Общество 16 авг 2017 2009

​​В Агинском Бурятском округе прошли ритуалы освящения буддийских храмов и святынь

Более семидесяти лам из Бурятии, Иркутской области, Забай­кальского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Ново­сибирска, Тывы и Хакасии съехались в конце прошлой недели в Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг». Под руковод­ством XXIV Пандито Хам­бо ламы Дамбы Аюшеева они провели большое и полное освяще­ние восстановленного по­сле пожара главного храма – Цогчен дугана и отрестав­рированной статуи Будды Майтреи, сообщает газета «Бурятия».

Такой молебен называ­ется «Дашинима рабнай», длится он около двенад­цати часов, начинается в шесть утра и заканчива­ется на закате, весь день ламы читают специальные тексты с небольшими пе­рерывами на обед и отдых. Отличительная особенность Дашинима рабнай в том, что верующие могут прине­сти с собой из дома изобра­жения будд, сахюусанов и божеств, которые получают «освящение посредством наполнения дыхания» – так буквально с тибетского переводится буддийский термин «рабнай». Вот поче­му у статуй до момента их полного освящения в такие дни всегда завязаны хада­ками глаза, а с окончанием ритуала божества как бы «прозревают».

Возродился из пепла

Когда три года назад по­жар уничтожил всё велико­лепное убранство главного соборного храма Агинско­го дацана, оставив только стены, мало кто сомневал­ся, что агинцы восстановят Цогчен дуган. Об этом в торжественной речи, по­свящённой праздничным событиям, 12 августа в при­сутствии губернатора За­байкальского края Натальи Ждановой, руководителей Агинского Бурятского окру­га и местного самоуправ­ления говорил и Пандито Хамбо лама:

«Мало кто сомневался, но то, что это произошло так быстро, за три года, – большая заслуга жителей Аги и руководства округа и края».

Конечно, работы впереди ещё нема­ло – это и художественное оформление убранства ду­гана, как внутреннее, так и внешнее, и изготовление алтарных статуй. Кстати, во время пожара ламы и прихожане своими силами спасли большую статую Будды, стоявшую на алтаре. Сейчас этот Будда находится на втором этаже отреставри­рованного Цогчен дугана как свидетель исторических событий из жизни дацана.

Ещё одна многострадаль­ная историческая статуя – Будды грядущего периода Майтреи, или, как принято называть его по-бурятски Майдари, теперь полностью отреставрирована и тоже прошла ритуал освящения. Согласно историческим данным, Агинский дацан приобрёл эту статую в 1889 году у славящихся своей тонкой работой мастеров из Долоннора (Внутренняя Монголия, Китай). Сумэ отстроили до приобретения Майтреи, скульптуру же привозили по частям. Когда произвели окончательный монтаж статуи, то оказа­лось, что Майдари выше, чем здание сумэ. Пробле­му решили так: опустили уровень пола ниже уровня земли более чем на метр. В 1935 году сумэ и статую разобрали. В 1940 году Майдари передали в ленинградский Музей истории религии, который располагался в то время в здании Казанского собора на Невском проспекте.

Старший научный со­трудник Государственно­го музея истории религии, хранитель фонда «Рели­гии Востока» Валентина Мазурина, присутствовавшая на рабнай в Агин­ском дацане,рассказала, что помнит статую Будды Майтреи ещё в Казанском соборе. Именно она занималась передачей в 1991 году статуи Будды грядущего Агинскому да­цану. Валентина Мазурина своими глазами видела в архиве письма от лам Агинского дацана, датированные 1939 годом. В них содержа­лась просьба к музею забрать Будду Майдари к себе ради сохранения статуи во время закрытия буддийских хра­мов и во избежание гра­бежей находящихся в них предметов культа.

Но к тому моменту, когда учё­ные приехали за статуей, она уже была варварски ра­зобрана. Видимо, вандалы искали драгоценности из обязательной внутренней закладки – ритуального на­полнения, которое делают при освящении скульптуры. Непосвящённым людям ка­жется, что если буддисты называют закладку в статуи драгоценной, то там должно быть много золота, серебра, жемчуга, кораллов, бирюзы, особенно если размер са­мой скульптуры большой. На самом деле это больше ритуал, чем заполнение статуй драгметаллами, и он наделен глубоким буддий­ским смыслом.

Деформация, которую получили скульптуры (а единую композицию с Майтреей составляют сто­ящие с двух сторон Атиша и Цонкапа) после погрузки в ящики и путешествия че­рез всю страну, исключила возможность собрать их на месте в Ленинграде. Да и здание Казанского собо­ра – всё-таки храма, а не специального музейного помещения, не позволяло выставить статую на всеоб­щее обозрение. В 1991 году, когда решился вопрос о безвозмездной передаче Будды Майтреи в Агинский дацан, пару месяцев, пока вёлся поиск контейнера и проходила упаковка частей статуй, скульптуры нахо­дились в Санкт-Петербург­ском дацане, о чём свиде­тельствуют чёрно-белые фотографии того времени, прикреплённые на левой колонне в Майдари сумэ Агинского дацана.

Во время поездки с учёными петербургских музеев 9 лет назад по дацанам Агинско­го округа Валентина Мазурина подошла к ре­ставрируемой скульптуре Майтреи и стала гладить её по ноге, приговаривая: «Ты моя хорошая, какая ты ста­ла красивая», – чем поверг­ла в шок реставраторов и хувараков, пока Дид Хамбо лама Цырен Дондукбаев не объяснил им, что она имеет полное право таким образом обращаться со статуей Будды Майдари.

Аршан с небес

Дорога из Бурятии в Агин­ский Бурятский округ За­байкальского края неблиз­кая. На машине из Иволгинско­го дацана в п. Агинское можно доехать только через 9,5 часов. Поэ­тому график участия такого большого количества лам Буддийской традиционной Сангхи России в различных молебнах в Аге был доста­точно напряженным. Утром 13 августа Пандито Хам­бо лама в сопровождении ширээтэ лам Сангхи про­вели молебен недалеко от села Таптанай, на родине XIX Пандито Хамбо ламы Жамбал Доржо Гомбоева, который находился во главе традиционных российских буддистов 19 лет, с 1964 года.

Хамбо лама Гомбоев внес большой вклад в развитие буддизма как внутри СССР, так и активно занимался международной деятель­ностью, именно он в 1967 году инициировал создание Азиатской буддийской кон­ференции за мир (АБКМ), добился приглашения в СССР с визитом выдающего­ся буддийского учителя Ба­кула ринпоче (в 1968 году), а затем дважды организовал визиты Далай ламы XIV (в 1979 и 1982 годах). Совмест­ными усилиями Пандито Хамбо ламы Жамбал Доржо Гомбоева и Хамбо ламы Монголии Гомбожава в 1969 году в Улан-Баторе открыл­ся Буддийский университет, где в свое время обучались многие известные религи­озные деятели нашей стра­ны и Монголии, в том числе и действующие буддийский иерархи: Монголии – Чой­жамц Хамбо лама и России – Пандито Хамбо лама Дам­ба Аюшеев.

А днём 13 августа на тер­ритории Национального парка «Алханай» прошло освящение статуи покрови­теля Алханая идама Дэмчог (Чакрасамвара – санскрит), который объединяет в себе мужское и женское начало и продлевает карму, как ска­зал после ритуала рабнай Хамбо лама. Дамба Аюшеев призвал всех приезжающих на Алханай верующих сна­чала остановиться у Дэмчог дугана, поклониться статуе йогина Намнанай багши, а также идаму Чакрасамва­ры, вспомнив здесь своих отца, мать, родственников (фамилию – как дословно выразился Хамбо лама), малую родину и большую родину – Россию.

«И только потом со спокойной душой и совестью вы можете пойти и принимать целительные ванны, думать о здоровье тела», – завершил напут­ствие Пандито Хамбо лама.

Ламы говорят, что когда во время и сразу после ри­туалов выпадают осадки – это отличный знак, аршан с небес. В Забайкальском крае дождь всё время сопровождал верующих. Сразу по­сле Дашинима рабнай над Агинским дацаном разра­зилась гроза с молнией и громом, прошел настоящий ливень. На следующий день в Таптанае почитание Пан­дито Хамбо ламы Гомбоева сопровождалось мелким моросящим дождиком, шел дождь с утра и на Алханае, а во время освящения идама Дэмчог погода несколько раз менялась. По дороге до­мой прихожане и ламы увидели полную радугу. Все эти зна­ки – как радость природы на те благие пожелания и действия, которые священ­нослужители Буддийской традиционной Сангхи Рос­сии совершили, собравшись вместе, в Забайкальском крае.

Автор: Алла НАМСАРАЕВА

Читайте также