Он прошёл в селе Корсаково Кабанского района. Приехали делегации, художественные коллективы и землячества Баргузинского, Курумканского, Кижингинского, Хоринского, Иволгинского, Селенгинского районов Бурятии, Баяндаевского, Эхирит-Булагатского и Качугского районов Иркутской области. Из Забайкальского края представительница Аги передала привет от сородичей, живущих в Харашибири, Цокто-Хангиле, Догое и Уро. Я не заметил лишь ольхонцев и баунтовцев из Монгоя.
Как видно, судьба разбросала эхиритов по всему Байкальскому региону, а также Монголии и Внутренней Монголии КНР. Но основным ареалом их обитания стали берега Священного Байкала, где они рыбачили, охотились, торговали, перевозили грузы (чай - по Чайному пути, муку и другие товары из Иркутска на прииски Баргузинской тайги) и даже дома. В том же Корсаково до сих пор стоят дома, перевезённые по льду Байкала из Ольхона. А также обменивались или крали друг у друга невест, в основном славившихся своей красотой баргузинских девушек. Постепенно эти контакты прервались и переместились в новый центр внутри бурятской жизни – Улан-Удэ. Тем не менее, существует генная память и историческая логика, благодаря которым они собрались вновь. Собрались, чтобы посмотреть друг другу в глаза, выпить тогоонэй арси, попеть, взяться за руки в ёхоре и в сравнении понять, кем же они стали? Но, главное, эхириты - прагматики и они решают конкретные проблемы экономики и культуры.
Если говорить о традиционных занятиях, то это рыбалка, охота, скотоводство и земледелие, а если говорить о современных сферах, то эхириты успешны во всём, и в первую очередь - в политике и бизнесе. Вот это многообразие и богатство эхиритского мира, безусловно, не в полной мере, проявилось здесь.
Главной площадкой стало юрточное кочевье в степи. Каждая юрта представляла один род из Корсаково: буура хэнгэлдэр, ехэ шоно, абзай, балтай, галзут, хайтал, сэгэнут и т. д. Отдельные юрты выставили другие бурятские сёла Кудары – Дулан, Хандала и Ранжурово. Не было лишь представителей Сухой, в которой также живут буряты. Свои шатры поставили и администрации района, и села.
Хозяева юрт выставляли угощение, особенно потрясло гостей невиданное изобилие рыбных блюд! Такое можно увидеть только у «морских бурят»! Кроме того, тогоонэй арси, курунга и арса, традиционные бурятские молочные напитки, которые делают в основном только в Баргузинской долине и Усть-Орде. В юртах и около них проводили молебны, потчевали гостей, и всё это за свой счёт. Таким образом, кударинцы показали силу родовой солидарности, свои мобилизационные возможности. Ведь здесь до сих пор проводят родовые, а не только территориальные тайлаганы. Один из секретов местного традиционализма кроется в изолированности Кудары на островах дельты Селенги. Только в 2007 году новый мост связал её с основной частью Кабанского района. Буряты с оставляют в сего 5 % от 57-тысячного населения района. Но они сохранились и даже процветают благодаря сплочённости, предприимчивости, открытости, прямому и смелому «морскому» характеру.
Пример из области политики - Валерий Пинтаев, экс-мэр Байкальска. В хозяйственной деятельности кударинцы - основные поставщики рыбы в Улан-Удэ, частично в Иркутск, а также мяса и молока.
Активно развивают они и туризм. Прошедший фестиваль стал важным этапом в превращении Корсаково в «фольклорную деревню». А главными организаторами этого процесса стали глава села Леонид Сониев, лидер эхиритского движения курумканец Жорж Абзаев и руководитель отрасли культуры района Ирина Надрага. Они и передали эстафету фестиваля в Баргузин, где в Улюне – Улюкчикане – Ярикте, формируется туристический кластер. Возможно, он пройдёт как объединённый эхирит-булагатский курултай.
Особой душевности атмосфере встречи придал молебен в честь племенных покровителей. Здесь же был и вёл с шаманами беседы ширээтэ лама Байкальского дацана Жаргал Санжиев. В самом Корсаково стоит часовня Святых Петра и Павла, воздвигнутая на месте церкви, стоявшей в XIX веке.
Эта веротерпимость не случайна - здешние бурятские деревни исторически слиты с русскими сёлами: Корсаково с Байкало-Кударой, Ранжурово со Степным дворцом, Дулан с Оймуром, а Хандала с Шергино. Как сказал один из старейшин шаманов: «А что нам делить? Лишь бы людям было хорошо». И действительно, буряты и эвенки, сибиряки и семейские, татары и казаки - все мы одной крови, все мы жители одной Бурятии.