На прошлой неделе в ТРЦ «Пионер» прошла премьера долгожданного фильма «Смерти нет». Фильм анонсировался давно, его продюсер депутат Госдумы Николай Будуев, личность которого неизменно пребывает в фокусе общественного внимания. Тема картины - молодёжные группировки Улан-Удэ середины прошлого века. Тогда в столице Бурятии разыгрывались битвы формата район на район. «Хунхузы», «чанки», «генералы», «чавы», «LST-63», «гортоп» и т.д. - всё это из той «героической» эпохи.
Это довольно прихотливая история двух групп молодых улан-удэнцев разных поколений: «чанкайшистов» 80-х и «мажоров» в наши дни. История из прошлого даётся глазами главного героя Алсака, его роль в юности играет Арья Бальжитов, а взрослого – Владлен Степанов.
Он приезжает в город из села и идёт в школу. И в этот злополучный день его дважды избивают, сначала одноклассники, а затем «чавы». При этом ему доходчиво объясняют, что он должен примкнуть к какой-либо группировке. Герой понимает: одиночка не выживет. Алсак пытается влиться в ряды «чанкайшистов», к которым относятся его одноклассники. Ему удается пройти обряд инициации: сорвать кепку «бакланку» у главаря «чав» Даши (Виктор Баторов) и гордо прибить её на месте сходок «чанок».
После этого Алсак становится участником постоянных стычек между «чанками» и «чавами» и это, в конце концов, убивает, в прямом смысле, его первую любовь. Одноклассница Катя (Лолита Парпиева) попадает под машину…
Боль от этой потери гложет Алсака и спустя много лет, когда он превратился в преуспевающего бизнесмена. Такой путь прошли многие «центровые». Хорошо известным «чанкайшистом» был экс-сенатор Иннокентий Егоров, доктор наук Сергей Данилов и его брат Борис – Главный федеральный инспектор по РБ входили в «гортоп». Пришёл на премьеру фильма и бывший Хамбо лама Чой-Доржи, в миру Александр Будаев из «LST-63».
В респектабельный офис Алсака приходит непутёвый племянник Цыра (Вадим Жербаков). Выклянчив у дяди очередную пачку денег, он бездумно тратит их со своими друзьями на казино, ночные клубы и «тёлок». Но красивая жизнь дорога, и Цыра с друзьями толкают троих малолетних паркуровцев на крупную кражу. Далее следуют погони, драки, стрелки и перестрелки.
После ряда перипетий, в том числе и жестокой пытки Лёхи (Александр Шагдаров) друзья начинают понимать, что может быть, предпочтительнее честный труд? Но уже поздно, друзей расстреливают. А один из них, Серёга (Владимир Очертаров) гибнет как будто от случайного, но в этой ситуации далеко не случайного ножа постаревшего «чавы» Даши. Круг замыкается. Таков закономерный кровавый финал.
Ностальгировать по беззаботному и счастливому времени «чуваков» и «чав» принялись уже в конце 90-х. Спустя лет 15 – 20 после их заката. Это были статьи популярного и научно-исследовательского плана и один из стабильных хитов на форуме сайта бурятского народа. В 2008 году в гостинице «Байкал-Плаза» как привет из прошлого открылся бар «LST-63» («Ленин стрит, 63»). А в прошлом году вышла моя книга «Криминальная история Бурятии». В ней появление, развитие и закат молодёжных банд рассматриваются как составная часть истории преступного мира республики, поскольку часть из них, и в первую очередь «чавы», находилась под идейным влиянием «черной масти». И противоборство «чуваков» с ними можно рассматривать как борьбу с криминальной идеологией и образом жизни. Для понимания истории движения очень важны и временные отрезки. За 20 лет их существования сменились поколения группировок и их лидеров.
Фильм Будуева продолжил исследование и конструирование истории Улан-Удэ. И совмещение двух временных параллелей стало удачным сценарным ходом, а не только лишь погружением в реалистично воссозданное прошлое.
В финале Алсак встречается со своим антиподом, пошедшим по кривой дорожке «чавой» Даши. Он ищет работу. Выглядит это не совсем убедительно. Было бы логичнее, если бы Даши предстал в образе криминального авторитета, и их противостояние с Алсаком продолжилось на новом витке истории.
Но в «Смерти нет» акцент делается не на сюжетной логике, а на эффектном зрительном ряде. Авторы сняли красивый фильм с эпическим замахом и по голливудским стандартам. Результат превосходный, но по меркам Бурривуда.
А содержательный вывод следует глубоко печальный. Плохие пацаны с предместий побеждают центровых мальчиков. Спустя полвека их криминальная идеология и образ жизни торжествуют. Финальную точку ставит Даши, мастерски подрезая мажора Серёгу. Оказывается, смерть есть. По голливудски красивая, но она есть…