверил, что вопрос о необходимости раз­вития трамвайных хозяйств России будет обсуждаться в рамках подготовки к бли­жайшему заседанию Госсо­вета РФ, на котором будут рассмотрены вопросы по комплексному развитию пас­сажирских перевозок в стра­не.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также