Общество 25 авг 2017 1213

​​Дорожное закулисье: как проверяется качество асфальта в Бурятии

В испытательной лаборатории ГКУ «Бурятрегионав­тодор» ежедневно производят испытания образцов асфальта, песка, щебня и битума. Замысловатые опе­рации позволяют узнать о качестве дорожного покры­тия на том или ином участке дороги. А оно, по словам специалистов, зачастую оставляет желать лучшего. В случае, если асфальт не соответствует стандартам, не­добросовестным подрядчикам приходится за свой счёт переделывать дорогу. Ведь при подписании контрактов они обязуются не только «уложиться в сроки, но и пре­доставить качество, соответствующее всем техническим требованиям», сообщает газета «Бурятия».

В Бурятии работают две государственные лабора­тории, которые занимаются исследованием компонен­тов дорожного полотна. Одна из них находится в ведении ГКУ «Бурятрегионавтодор».

«Для качества дорож­ных работ важны точные результаты проверки ас­фальтобетона. А все необходимые данные могут полу­чить только в лабораторных условиях. Только экспертиза позволяет выявить возмож­ные нарушения, которые допускают работники на определённом этапе строительства», - расска­зывает главный инженер, замруководителя ГКУ «Бурятрегионавтодор» Игорь Петров.

В лабораторию привозят опытные образцы матери­алов, которые специалисты «вырубают» на дорогах. К слову, пробы берутся из горячих асфальтобетонов через сутки после уплотне­ния асфальта и из холод­ных — через 15 суток. После того, как подрядчик сделает часть дороги, он вызывает специалистов, которые и берут пробы дорожного по­крытия.

После этого свежий асфальт помещают в специальные формы, на­поминающие детские игрушки-куличики. Там его прессуют, проверяют на прочность и влагоустой­чивость. Если, например, асфальт не соответствует стандартам по влагоустой­чивости, то это значит, что дожди и снег очень быстро разрушат дорожное полот­но.

«Материалы должны со­ответствовать стандартам нормативной документа­ции. Например, мы проводим испытания щебеноч­но-песчаной смеси, которая укладывается в основание дороги. Сначала просушива­ем и проводим рассеивание, чтобы определить зерновой состав. Или асфальтобетон­ная смесь – отбираем про­бы, разогреваем, формуем в цилиндрах, уплотняем в прессе и затем выдержи­ваем в боевых условиях не менее 12 часов. После этого мы определяем водонасыщение асфальтобетона, его прочностные характеристи­ки, сдвигоустойчивость и трещиностойкость», - отме­чает начальник лаборато­рии Татьяна Пискунова.

Кроме асфальтобетона в лаборатории исследуют ка­чества битума, который яв­ляется связующим матери­алом в дорожном покрытии.

По словам Игоря Петро­ва, глубокие исследования вырубки позволяют опре­делить наличие техноло­гических нарушений, от­клонений от нормативных стандартов и фактов заме­щения материалов, указан­ных в документации, на бо­лее дешевые аналоги.

«Если участок, где выяв­лены нарушения, неболь­шой, то подрядчик пере­кладывает покрытие. Если отказывается, то - вплоть до расторжения договора. Деньги подрядчику вы­плачиваются только после проведения испытаний и положительных анализов. Напомню, каждый под­рядчик несет гарантийные обязательства на дорожные работы. На асфальтобетон – 5 лет, на земельное полото - 8 лет», - отмечает главный инженер ГКУ «Бурятрегио­навтодор».

Напомним, что в Буря­тии реализуется проект «Безопасные и качествен­ные дороги», направленный на развитие транспортной системы страны. На реали­зацию проекта в Улан-Удэн­ской агломерации в 2017 и 2018 годах будет выделе­но 2,5 млрд рублей. В том числе из федерального бюджета - 1,25 млрд ру­блей. В 2017 году в пределах Улан-Удэнской агломерации в эксплуата­цию сдадут 64 объекта: в Улан-Удэ, Заиграевском, Иволгин­ском, Тарбагатайском и Прибайкальском районах.

Фото пресс-службы Главы и Правительства РБ

Автор: Алёна ЦЫБИКОВА

Читайте также