Общество 7 мая 2017 2783

​​Даши Дармаев - танковый десантник и шахматный рыцарь из Бурятии

Отважный воин-гвар­деец и одарённый за­водской шахматист - уроженец села Тасей (что в забайкальской глу­бинке) Даши Дармаев. Почти два десятилетия прошло как остановилось его сердце. Но близкие и друзья его помнят. Сохранила светлую память о нём и внучка Анна Раднае­ва. Она в канун приближаю­щегося дня Победы решила провести шахматный тур­нир памяти своего деда, ка­валера ордена Красной Звез­ды, победителя и призёра многих шахматных соревно­ваний, после войны связав­шего свою судьбу с ЛВРЗ, сообщает газета «Бурятия»

Пять дней солдатской славы

– Мой дед был самым близ­ким для меня человеком, - призналась внучка младшего лейтенанта-гвардейца Анна Раднаева. – Дедушка навсегда остался в моей памяти добро­душным, жизнерадостным, весёлым, трудолюбивым, чест­ным и отзывчивым человеком. В нашей семье мы всегда пом­ним и будем помнить его. А шахматный турнир – это для меня святой долг, дань памя­ти бесконечно дорогому для меня человеку.

Её деда призвали в армию в 1940 году. Тогда ему было всего двадцать.

– Когда грянула война, он уже служил на Севере, под Мурманском, – рассказыва­ет Анна Раднаева. – В начале фронтового пути он сражался на Волховском и Ленинград­ском фронтах. Там шли тя­жёлые бои. Мой дед стоял на­смерть под Ленинградом. Он и его фронтовые друзья неде­лями, месяцами были в окопах под дождём и снегом. Грелись, разжигая «бесплатное топли­во» – немецкие листовки.

В январе 1943 года Даши Дармаев вошёл в состав 12-й отдельной лыжной бригады (2-я Ударная Армия), которая вела бои всего пять дней (с 14 по 18 января): принимала уча­стие в операции по прорыву блокады Ленинграда. Это во­йсковое подразделение уча­ствовало только в одной бое­вой операции, однако за пять дней личный состав бригады проявил исключительную смелость в выполнении по­ставленной перед ним задачи. А состояла она в том, чтобы прорвать сильно укрёпленную полосу обороны врага вдоль южного берега Ладожского озера – между Шлиссельбур­гом и Липка.

Бойцы лыжного батальона прошли в маскха­латах около 6 км по открытой, пристрелянной фашистами местности. Четверо суток на льду и морозе без сна и отды­ха, не смыкая глаз, героически сражались солдаты и офице­ры лыжного батальона, в том числе и Даши Дармаев. Осо­бенно тяжёлым был первый день операции, получившей кодовое название «Искра»: по­тери с нашей стороны были колоссальными. Каждый метр русской земли был отвоёван кровью бойцов поистине ле­гендарной лыжной бригады. 14 января ранило и Даши Дармаева. А 18 января он и его боевые друзья сдержали клят­ву – прорвали блокаду Ленин­града.

Весной 1943 года лыжный отряд расформировали. По­сле этого Даши Дармаев стал громить врага в составе мо­торизованного батальона ав­томатчиков легендарной 7-й отдельной гвардейской тяжё­лой Новгородско-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Красной Звезды бригады. В 20-х числах янва­ря 1944 года советские танки с десантниками моторизован­ного батальона автоматчиков в ходе Новгородско-Лужской операции преодолели три во­дные переправы и овладели совхозом «Чайка».

«Красная Звезда» цвета пролитой крови

– Три танка Т-34 вместе с десантниками, в числе кото­рых был мой дед, особенно глубоко просочились в тыл врага, – продолжает рассказ Анна Раднаева. – Проскочив два хутора и совхоз «Чайка», наши танки вышли на вторую укреплинию обороны нем­цев и подорвались на минном поле. Горстка бойцов, включая моего деда, заняла круговую оборону и стойко держалась до прихода основных сил. В том кровопролитном бою де­душку тяжело ранило…

После госпиталя бесстраш­ный гвардеец окончил курсы младших командиров и сра­жался уже в составе 103-го стрелкового полка 85-й стрел­ковой дивизии. 19 февраля 1945 года в ходе наступатель­ных боёв в Курляндии в райо­не посёлка Спиргус был ранен в третий раз. День Великой Победы он встретил в госпи­тале. А потом была служба ко­мандиром стрелкового взвода в резерве офицерского состава 42-й Армии. Находясь в этом фронтовом подразделении, по совокупности совершённых им подвигов Даши Дармаев в конце июне 1945 года награж­дён орденом Красной Звезды.

На черно-белой фотогра­фии из эпохи «как хорошо мы плохо жили» герой наше­го повествования в пиджаке, украшенном заслуженными наградами. Среди них осо­бое значение имеет «Красная Звезда», словно обагрённая пролитой им кровью на полях сражений. По заслугам на его груди сверкал и орден Трудово­го Красного Знамени: вплоть до выхода на пенсию Даши Очирович работал на ставшем для него родным ЛВРЗ. Мно­гие годы был передовым стро­гальщиком-фрезеровщиком в ремонтно-механическом цехе. В свободное от работы время и на пенсии Даши Очирович за­нимался общественной рабо­той. Был внештатным корре­спондентом нескольких газет, в том числе «Буряад унэн». Но его пламенной страстью были шахматы.

– Он играл в шахматы вез­де, – рассказывает Анна Радна­ева. – И дома, и в гостях, и во время обеденного перерыва на заводе, и в туристических поездках, и в санаториях, и в Домах отдыха. И хотя у деда был всего лишь первый раз­ряд, в мае 1976 года во время сеанса одновременной игры он сумел обыграть не кого-нибудь, а самого Сало Флора, международного гроссмей­стера, заслуженного мастера спорта СССР, международного арбитра. Бережно храним гра­моту, свидетельствующую об этой победе.

Друзья и коллеги назвали Даши Дармаева шахматным рыцарем. Он был рыцарем без страха и упрека - и не толь­ко в его любимой игре. Благо­родство, и умение принимать молниеносные решения отли­чали его не только в шахмат­ных баталиях, но и в битвах, вошедших в военную историю. Чего только стоят пять герои­ческих дней на Ладоге в янва­ре сорок третьего!

На шахматном турнире его памяти и в день Победы, ко­торую, как мог, приближал в смертельных боях Даши Дар­маев, близкие друзья ещё раз вспомнят о нём – гвардейце-победителе, бойце из лыжной бригады, танковом десантни­ке, заводском шахматисте. И просто замечательном деде, который был самым счастли­вым человеком на земле, ког­да держал на руках любимую крохотульку – внучку Анечку…

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также