Главная / Новости /Власть / К чему привела аграрная политика Народного Хурала за пять лет?

К чему привела аграрная политика Народного Хурала за пять лет?

17-05-2017

На минувшей сессии Народного Хурала был утверж­дён Отчёт о работе Комитета по земельным вопро­сам, аграрной политике и потребительскому рынку. Председатель Комитета Александр Попов рассказал о том, что было сделано с начала работы пятого созыва ре­спубликанского парламента, сообщает газета «Бурятия».

- Александр Петрович, какие направления кури­рует ваш комитет? Каковы основные направления ра­боты депутатов?

- Начать хочу с того, что в состав комитета сегодня вхо­дит шесть депутатов. Мы от­вечаем за законотворчество и анализ хода исполнения зако­нов в таких отраслях, как аг­ропромышленный комплекс, земельные отношения, потре­бительский рынок, животный мир. Так, на сессиях Народно­го Хурала пятого созыва был принят 61 закон. Из них 23 – в сфере земельных отношений, 12 – аграрной политики, 17 – потребительского рынка, 9 – животного мира. А также 18 постановлений.

Кроме того, Народный Хурал обладает правом за­конодательной инициативы на федеральном уровне. Ко­митетом было подготовлено три проекта федеральных законов. Они были внесены в Государственную Думу, на пленарных заседаниях эти инициативы представляли депутаты нашего комитета.

Что касается взаимодей­ствия комитета с законода­тельными органами, то нужно отметить следующее. К сожа­лению, не во всех случаях мы находим понимание проблем регионального значения в Го­сударственной Думе. Так, на­пример, ещё три года назад в рамках парламентских слуша­ний по развитию рыбохозяй­ственного комплекса России мы поднимали вопрос о необ­ходимости решения вопросов осуществления рыболовства в озере Байкал, недостаточ­ном финансировании работ по искусственному воспроиз­водству, снижении численно­сти нерестовых стад омуля. Но, к сожалению, не нашли достаточного понимания этих проблем, в результате сегодня мы стоим на пороге полного моратория на промышленное рыболовство омуля.

Тоже можно сказать и в отношении нашей законо­дательной инициативы по обороту земель сельскохо­зяйственного назначения. Профильный комитет Госу­дарственной Думы не поддер­жал этот проект.

- Депутаты не только раз­рабатывают и принимают законы, но и следят за их исполнением. Как осущест­влялся депутатский кон­троль?

- Для осуществления кон­трольных функций есть от­лаженные механизмы. Это заседания Совета Народного Хурала, «правительственный час» во время сессии парла­мента, заслушивание отчётов на заседаниях, депутатские запросы. Совет Народного Хурала рассмотрел шесть во­просов, подготовленных ко­митетом. Четыре вопроса об­суждались на сессии в рамках «правительственного часа».

Хочу добавить, что за это время было организовано 10 круглых столов, прошли 74 заседания комитета, около 400 рабочих совещаний, в том числе 25 выездных в районах республики.

- Депутаты пятого созы­ва серьёзно поработали над модернизацией земельного законодательства? Что уда­лось сделать?

- Выскажу общее мнение комитета: дальнейшее раз­витие сельского хозяйства невозможно без вовлечения в оборот земель сельскохо­зяйственного назначения. К сожалению, сегодня только 20% земельных ресурсов во­влечено в оборот.

Для решения земель­ных вопросов мы уточ­нили отдельные положе­ния республиканского законодательства, касающие­ся предоставления земельных участков, в том числе бесплат­ного. С другой стороны, был регламентирован порядок изъятия неиспользуемых зе­мель. Всё это направлено на вовлечение в сельскохозяй­ственный оборот неиспользу­емых земель. Чтобы избежать неконтролируемого роста цен на кадастровые работы, были законодательно уточнены максимальные пределы.

- Отдельной строкой здесь стоит принятие за­конов о «самовольщиках». Сколько людей смогло уза­конить своё жилье?

- Благодаря принятым Народным Хуралом законам было предоставлено в соб­ственность 1839 земельных участков под самовольно воз­ведёнными жилыми домами. Комитет по управлению иму­ществом и землепользованию Администрации города Улан- Удэ сообщает, что узаконить смогут ещё около тысячи че­ловек. Считаю это хорошим результатом, особенно учи­тывая, что действие закона долгое время было приоста­новлено из-за оспаривания его в суде.

- В условиях санкций на федеральном уровне уве­личена господдержка агро­промышленного комплекса. Как это сказалось на наших сельчанах?

- В 2016 году финанси­рование Государственной программы «Развитие агро­промышленного комплекса и сельских территорий в Ре­спублике Бурятия» из феде­рального и регионального бюджетов составило 1,2 млрд рублей, эта же сумма заплани­рована в 2017 году.

Благодаря господдержке в 2016 году объём валовой про­дукции сельского хозяйства составил 19,1 млрд рублей, или 134,5%, к уровню 2013 года.

К сожалению, увеличение производственных показа­телей не повлекло за собой устойчивого развития сель­ских территорий, повышения уровня и качества жизни на селе. Мы считаем, что оказы­ваемых мер господдержки не­достаточно для надлежащего обеспечения кадрами агро­промышленного комплекса республики, для закрепления молодых специалистов. Депу­таты комитета неоднократно вносили поправки в респу­бликанский бюджет в части выделения средств на еди­новременные выплаты моло­дым специалистам.

Особого внимания заслу­живают проблемы семеновод­ства и организации племен­ной службы в республике. По мнению комитета, повыше­ние продуктивности живот­новодства и растениеводства, улучшение качественного со­става сельскохозяйственных животных и культур требуют проведения системной пле­менной и селекционной рабо­ты.

Несмотря на то, что эти и многие другие вопросы об­суждаются совместно с Пра­вительством Бурятии в рам­ках публичных слушаний, круглых столов и других ме­роприятий сейчас ещё рано говорить о прогрессе в их ре­шении. Но эта работа будет продолжена.

- Какие ещё законы при­нимались комитетом в агро­промышленном секторе?

- Были внесены измене­ния в методику расчёта объ­ёма субвенций на возмещение части затрат по обеспечению прироста объёма произведен­ного и (или) закупленного мо­лока, переданного на перера­ботку. Эта мера господдержки больше известна как субсидия «на литр сданного молока». Идея поправок – вовлечение в процесс органов местного самоуправления. Это дало результат. В 2015 году объём произведённого и сданного на переработку молока по срав­нению с 2014 годом вырос на 378,5 тонны (или на 145,4%). Объём закупа молока у на­селения увеличен на 1276,7 тонны, или на 151,1%. Только в Кабанском районе эта циф­ра выросла на 802,8 тонны. В сезон большого молока рабо­тают 85 передвижных загото­вительных пунктов в 11 райо­нах республики. В Кабанском, Заиграевском и Иволгинском районах есть стационарные пункты.

Также комитетом прове­дена работа по усилению ад­министративной ответствен­ности за потравы посевов скотом.

- Развитие сельского хо­зяйства невозможно без со­временной ветеринарной службы. Что делается для обеспечения ветеринарно- санитарного благополучия на территории Бурятии?

- С принятием соответ­ствующего закона решаются вопросы с оформлением прав собственности на бесхозяй­ные скотомогильники. При­нять их в государственную собственность должно Прави­тельство Бурятии. Благодаря этому решению муниципали­теты завершили работу по по­становке на учёт бесхозяйных скотомогильников. Теперь дело за Правительством Бу­рятии.

Кроме этого, нами были уточнены положения респу­бликанского законодатель­ства в части оказания бес­платных ветеринарных услуг.

- В последнее время бур­но обсуждается проблема бродячих собак. Какое зако­нодательное решение пред­лагают депутаты?

- Нами принят закон, пе­редающий полномочия по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных органам местного самоуправления. Это позволяет более своев­ременно и качественно регу­лировать их численность. По инициативе комитета опре­делена административная ответственность за выгул до­машних животных вне спе­циально отведённых мест. Штрафовать будут и за нару­шение порядка регистрации домашних животных. Считаю, что наша законодательная база отвечает всем требова­ниям федерального законо­дательства. Хотя, безусловно, проблемы с безнадзорными животными остаются, особен­но в городских поселениях. Но важно, что вспышек болезней, источниками которых явля­лись бы бродячие собаки, в Бу­рятии не было. Полагаю, что в комплексе эти меры приведут к улучшению ситуации.

- Каковы законодатель­ные новшества в сфере регу­лирования потребительско­го рынка?

- Большое внимание мы уделяли регулированию оборота и уточнению до­полнительных ограничений и требований при продаже алкогольной продукции. Определённые результаты достигнуты. Так, оборот ал­когольной продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизился на 11%. Про­изошло сокращение потре­бление алкоголя на душу населения на 10% без учёта пива. Кроме этого, законода­тельно запрещена продажа безалкогольных тонизирую­щих напитков или «энергети­ков» несовершеннолетним. За нарушение предусмотре­на административная ответ­ственность.

Мы законодательно под­держали торговые сети, рас­положенные в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях. Это необхо­димо для нормальной жизни людей в северных труднодо­ступных районах Бурятии.

Кроме этого, хотел бы от­метить законы о порядке раз­мещения нестационарных торговых объектов, органи­зации деятельности ярмарок и рынков, обеспечении каче­ства и безопасности пищевых продуктов.

- Спасибо за беседу!

Андрей ХАЛБАШКЕЕВ

Теги: АПК политика Бурятия Народный Хурал Бурятии Попов Александр Петрович



Наши издания