Блоги 31 мая 2017 2299

​«Вернёмся к нашим баранам»

Наступает лето – пора резать барана. Как правило, буряты используют овцу целиком, так дешевле и можно наесться разных вкусностей: бухлёр, ореомог, хошхоног, кровяная колбаса, шашлыки и прочее. Но вот горожане уже не па­рятся по этому поводу. Проще купить мясо на рынке.

А на улан-удэнские рынки баранину привозят в основном из Джи­ды, Хори, Еравны, Бичуры и Кижинги. Есть два сорта баранины: от мериносов и местной бурятской породы. Покупатели стараются брать не жирное мясо. У бурятской породы жир откладывается в основном на задних ногах в сторону курдюка и при этом жир не острый. То есть, более употребляемый, поскольку нагуливается на пастбищах. У мериносов жир откладывается на спине и на ребрах, и он острее.

Чем жирнее баранина, тем сложнее продать её. Местные породы считаются сальными, поскольку им важно быстрее набрать жир для благополучной зимовки на подножных кормах. Но курдюк на рынках не берут. С другой стороны, аборигены выносливее мериносов и бы­стрее растут. Поэтому их лучше забивать в возрасте до года, пока они не заросли жиром.

Мясники на рынке знают о национальных особенностях потре­бления мяса. Буряты берут любые сорта мяса, но говядину и конину зимой, а баранину летом. Русские также стали все больше покупать баранину и при этом круглый год. Многие по рекомендациям врачей, роженицы, больные, для восстановления сил. Азербайджанцы, уро­женцы Северного Кавказа и Средней Азии берут баранину в свои кафе и себе на шашлыки, плов, бешбармак и прочее. Армяне приобретают и баранину, и свинину и говядину. Любопытно, что здешние обеспе­ченные китайцы, вопреки национальным привычкам, также любят больше баранину, а не свинину. Ну, а в свои кафе и рестораны берут все сорта мяса.

И так, потребление баранины растёт, также как и его поголовье. Важную роль в этом сыграл проект «Социальная отара» продвига­емый Хамбо ламой Аюшеевым. Свой проект развития овцеводства предлагает депутат Народного Хурала Баир Доржиев, успешно зани­мающийся сельским хозяйством в родном Баргузине.

- Подобный опыт апробирован в Калмыкии и Туве, - говорит Баир Доржиев. – На базе одного хозяйства создается маточное поголовье. А затем начинающим фермерам передают по 300 овцематок. Фермер должен через год вернуть 150 маток, а ещё через год другую полови­ну. В итоге он рассчитывается, а у него самого остается порядка 300 маток. С этой уже полностью собственной отарой он дальше развива­ет свое хозяйство.

Передача овец оформляется в виде залога, где матки оцениваются по рыночной стоимости. После возврата 300 маток, залог аннулиру­ется. Это своего рода кредит, но без банковских процентов и других условий стандартного займа.

Как рассказывает Баир Доржиев, он задумался, как помочь сель­скому жителю, у которого, в среднем 20 голов крс и 30 голов овец: «Таких хозяев в Бурятии большинство. Работают они на грани рентабельности и потому составляют армию потенциальных мигрантов. Их выручка должна быть в пределах около 600 – 800 тысяч рублей в год. Из них, скажем 100 – 200 тысяч, идёт на корма, ГСМ и т.д. Чистого дохода остаётся порядка 500 тысяч рублей на семью. В таком случае им выгодно заниматься скотом. Если же семья зарабатывает меньше этого, то они уедут в город. В их бюджете должны учитываться все побочные доходы и расходы: огород, молоко, сметана, куры и прочее. Если фермер содержит не менее 60 голов крс, то только тогда, он вы­ходит на рентабельность. Должен развиваться средний класс, а это фермеры, на которых держится сельское хозяйство.

А почему овцы? Если сравнить со временем до краха социализма, то поголовье крс в соседней Монголии сократилось. Выросло пого­ловье овец и коз. Тыва, Забайкальский край и Бурятия имеют такой же сухой климат и степи. Но, чтобы вырос спрос на баранину нужно поменять вкусовые привычки. Нужно больше есть ягнятину, как это делают в Германии. В августе – сентябре забивают апрельских ягнят. Так и во всем мире, потребляют ягнят возрастом до года. У них мясо нежнее, а главное нежирное. Так же обстоит дело и с кониной, потре­бляют в основном полуторагодовалых жеребят. Кстати, у нас в Буря­тии также. На зиму в основном предпочитают жеребятину и бычков».

Итак Баир Доржиев предлагает бизнес-проект, и в этом его от­личие от, по своей сути, социального проекта Хамбо ламы. Очевидно, что его реализация может принести ощутимый экономический и социальный эффект. Конечно, в сочетании с другими формами развития агропрома. Впрочем, мы ещё «вернемся к нашим баранам»…