Блоги 16 авг 2017 1903

​​Слово и дело Хамбо ламы

В типографии «НоваПринт» готовится к изданию цитатник XXIV-го Пандито Хамбо ламы Дамбы Аю­шеева. Он называется: «Хамбо лама. Мысли наеди­не». Это уже третье и дополненное издание. Первое вышло так же в «НоваПринте» в 2014 году. Книга имела тогда «карманный» формат и шумный успех. Это был второй не только в духовной, но и в свет­ской бурятской литературе цитатник после книги «Зерцало мудрости» дооромбо ламы Эрдэни Хайб­зун Галшиева.

Второе издание было осуществлено в 2015 г. в издательстве «Бэлиг». Оно было приурочено к 20-летию интронизации Хамбо ламы Аюшеева. А выпущено на русском языке и селенгинском диалекте бурятского языка - языке буддизма. Ведь первые бурятские ламы были южными бурятами – сонголами, сартулами, табангутами, атаганами и так далее. Как сказал Хамбо лама: «Селенгин­ские, джидинские, ку­румканские, иркутские или хоринские буряты, старайтесь вместе друж­но жить. Ни один из ва­ших диалектов не лучше других. Говорите на своём родном наречии!».

С тех пор оба тиража разошлись по дацанам и верующим, и назрел но­вый выпуск. В третьем издании на 144 страницах уместилось около 300 цитат и высказываний Хамбо ламы, охватыва­ющих временной период около 14 лет. Для удоб­ства книга поделена на 23 главы. Значительно пополнились разделы, посвящённые Хамбо ламе Итигэлову, чинов­никам и депутатам, род­ному языку и «О себе». Появились и новые главы «Институт Пандито Хамбо лам», «Мой народ» и «О людях».

За последние годы в жизни Сангхи и бурятско­го народа произошёл ряд значимых событий, которым Хамбо лама дал свою оценку. Попробуем пере­числить только некоторые из них. Это открытие ра­дио Buryad.fm, телеканала «Селенга ТВ», реализация проекта «Социальная отара», создание художе­ственной мастерской «Эр­хим-Дархан», спортивные турниры, проведение ре­гиональных конкурсов по бурятскому языку в Ивол­гинском дацане, открытие Якутского и Байкальского дацанов, восстановление Цогчен дугана в Агинском дацане, строительство Новосибирского дацана, воз­рождение Загустайского дацана в Селенгинском дацане и так далее.

Сейчас уже очевидно, что за 22 года на посту Пандито Хамбо ламы Дамба Аюшеев превра­тил его в ведущий ин­ститут бурятского народа. После развала СССР Буд­дийская Сангха проявила максимум творческих усилий и сумела нащу­пать верный путь к серд­цам верующих. Она была способна к созиданию, по­скольку поставила во гла­ву угла служение народу, а не собственное обога­щение. И не буддийскую отрешённость и созер­цательность, а активную деятельность:

«Много лет я думал, как помочь своему народу. Ведь мы, ламы, избираем этот путь священнослужителя только ради одной цели – помогать людям. И если мы не будем этого делать, то наши верующие имеют полное право от нас от­вернуться…»

В итоге Сангха прояв­ляет свои наилучшие творческие качества не только в религии, но и в области сельского хо­зяйства, национальной культуры, спорта, обра­зования и СМИ. Успешно продвигается проект «Со­циальная отара», и Хамбо лама ярко и афористично говорит:

«Мой девиз: обмануть хитрого буря­та, заставить работать ленивого бурята. То, что не сделали коммунисты, сделаю я!» Или: «Бурят должен быть рядом с ов­цами. Там, где они пасут­ся, там и отдыхает. Там, где они отдыхают, там и философствует».

Одно из главных на­правлений деятельности Сангхи - это продолже­ние дела великих Хамбо лам по укреплению бу­рятского единства. Как известно, сначала Хамбо ламы объединили вокруг себя селенгинских бурят, затем всех остальных: хоринцев, хамниган, за­каменцев и иркутских бурят, к которым тогда, наряду с аларскими, от­носились тункинские, окинские и баргузинские буряты:

«Две губернии и две тысячи километров территории по обе сто­роны Байкала разделя­ли бурятские роды, пока Хамбо ламы не собрали их воедино! Сорок семь дацанов Восточной Сиби­ри и Забайкалья встали под руку высших лам, и буряты стали единствен­ным народом, который объединил буддизм! От Аларского дацана в При­ангарье до Цугольского дацана в Аге!»

На сегодня в Иркут­ской области работают шесть дацанов. В своё время XII Хамбо лама Итигэлов вместе с ли­дерами иркутских бурят Василием Холодовым, Сократом Пирожковым, Николаем Ханхасаевым был организатором пер­вого съезда иркутских и забайкальских бурят в марте 1915 года. А сегодня XXIV Пандито Хамбо лама говорит:

«После прихода Итигэлова выросло пер­вое поколение детей. Мы можем считать его осо­бенным и внимательно наблюдать дальнейший путь по жизни. За ними войдут в жизнь второе, третье, четвертое, пятое и последующие поколения детей, которые, думаю, будут разделяться не ро­дами, а поколениями».

Фото пресс-службы Главы и Правительства РБ