В бальном зале Бурятского государственного университета проходит второй семинар по совершенствованию государственного управления по методологии Big Fast Results («Большие быстрые результаты») под руководством директора по развитию проектов Института PEMANDU при аппарате премьер-министра Малайзии Кристофера Датук Тана.
Семинар провели по поручению исполняющего обязанности Главы Республики Бурятия Алексея Цыденова ввести в практику регулярное обучение новым технологиям членов правительства Бурятии.
По словам и.о. Главы Бурятии, это первый урок и первая попытка сформулировать цели и построить работу по госуправлению.
Вел семинар директор по развитию проектов Института PEMANDU при аппарате премьер –министра Малайзии Кристофер Датук Тан. Он сам рассадил министров, которые в самом начале сели рядом друг с другом. Господин Датук Тан объяснил, что выходить за рамки привычных действий.
«Какая важная роль у вашего министерства?» - было первым заданием, которое он дал чиновникам. Время на подготовку ответов - десять-пятнадцать минут.
После этого он рассказал об экономическом чуде Малайзии. Институт PEMANDU хорошо известен во всем мире. Его создали для активизации экономики в Малайзии. Одна из его идей big fast results дала прекрасный результат в Малайзии и продолжает работать на протяжении нескольких лет.
При этом Малайзия работает по этой экономической стратегии сравнительно недавно - с 2010 года, когда к власти пришел новый премьер-министр Наджиб Тун Разак. Перестройка позволила Малайзии привлечь инвестиций на 406 млрд долларов и создать более 2 миллионов рабочих мест.
Стратегия BFR строится на восьми принципах работы. Они понятны и просты, и вроде общеизвестны. Но именно их проработка в определенной последовательности, помогает построить эффективную работу.
- Нет реализации, когда все министерства работают изолированно, нет достаточного взаимодействия. Лидер должен принимать решения, даже если им не все рады, достижение цели важнее стратегии, чтобы добиться результатов – надо начать двигаться, чтобы понять процесс – должны измениться внутри себя, участвовать в процессе улучшения должны все, нужны приоритеты. При этом ставить недостижимые цели – это хорошо, - объяснил Тан.
В качестве примера он назвал Горячинск, где побывал накануне. На первый взгляд, может казаться, что работа курорта находится в ведомстве здравоохранения, и она должна предпринимать шаги по его эффективному преобразованию. Но на практике выходит, что для развития нужно строительство хорошей дороги, эа тот вопрос в ведении министра транспорта. Поэтому лидер должен принять решение о том, чтобы направить деньги сюда, а не в Баргузин, например.
В решении вопросов процветания данной местности должны работать все министерства по своим направлениям, не распыляя средства на другое.
:
8 шагов Big Fast Results
Датук Тан объяснил, что в начале пути лидер должен действовать – он должен определить направление движения в самом начале. И только после этого подчиненные начинают выполнять основную работу.
Руководитель должен вникать в детали будущей работы. То есть важно понимать, какой сотрудник в отделе отвечает за подписание конкретного документа. Каким должен быть бюджет, по какому стандарту и так далее.
Он отметил, что критерием успеха значится ВНД – валовый национальный доход, а не ВВП. Для этого необходимо проработать приоритеты – сектора, которые внесут максимальный вклад в увеличение ВНД. Для того, чтобы стратегии были жизнеспособными необходимо задействовать в процессе все заинтересованные стороны. А ими могут быть все граждане страны.
«Затем следует шаг 2-й «Лаборатория», где прорабатываются стратегии. При этом не надо забывать, что теории должны работать «на земле», - рассказал директор по развитию проекта.
Шаг 3 – «День открытых дверей», на котором выбранные решения представляются широкой общественности. Благодаря этому никто не может через полгода сказать, что с ними не посоветовались. После этого выполняется Шаг 4 – публикуется Дорожная карта.
«Дорожная карта – это документ, выкладываемый в общий доступ. Это планы национальной программы трансформации. В них сказано, какая организация отвечает за конкретный проект, каков бюджет и сроки этого проекта – для частного бизнеса и для госорганов. Все абсолютно прозрачно, ничего не прячется», - объяснил Датук Тан.
По его словам, шаги 1-4 составляют процесс планирования. И только после этого можно переходить к Шагу 5 – «Ключевые показатели эффективности». Они определяются не самими министрами, и не их руководителем. Они назначаются на основании выполнения Шага 2 – исходя из результатов работы лабораторий: какие действия должен конкретный министр предпринять и к какому сроку для выполнения тех или иных задач.
Затем выполняется Шаг 6 – «Реализация».
«Этот шаг включает множество компонентов. Один из них — это министерская карта балльных оценок. Кабинет министров каждые полгода получает от руководителя оценочные карты, и PEMANDU отвечает за ведение этой системы оценки. Это механизм, который обеспечивает, что премьер-министр и его министры постоянно согласуют свои действия между собой. Это позволяет избежать несогласованности и противоречивости в действиях кабинета», - сообщил директор по развитию проекта.
Шаг 7 – приглашение внешних экспертов для того, чтобы они оценили результаты.
Каждый год проводится тендер, приглашаются аудиторы из других регионов или стран, которые выполняют аудит реализации программы национальной трансформации: построено ли запланированное количество дорог, как они построены и за сколько построены и т.д. Для страны это крайне важно, поскольку это позволяет объективно определять роль страны в мировой экономике.
Это поможет стране или региону оперировать в дискуссиях данными, подтвержденными ведущими аудиторами.
Восьмой шаг— это годовой отчет.
Эта стратегия дала Малайзии возможность оправиться после кризиса из-за падения цен на нефть, и остается надеяться, что при применении теории, будут результаты и в нашей республике.
Фото Анны Огородник.