Общество 28 мая 2017 1708

​Огурцы и ТОСы: как Гильбиринскую долину сделали «маленькой Швейцарией»

Хрустальные горные речки и ручьи. Небо цвета ая-ганги. Ромашковые поля, хвойные леса и горы. В предгорье Ха­мар-Дабана, в нескольких киломе­трах от Хурамши, пью воду из родни­ка. Удивительно чистая. Вкусная. Я – в краю, который называют малень­кой Швейцарией. Это Гильбирин­ская долина, а иволгинцы говорят – Баянгол. И впрямь богатая долина.

Инициатива «снизу» – веление времени

– Главное наше достояние, самое большое богатство – люди, – не устаёт повторять глава СП «Гильбиринское» Евгений Бадмаев, который во время моей командировки выступил в каче­стве своеобразного гида по «родине огурцов»: хурамшинские огурцы – бренд Гильбиринской долины.

Здесь не растут «алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Огурцы тут такие, каких нигде больше нет. На­туральные. А самое главное – люди в Хурамше, Кокорино и Гильбире не вы­думанные, а самые настоящие трудя­ги. Они не стараются казаться лучше. Говорят от души о том, что наболело. И просто «пашут» на пропитанной их потом земле, по сути, без выходных и праздников.

Невооружённым глазом видно, что за прошедшие три-четыре года многое в центре поселения - Хурамше - изме­нилось. С каждым годом облик трёх сёл меняется к лучшему.

В беседе с главой поселения давлю на больное место, мол, как выходите из положения: деньги в поселенче­ском бюджете не ахти какие.

– Действительно, бюджет поселе­ния скудный, – своим вопросом я задел Евгения Бадмаева за живое. – Налогоо­благаемой базы у нас, по сути, нет. Ко­оперативов тоже нет. Работают только бюджетники и всего несколько инди­видуальных предприятий, которые за­нимаются заготовкой древесины. И всё. То есть, у нас НДФЛ нет. А проблем – куча.

Евгений Бадмаев признался, что местное население в своём подавляю­щем большинстве в отсутствии базо­вого предприятия выживает за счёт ведения личного подсобного хозяй­ства. И сегодня СП «Гильбиринское» маленькими шагами движется вперёд в основном благодаря инициативе «снизу»: выручают тосовцы.

– Мы поддерживаем территориаль­ные общественные самоуправления: люди должны получить инициативу, – говорит Евгений Бадмаев. – Всё долж­но идти с низов. Не зря же наши пред­ки говорили: надо делать так, чтобы желание людей стало твоей силой.

Деньги собирали всем миром

На месте убеждаюсь, что сегодня реальной движущей силой СП «Гиль­биринское» стали местные ТОСы. Их в поселениях всего шесть, но за три-четыре года они смогли решить уйму местных проблем.

Едем по дороге, которая приведена в порядок ТОСом «Жаргал» (председа­тель – Дашинима Пурбуев).

– Раньше по этой дороге невоз­можно было проехать, – вводит меня в курс дела Евгений Бадмаев. – «Жар­галовцы» завезли 1200 кубов грунта и привели в порядок дорогу. А сколько труда вложили в благоустройство села мои земляки из ТОСа «Баянгол» (пред­седатель – Андрей Бимбаев)! Раньше у нас была свалка, которая, наверное, пять пятилеток не убиралась. Они всё своими силами расчистили.

Приезжаем на место, где раньше была несанкционированная деревен­ская свалка, откуда вольный ветер раз­носил по всей деревне мусор. Сейчас здесь картина иная: грейдерами убра­ли накопленный хлам, территорию окопали, сделали четыре съезда для машин, и теперь есть специально отве­дённое место, куда можно сбрасывать мусор. Здесь же выкопали противопо­жарный ров. Надо было бы огородить территорию свалки, но для этого нуж­ны средства.

А вот ещё место, где приложили руки сельские активисты, а также практически все жители села Коко­рино, - местное кладбище. Тут члены ТОСа «Память» (председатель – На­талья Кокорина) и кокоринцы благо­устроили и огородили территорию. Установили металлические ворота, калитки, скамейки. Соорудили выгреб­ную яму для мусора и туалет. Силами общественников отремонтировано 1,5 километра сельской дороги. Кста­ти – один из основателей «Памяти» - индивидуальный предприниматель Ольга Черемисина. Эта предприимчи­вая и активная женщина – ещё один пример реальной инициатив­ности местных жителей. Она в своё время создала в Кокорино пункт по приёму молока, который и по сей день действует.

Через несколько минут подъезжа­ем к детской площадке в Хурамше, ко­торую построили общественники тер­риториального самоуправления «Хухэ Добо» (председатель - Татьяна Баль­жирова). Этот ТОС несколько лет назад создали жители той части села, кото­рое расположено у подножия священ­ной горы Хангай. Любо-дорого смо­треть на детскую площадку на улице Коммунистической, на строительство которой деньги собирали всем миром.

По итогам прошлого года хурам­шинский ТОС «Булжамуур» занял тре­тье место в республиканском конкурсе среди территориальных обществен­ных самоуправлений и выиграл грант в сумме 80 тысяч рублей.

– На эти средства собираемся по­строить детскую площадку по улице Бавасана Абидуева и столовую у ис­точника Ухаа Толгой, – поясняет пред­седатель ТОСа «Булжамуур» Зинаида Будажапова, в сопровождении которой подъезжаем к местности Олзон, где в 2015 году местные жители начали воз­рождать здравницу.

– Силами наших земляков мы два года назад очистили территорию ар­шана Ухаа-Толгой, – рассказывает Зи­наида Будажапова. – Построили там ванный корпус. Нашему «Булжамуу­ру» помогали многие жители села, в том числе глава поселения. Построили один домик-кемпинг.

«Пусть прирастает Хурамша теплицами и оранжереями!»

По дороге, два километра которой отгрейдировали и привели в порядок члены «Булжамуура», на источник Ухаа Толгой Евгений Бадмаев рассказывает о том, что хурамшинцы постоянно ша­гают впереди планеты всей - они люди сплочённые и предприимчивые - не потерялись даже в бушующем море лихих 90-х годов. Тогда вопреки всему возили на продажу огурцы в город, а некоторые даже умудрялись прода­вать навоз, который используют в ка­честве экологически чистого удобре­ния.

– Главное – наши люди трудолю­бивые, – продолжает глава СП «Гиль­биринское». – Несмотря ни на что тру­дятся на личных подворьях. Содержат скот. У нас более 3700 голов КРС. Ху­рамшинцы даже яков держат.

В подтверждение слов главы поселе­ния в нескольких километрах от Хурам­ши заметил среди коров чёрного яка.

А вот мы на территории аршана Ухаа Толгой.

- Здесь много сделано руками то­совцев «Булжамуур», – говорит Евге­ний Бадмаев. – А сегодня новый корпус (7х8) для жителей долины возводит шестой выпуск Гильбиринской сред­ней школы. Видите человека с топором – это один из представителей выпуска Баваасан-Доржи Цыреторов, которому помогает Жаргал Эрдынеев.

На обратной дороге из аршана заезжаем на «фазенду» известного хурамшинского овощевода Тамары Жалсараевой. Много лет она живёт и трудится, как говорят хурамшинцы, на отшибе, в местности Хал. Уму непости­жимо, как на этой каменистой местно­сти можно получать хорошие урожаи овощей! Тамара Жалсараева получает. И даже цветы выращивает. Нынче она первые огурцы сняла в своей теплице в конце апреля. По словам Тамары Фи­липповны, выращивать овощи даже на каменистой почве можно. Для этого, по её мнению, требуется «упорство, желание и цель».

Пробую легендарный зеленый ху­рамшинский «овощ-кормилец». Вкус действительно необыкновенный, огу­рец – ароматный и сочный.

Тамара Жалсараева, которая знает толк в овощах, особенно в огурцах и картошке, показывает нам святая свя­тых – теплицу.

– Это помещение – «разводка», здесь мы выращиваем до миллиона штук рассады, – рассказывает опыт­ный овощевод. - Смотрите, как нали­ваются огурцы. Здесь нужен уход. Надо вовремя поливать. И подкормка тоже нужна.

По словам Жалсараевой, при выра­щивании огурцов они не используют химические удобрения. Применяют только органику, в основном это ко­ровий навоз. Поэтому местные огурцы экологически чистые.

Председатель СП «Гильбиринское» в ответ на мнение некоторых скепти­ков, «похоронивших» хурамшинские огурцы, отметил:

– Бренд хурамшинских огурцов не угас. Есть кому продолжать дело зна­менитых гильбиринских овощеводов. Конечно, теплиц у нашего населения не так много: они - в селе Кокорино, а в Хурамше всего несколько теплиц. Хурамшинцы в основном выращивают грунтовые огурцы в личных подво­рьях. Животноводство и овцеводство у нас, видимо, в крови. Спрашиваете, по­чему Хурамшу называют «огуречным краем»? Это объясняется географи­ческим положением. Гильбиринская долина расположена в особом месте. У нас есть вода, земля, немаловажный фактор – близость города: до Улан-Удэ час хода. А главный фактор – трудолю­бивые люди.

По словам знатного овощевода ма­тери-героини Тамары Жалсараевой, в Гильбиринской долине, в частности, в Хурамше есть огромные перспективы для развития овощеводства, дальней­шего продвижения бренда хурамшин­ских огурцов.

В Хурамше, Кокорино и Гильбире живут и трудятся знатные овощево­ды, которые ещё с советских времён передают знания и бесценный опыт молодым. Сама Тамара Филипповна постоянно делится секретами своего мастерства с молодёжью.

– Можно вернуть былые традиции советских овощеводческих хозяйств. Благо в нашем поселении есть толко­вая грамотная молодёжь, – убеждена Тамара Жалсараева. – Можно получать большие урожаи капусты, картофеля, огурцов. Можно строить больше те­плиц и цветочных оранжерей.

Вместе с главой поселения подъез­жаем на Гильбиринское водохранили­ще. Это действительно дивное место: изумрудного цвета вода, лес. Здесь даже ласточки гнездятся. Но местные жители обеспокоены ситуацией, сло­жившейся вокруг этого искусствен­ного водоёма, который орошает сель­хозугодья Гильбиринской долины и частично Оронгоя. Этот огромный во­доём питает чистейшей водой три на­селённых пункта - Хурамшу, Кокорино и Гильбиру. Дело в том, что, несмотря на запрет, на это водохранилище при­езжают многочисленные отдыхающие, в основном городские. Они здесь мусо­рят, загрязняют воду и прилегающую территорию, хотя ещё шесть лет назад Совет депутатов сельского поселения «Гильбиринское» вынес решение о за­прете купания на этом месте. Это ре­шение вывешено на видном месте при въезде на водохранилище.

– Однако приезжающие сюда как будто его не замечают, - сетует Евге­ний Бадмаев. – Сельская администра­ция пытается остановить поток людей, приезжающих сюда на отдых. Но сил и полномочий для этого у неё не хватает.

По мнению главы поселения, здесь надо установить стационарный пост, где бы в летний период дежурили со­трудники полиции.

Как сообщил Евгений Бадмаев, по вине горе-отдыхающих, которые раз­жигали костры у водохранилища, не­сколько раз возникали пожары, и от огненной стихии на значительной площади выгорел лес на склонах, при­легающих к водохранилищу.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также