В типографии «НоваПринт» готовится к изданию цитатник XXIV-го Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Он называется: «Хамбо лама. Мысли наедине». Это уже третье и дополненное издание. Первое вышло так же в «НоваПринте» в 2014 году. Книга имела тогда «карманный» формат и шумный успех. Это был второй не только в духовной, но и в светской бурятской литературе цитатник после книги «Зерцало мудрости» дооромбо ламы Эрдэни Хайбзун Галшиева.
Второе издание было осуществлено в 2015 г. в издательстве «Бэлиг». Оно было приурочено к 20-летию интронизации Хамбо ламы Аюшеева. А выпущено на русском языке и селенгинском диалекте бурятского языка - языке буддизма. Ведь первые бурятские ламы были южными бурятами – сонголами, сартулами, табангутами, атаганами и так далее. Как сказал Хамбо лама: «Селенгинские, джидинские, курумканские, иркутские или хоринские буряты, старайтесь вместе дружно жить. Ни один из ваших диалектов не лучше других. Говорите на своём родном наречии!».
С тех пор оба тиража разошлись по дацанам и верующим, и назрел новый выпуск. В третьем издании на 144 страницах уместилось около 300 цитат и высказываний Хамбо ламы, охватывающих временной период около 14 лет. Для удобства книга поделена на 23 главы. Значительно пополнились разделы, посвящённые Хамбо ламе Итигэлову, чиновникам и депутатам, родному языку и «О себе». Появились и новые главы «Институт Пандито Хамбо лам», «Мой народ» и «О людях».
За последние годы в жизни Сангхи и бурятского народа произошёл ряд значимых событий, которым Хамбо лама дал свою оценку. Попробуем перечислить только некоторые из них. Это открытие радио Buryad.fm, телеканала «Селенга ТВ», реализация проекта «Социальная отара», создание художественной мастерской «Эрхим-Дархан», спортивные турниры, проведение региональных конкурсов по бурятскому языку в Иволгинском дацане, открытие Якутского и Байкальского дацанов, восстановление Цогчен дугана в Агинском дацане, строительство Новосибирского дацана, возрождение Загустайского дацана в Селенгинском дацане и так далее.
Сейчас уже очевидно, что за 22 года на посту Пандито Хамбо ламы Дамба Аюшеев превратил его в ведущий институт бурятского народа. После развала СССР Буддийская Сангха проявила максимум творческих усилий и сумела нащупать верный путь к сердцам верующих. Она была способна к созиданию, поскольку поставила во главу угла служение народу, а не собственное обогащение. И не буддийскую отрешённость и созерцательность, а активную деятельность:
«Много лет я думал, как помочь своему народу. Ведь мы, ламы, избираем этот путь священнослужителя только ради одной цели – помогать людям. И если мы не будем этого делать, то наши верующие имеют полное право от нас отвернуться…»
В итоге Сангха проявляет свои наилучшие творческие качества не только в религии, но и в области сельского хозяйства, национальной культуры, спорта, образования и СМИ. Успешно продвигается проект «Социальная отара», и Хамбо лама ярко и афористично говорит:
«Мой девиз: обмануть хитрого бурята, заставить работать ленивого бурята. То, что не сделали коммунисты, сделаю я!» Или: «Бурят должен быть рядом с овцами. Там, где они пасутся, там и отдыхает. Там, где они отдыхают, там и философствует».
Одно из главных направлений деятельности Сангхи - это продолжение дела великих Хамбо лам по укреплению бурятского единства. Как известно, сначала Хамбо ламы объединили вокруг себя селенгинских бурят, затем всех остальных: хоринцев, хамниган, закаменцев и иркутских бурят, к которым тогда, наряду с аларскими, относились тункинские, окинские и баргузинские буряты:
«Две губернии и две тысячи километров территории по обе стороны Байкала разделяли бурятские роды, пока Хамбо ламы не собрали их воедино! Сорок семь дацанов Восточной Сибири и Забайкалья встали под руку высших лам, и буряты стали единственным народом, который объединил буддизм! От Аларского дацана в Приангарье до Цугольского дацана в Аге!»
На сегодня в Иркутской области работают шесть дацанов. В своё время XII Хамбо лама Итигэлов вместе с лидерами иркутских бурят Василием Холодовым, Сократом Пирожковым, Николаем Ханхасаевым был организатором первого съезда иркутских и забайкальских бурят в марте 1915 года. А сегодня XXIV Пандито Хамбо лама говорит:
«После прихода Итигэлова выросло первое поколение детей. Мы можем считать его особенным и внимательно наблюдать дальнейший путь по жизни. За ними войдут в жизнь второе, третье, четвертое, пятое и последующие поколения детей, которые, думаю, будут разделяться не родами, а поколениями».
Фото пресс-службы Главы и Правительства РБ