Блоги 27 мая 2017 1818

​По-голливудски красивая смерть

На прошлой неделе в ТРЦ «Пионер» прошла пре­мьера долгожданного фильма «Смерти нет». Фильм анонсировался давно, его продюсер де­путат Госдумы Николай Будуев, личность кото­рого неизменно пребывает в фокусе общественного внимания. Тема картины - молодёжные группировки Улан-Удэ середины прошлого века. Тогда в столице Бу­рятии разыгрывались битвы формата район на рай­он. «Хунхузы», «чанки», «генералы», «чавы», «LST-63», «гортоп» и т.д. - всё это из той «героической» эпохи.

Это довольно прихотливая история двух групп моло­дых улан-удэнцев разных поколений: «чанкайшистов» 80-х и «мажоров» в наши дни. История из прошлого да­ётся глазами главного героя Алсака, его роль в юности играет Арья Бальжитов, а взрослого – Владлен Степанов.

Он приезжает в город из села и идёт в школу. И в этот злополучный день его дважды избивают, сначала одно­классники, а затем «чавы». При этом ему доходчиво объ­ясняют, что он должен примкнуть к какой-либо груп­пировке. Герой понимает: одиночка не выживет. Алсак пытается влиться в ряды «чанкайшистов», к которым относятся его одноклассники. Ему удается пройти обряд инициации: сорвать кепку «бакланку» у главаря «чав» Даши (Виктор Баторов) и гордо прибить её на месте схо­док «чанок».

После этого Алсак становится участником постоян­ных стычек между «чанками» и «чавами» и это, в конце концов, убивает, в прямом смысле, его первую любовь. Одноклассница Катя (Лолита Парпиева) попадает под ма­шину…

Боль от этой потери гложет Алсака и спустя много лет, когда он превратился в преуспевающего бизнесме­на. Такой путь прошли многие «центровые». Хорошо из­вестным «чанкайшистом» был экс-сенатор Иннокентий Егоров, доктор наук Сергей Данилов и его брат Борис – Главный федеральный инспектор по РБ входили в «гор­топ». Пришёл на премьеру фильма и бывший Хамбо лама Чой-Доржи, в миру Александр Будаев из «LST-63».

В респектабельный офис Алсака приходит непутёвый племянник Цыра (Вадим Жербаков). Выклянчив у дяди очередную пачку денег, он бездумно тратит их со своими друзьями на казино, ночные клубы и «тёлок». Но краси­вая жизнь дорога, и Цыра с друзьями толкают троих ма­лолетних паркуровцев на крупную кражу. Далее следуют погони, драки, стрелки и перестрелки.

После ряда перипетий, в том числе и жестокой пытки Лёхи (Александр Шагдаров) друзья начинают понимать, что может быть, предпочтительнее честный труд? Но уже поздно, друзей расстреливают. А один из них, Серёга (Вла­димир Очертаров) гибнет как будто от случайного, но в этой ситуации далеко не случайного ножа постаревшего «чавы» Даши. Круг замыкается. Таков закономерный кро­вавый финал.

Ностальгировать по беззаботному и счастливому времени «чуваков» и «чав» принялись уже в конце 90-х. Спустя лет 15 – 20 после их заката. Это были статьи по­пулярного и научно-исследовательского плана и один из стабильных хитов на форуме сайта бурятского народа. В 2008 году в гостинице «Байкал-Плаза» как привет из прошлого открылся бар «LST-63» («Ленин стрит, 63»). А в прошлом году вышла моя книга «Криминальная история Бурятии». В ней появление, развитие и закат молодёж­ных банд рассматриваются как составная часть истории преступного мира республики, поскольку часть из них, и в первую очередь «чавы», находилась под идейным вли­янием «черной масти». И противоборство «чуваков» с ними можно рассматривать как борьбу с криминальной идеологией и образом жизни. Для понимания истории движения очень важны и временные отрезки. За 20 лет их существования сменились поколения группировок и их лидеров. 

Фильм Будуева продолжил исследование и констру­ирование истории Улан-Удэ. И совмещение двух времен­ных параллелей стало удачным сценарным ходом, а не только лишь погружением в реалистично воссозданное прошлое.

В финале Алсак встречается со своим антиподом, по­шедшим по кривой дорожке «чавой» Даши. Он ищет ра­боту. Выглядит это не совсем убедительно. Было бы ло­гичнее, если бы Даши предстал в образе криминального авторитета, и их противостояние с Алсаком продолжи­лось на новом витке истории.

Но в «Смерти нет» акцент делается не на сюжетной логике, а на эффектном зрительном ряде. Авторы сняли красивый фильм с эпическим замахом и по голливудским стандартам. Результат превосходный, но по меркам Бур­ривуда.

А содержательный вывод следует глубоко печальный. Плохие пацаны с предместий побеждают центровых мальчиков. Спустя полвека их криминальная идеология и образ жизни торжествуют. Финальную точку ставит Даши, мастерски подрезая мажора Серёгу. Оказывается, смерть есть. По голливудски красивая, но она есть…

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ