В 129 школах Бурятии средняя зарплата учителей не достигает среднего дохода от трудовой деятельности по республике. В некоторых малокомплектных сельских школах педагоги получают по 8-11 тысяч рублей в месяц, по сути, влача жалкое существование. В школах республики наблюдается существенный разброс по оплате труда учителей. А в некоторых общеобразовательных учреждениях педагоги, чтобы заработать больше, вынуждены трудиться по 30-40 часов в неделю, испытывая «нереальные нагрузки». О мерах, необходимых для выхода из сложившейся ситуации в таких школах, и шёл разговор на «правительственном часе» в парламенте республики в минувший четверг, сообщает газета «Бурятия».
Большие проблемы маленьких школ
О том, что средние показатели по зарплате учителей не отражают реальной картины, говорится несколько лет. И о том, что не все в порядке с новой системой оплаты труда педагогов (НСОТ), стартовавшей в сентябре 2007 года, стали трубить лет пять- шесть назад. Так, в 2011 году несколько молодых учителей из Улан-Удэ, не выдержав мизерной зарплаты (в 5,5 тысячи рублей), были вынуждены оставить любимую профессию. Куда хуже обстоят дела в сельской местности, особенно в отдалённых малокомплектных школах. К примеру, в Мухоршибирском районе учителя несколько лет пытаются вписаться в подушевую систему финансирования, однако их усилия тщетны. В таких небольших школах количество учащихся снижается по причине миграционного оттока населения, которое в поисках лучшей доли устремляется в города.
Власти разных уровней о такой ситуации знают и предпринимают меры, чтобы её исправить. В 2012 году вышел майский указ Владимира Путина, согласно которому зарплата учителей должна неуклонно повышаться и быть не ниже размера средней зарплаты по экономике региона. С того же года в республике предпринимаются усилия, чтобы повысить среднюю зарплату педагогических работников. Одна из мер – выведение части обслуживающего персонала из штатного расписания. Также в республике осуществляется индексация нормативов.
– С 2011 по 2016 годы нормативы проиндексированы шесть раз, – отметил и.о. министра образования и науки РБ Баир Жалсанов. – За этот период суммарный размер индексации составил 9,5%.
Как и ожидалось, доклад и.о. министра науки и образования РБ «О результатах реализации новой системы оплаты труда педагогических работников учреждений общего образования за 2008-2015 годы» вызвал шквал эмоций в парламенте республики.
– Оплата труда не удовлетворяет большинство учителей, особенно сельских малокомплектных школ, – выразил мнение многих депутатов парламентарий Валерий Цыремпилов. – В сёлах есть школы, где самая маленькая зарплата, например, в Баин-Булаке – 14 тысяч. Это со всеми накрутками. А вообще, учителя малокомплектных школ, где 50 учеников, без стимулирующих, без доплаты за дрова, свет получают 8-11 тысяч рублей в месяц. Я не говорю про молодых учителей и педагогов узкой специализации.
«Наверняка найдём решение»
И далее Валерий Цыремпилов продолжил монолог о наболевшем: оказывается, есть в сельской глубинке школы, где учителя, проработавшие больше 25 лет, получают 8-9 тысяч рублей (!).
По словам основного докладчика, в целом по республике средняя зарплата учителей превышает средний доход от трудовой деятельности (в общем образовании Бурятии средняя зарплата за 2016 год составила 29 816 рублей). Однако в республике 129 школ, в том числе 71 малокомплектная и 27 школ Улан-Удэ, где средняя зарплата не достигает средней зарплаты по экономике. По оценкам специалистов, для того, чтобы в этих 129 школах зарплату учителей довести до среднего дохода от трудовой деятельности по республике, требуется чуть меньше 92,5 млн рублей в год. Но и этих средств будет недостаточно.
– Нормативно-подушевое финансирование не позволяет оказать адресную поддержку 129 школам, – пояснил Баир Жалсанов. – Мы можем финансировать, проиндексировав соответствующие группы нормативов, по которым финансируется большинство из этих 129 школ. На эти цели потребуется как минимум 124 млн рублей.
Баир Жалсанов уточнил:
– Мы прорабатывали вопрос, каким же образом можем поддержать эти 127 школ, чтобы средняя зарплата была не ниже, чем в среднем по экономике республики. Повторяю, адресно мы этим школам помочь не можем, поскольку они принадлежат к той или иной нормативной группе: по республике семь нормативных групп, в зависимости от количества населения. Что касается городских школ, то в 27 школах учителя получают зарплату ниже средней по экономике. Чтобы увеличить фонд оплаты труда в этих школах, надо городской норматив разделить на две части. Но существующая нормативная база не позволяет в пределах одного населённого пункта применять два разных подхода. Поэтому предстоит согласовывать любые постановления с прокуратурой и другими правоохранительными органами. Думаю, наверняка найдём решение, чтобы, допустим, в рамках нашего города школы финансировать по двум нормативам.
Предстоит перейти на окладную систему
Парламентарий Леонид Селивёрстов поинтересовался:
– Если окладная система оплаты труда будет принята, понадобятся ли дополнительные средства в связи с тем, что майские указы Владимира Путина никто не отменял?
Баир Жалсанов разъяснил, что при переходе на окладную систему поменяется не принцип формирования фонда оплаты труда, а принцип его распределения:
– В этой связи мы будем по другим правилам распределять средства – независимо от количества детей, которые находятся в классах. На эти цели, конечно, потребуются финансовые средства, которые я озвучил выше.
Напомним, что в конце 2015 года по итогам заседания Госсовета президент РФ поставил задачу по формированию национальной системы учительского роста. Ключевым вопросом при разработке новой системы должно стать создание механизмов, стимулирующих профессиональное развитие педагога «по горизонтали». В этом случае нужен пересмотр ныне действующих моделей оплаты труда педагогов, которые утратили свою результативность. Один из наиболее эффективных способов – переход на окладную систему в зависимости от педагогической должности учителя, состава и уровня сложности выполняемых им трудовых функций.
– В сентябре, когда вы внесёте поправку в бюджет, измените эти нормативные акты, зная, что мы не доплачиваем учителям? – задал резонный вопрос основному докладчику Председатель Народного Хурала.
– Расчёты все произведены, – ответил Баир Жалсанов. – Но пока не определён источник финансирования.
В этой связи предельно ясно выразился депутат Леонид Селивёрстов:
– Если сейчас при принятии бюджета на 2018 год, а, может, лучше раньше, не повысим зарплату учителю, который получал 10-12 тысяч рублей, грош нам будет цена.
В итоге после бурных обсуждений был принят проект постановления, который предусматривает совершенствование оплаты труда педагогических работников. Согласно этому документу, правительству республики рекомендуется понизить диапазон стимулирующих выплат от 5 до 10% в срок до 1 сентября 2017 года. Сейчас этот диапазон составляет от 10 до 30%. Таким образом, с 1 сентября базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений может возрасти до 90%. Такой диапазон базовой части фонда оплаты труда стал бы гарантированной частью заработной платы учителей. Ещё одна рекомендация правительству – для увеличения количества дневных малокомплектных школ, финансируемых по нормативу «класс-комплект», следует исключить так называемый критерий удалённости в 15 км. Это означает, что нормативом на «класс-комплект» смогут воспользоваться 30 сельских малокомплектных школ. И это будет способствовать повышению зарплаты учителей в таких школах.
– Поддерживая малокомплектные сельские и городские школы, которые теряют учеников, мы должны находить золотую середину – давать возможность развиваться передовым школам и, таким образом, сохранять конкурентную среду, – резюмировал Баир Жалсанов.