Более семидесяти лам из Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тывы и Хакасии съехались в конце прошлой недели в Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг». Под руководством XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева они провели большое и полное освящение восстановленного после пожара главного храма – Цогчен дугана и отреставрированной статуи Будды Майтреи, сообщает газета «Бурятия».
Такой молебен называется «Дашинима рабнай», длится он около двенадцати часов, начинается в шесть утра и заканчивается на закате, весь день ламы читают специальные тексты с небольшими перерывами на обед и отдых. Отличительная особенность Дашинима рабнай в том, что верующие могут принести с собой из дома изображения будд, сахюусанов и божеств, которые получают «освящение посредством наполнения дыхания» – так буквально с тибетского переводится буддийский термин «рабнай». Вот почему у статуй до момента их полного освящения в такие дни всегда завязаны хадаками глаза, а с окончанием ритуала божества как бы «прозревают».
Возродился из пепла
Когда три года назад пожар уничтожил всё великолепное убранство главного соборного храма Агинского дацана, оставив только стены, мало кто сомневался, что агинцы восстановят Цогчен дуган. Об этом в торжественной речи, посвящённой праздничным событиям, 12 августа в присутствии губернатора Забайкальского края Натальи Ждановой, руководителей Агинского Бурятского округа и местного самоуправления говорил и Пандито Хамбо лама:
«Мало кто сомневался, но то, что это произошло так быстро, за три года, – большая заслуга жителей Аги и руководства округа и края».
Конечно, работы впереди ещё немало – это и художественное оформление убранства дугана, как внутреннее, так и внешнее, и изготовление алтарных статуй. Кстати, во время пожара ламы и прихожане своими силами спасли большую статую Будды, стоявшую на алтаре. Сейчас этот Будда находится на втором этаже отреставрированного Цогчен дугана как свидетель исторических событий из жизни дацана.
Ещё одна многострадальная историческая статуя – Будды грядущего периода Майтреи, или, как принято называть его по-бурятски Майдари, теперь полностью отреставрирована и тоже прошла ритуал освящения. Согласно историческим данным, Агинский дацан приобрёл эту статую в 1889 году у славящихся своей тонкой работой мастеров из Долоннора (Внутренняя Монголия, Китай). Сумэ отстроили до приобретения Майтреи, скульптуру же привозили по частям. Когда произвели окончательный монтаж статуи, то оказалось, что Майдари выше, чем здание сумэ. Проблему решили так: опустили уровень пола ниже уровня земли более чем на метр. В 1935 году сумэ и статую разобрали. В 1940 году Майдари передали в ленинградский Музей истории религии, который располагался в то время в здании Казанского собора на Невском проспекте.
Старший научный сотрудник Государственного музея истории религии, хранитель фонда «Религии Востока» Валентина Мазурина, присутствовавшая на рабнай в Агинском дацане,рассказала, что помнит статую Будды Майтреи ещё в Казанском соборе. Именно она занималась передачей в 1991 году статуи Будды грядущего Агинскому дацану. Валентина Мазурина своими глазами видела в архиве письма от лам Агинского дацана, датированные 1939 годом. В них содержалась просьба к музею забрать Будду Майдари к себе ради сохранения статуи во время закрытия буддийских храмов и во избежание грабежей находящихся в них предметов культа.
Но к тому моменту, когда учёные приехали за статуей, она уже была варварски разобрана. Видимо, вандалы искали драгоценности из обязательной внутренней закладки – ритуального наполнения, которое делают при освящении скульптуры. Непосвящённым людям кажется, что если буддисты называют закладку в статуи драгоценной, то там должно быть много золота, серебра, жемчуга, кораллов, бирюзы, особенно если размер самой скульптуры большой. На самом деле это больше ритуал, чем заполнение статуй драгметаллами, и он наделен глубоким буддийским смыслом.
Деформация, которую получили скульптуры (а единую композицию с Майтреей составляют стоящие с двух сторон Атиша и Цонкапа) после погрузки в ящики и путешествия через всю страну, исключила возможность собрать их на месте в Ленинграде. Да и здание Казанского собора – всё-таки храма, а не специального музейного помещения, не позволяло выставить статую на всеобщее обозрение. В 1991 году, когда решился вопрос о безвозмездной передаче Будды Майтреи в Агинский дацан, пару месяцев, пока вёлся поиск контейнера и проходила упаковка частей статуй, скульптуры находились в Санкт-Петербургском дацане, о чём свидетельствуют чёрно-белые фотографии того времени, прикреплённые на левой колонне в Майдари сумэ Агинского дацана.
Во время поездки с учёными петербургских музеев 9 лет назад по дацанам Агинского округа Валентина Мазурина подошла к реставрируемой скульптуре Майтреи и стала гладить её по ноге, приговаривая: «Ты моя хорошая, какая ты стала красивая», – чем повергла в шок реставраторов и хувараков, пока Дид Хамбо лама Цырен Дондукбаев не объяснил им, что она имеет полное право таким образом обращаться со статуей Будды Майдари.
Аршан с небес
Дорога из Бурятии в Агинский Бурятский округ Забайкальского края неблизкая. На машине из Иволгинского дацана в п. Агинское можно доехать только через 9,5 часов. Поэтому график участия такого большого количества лам Буддийской традиционной Сангхи России в различных молебнах в Аге был достаточно напряженным. Утром 13 августа Пандито Хамбо лама в сопровождении ширээтэ лам Сангхи провели молебен недалеко от села Таптанай, на родине XIX Пандито Хамбо ламы Жамбал Доржо Гомбоева, который находился во главе традиционных российских буддистов 19 лет, с 1964 года.
Хамбо лама Гомбоев внес большой вклад в развитие буддизма как внутри СССР, так и активно занимался международной деятельностью, именно он в 1967 году инициировал создание Азиатской буддийской конференции за мир (АБКМ), добился приглашения в СССР с визитом выдающегося буддийского учителя Бакула ринпоче (в 1968 году), а затем дважды организовал визиты Далай ламы XIV (в 1979 и 1982 годах). Совместными усилиями Пандито Хамбо ламы Жамбал Доржо Гомбоева и Хамбо ламы Монголии Гомбожава в 1969 году в Улан-Баторе открылся Буддийский университет, где в свое время обучались многие известные религиозные деятели нашей страны и Монголии, в том числе и действующие буддийский иерархи: Монголии – Чойжамц Хамбо лама и России – Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.
А днём 13 августа на территории Национального парка «Алханай» прошло освящение статуи покровителя Алханая идама Дэмчог (Чакрасамвара – санскрит), который объединяет в себе мужское и женское начало и продлевает карму, как сказал после ритуала рабнай Хамбо лама. Дамба Аюшеев призвал всех приезжающих на Алханай верующих сначала остановиться у Дэмчог дугана, поклониться статуе йогина Намнанай багши, а также идаму Чакрасамвары, вспомнив здесь своих отца, мать, родственников (фамилию – как дословно выразился Хамбо лама), малую родину и большую родину – Россию.
«И только потом со спокойной душой и совестью вы можете пойти и принимать целительные ванны, думать о здоровье тела», – завершил напутствие Пандито Хамбо лама.
Ламы говорят, что когда во время и сразу после ритуалов выпадают осадки – это отличный знак, аршан с небес. В Забайкальском крае дождь всё время сопровождал верующих. Сразу после Дашинима рабнай над Агинским дацаном разразилась гроза с молнией и громом, прошел настоящий ливень. На следующий день в Таптанае почитание Пандито Хамбо ламы Гомбоева сопровождалось мелким моросящим дождиком, шел дождь с утра и на Алханае, а во время освящения идама Дэмчог погода несколько раз менялась. По дороге домой прихожане и ламы увидели полную радугу. Все эти знаки – как радость природы на те благие пожелания и действия, которые священнослужители Буддийской традиционной Сангхи России совершили, собравшись вместе, в Забайкальском крае.