Блоги 13 июл 2017 1946

​​Эхиритский курултай в Кударе

Он прошёл в селе Корсаково Кабанского района. Приехали делегации, художественные коллективы и землячества Бар­гузинского, Курумканского, Кижингинского, Хоринского, Ивол­гинского, Селенгинского районов Бурятии, Баяндаевского, Эхи­рит-Булагатского и Качугского районов Иркутской области. Из Забайкальского края представительница Аги передала привет от сородичей, живущих в Харашибири, Цокто-Хангиле, Догое и Уро. Я не заметил лишь ольхонцев и баунтовцев из Монгоя.

Как видно, судьба разбросала эхиритов по всему Байкаль­скому региону, а также Монголии и Внутренней Монголии КНР. Но основным ареалом их обитания стали берега Священного Байкала, где они рыбачили, охотились, торговали, перевозили грузы (чай - по Чайному пути, муку и другие товары из Иркутска на прииски Баргузинской тайги) и даже дома. В том же Корса­ково до сих пор стоят дома, перевезённые по льду Байкала из Ольхона. А также обменивались или крали друг у друга невест, в основном славившихся своей красотой баргузинских девушек. Постепенно эти контакты прервались и переместились в новый центр внутри бурятской жизни – Улан-Удэ. Тем не менее, суще­ствует генная память и историческая логика, благодаря кото­рым они собрались вновь. Собрались, чтобы посмотреть друг другу в глаза, выпить тогоонэй арси, попеть, взяться за руки в ёхоре и в сравнении понять, кем же они стали? Но, главное, эхи­риты - прагматики и они решают конкретные проблемы эконо­мики и культуры.

Если говорить о традиционных занятиях, то это рыбалка, охота, скотоводство и земледелие, а если говорить о современ­ных сферах, то эхириты успешны во всём, и в первую очередь - в политике и бизнесе. Вот это многообразие и богатство эхирит­ского мира, безусловно, не в полной мере, проявилось здесь.

Главной площадкой стало юрточное кочевье в степи. Каждая юрта представляла один род из Корсаково: буура хэнгэлдэр, ехэ шоно, абзай, балтай, галзут, хайтал, сэгэнут и т. д. Отдельные юрты выставили другие бурятские сёла Кудары – Дулан, Ханда­ла и Ранжурово. Не было лишь представителей Сухой, в которой также живут буряты. Свои шатры поставили и администрации района, и села.

Хозяева юрт выставляли угощение, особенно потрясло го­стей невиданное изобилие рыбных блюд! Такое можно увидеть только у «морских бурят»! Кроме того, тогоонэй арси, курунга и арса, традиционные бурятские молочные напитки, которые де­лают в основном только в Баргузинской долине и Усть-Орде. В юртах и около них проводили молебны, потчевали гостей, и всё это за свой счёт. Таким образом, кударинцы показали силу ро­довой солидарности, свои мобилизационные возможности. Ведь здесь до сих пор проводят родовые, а не только территориаль­ные тайлаганы. Один из секретов местного традиционализма кроется в изолированности Кудары на островах дельты Селенги. Только в 2007 году новый мост связал её с основной частью Ка­банского района. Буряты с оставляют в сего 5 % от 57-тысячного населения района. Но они сохранились и даже процветают бла­годаря сплочённости, предприимчивости, открытости, прямому и смелому «морскому» характеру.

Пример из области политики - Валерий Пинтаев, экс-мэр Байкальска. В хозяйственной деятельности кударинцы - основ­ные поставщики рыбы в Улан-Удэ, частично в Иркутск, а также мяса и молока.

Активно развивают они и туризм. Прошедший фестиваль стал важным этапом в превращении Корсаково в «фольклор­ную деревню». А главными организаторами этого процесса стали глава села Леонид Сониев, лидер эхиритского движения курумканец Жорж Абзаев и руководитель отрасли культуры района Ирина Надрага. Они и передали эстафету фестиваля в Баргузин, где в Улюне – Улюкчикане – Ярикте, формируется ту­ристический кластер. Возможно, он пройдёт как объединённый эхирит-булагатский курултай.

Особой душевности атмосфере встречи придал молебен в честь племенных покровителей. Здесь же был и вёл с шаманами беседы ширээтэ лама Байкальского дацана Жаргал Санжиев. В самом Корсаково стоит часовня Святых Петра и Павла, воздвиг­нутая на месте церкви, стоявшей в XIX веке.

Эта веротерпимость не случайна - здешние бурятские дерев­ни исторически слиты с русскими сёлами: Корсаково с Байка­ло-Кударой, Ранжурово со Степным дворцом, Дулан с Оймуром, а Хандала с Шергино. Как сказал один из старейшин шаманов: «А что нам делить? Лишь бы людям было хорошо». И действи­тельно, буряты и эвенки, сибиряки и семейские, татары и казаки - все мы одной крови, все мы жители одной Бурятии.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ