Общество 30 авг 2017 1765

​Ветеринары рассказали о расследовании дела об африканской чуме и сибирской язве в Бурятии

Пресечь незаконный ввоз продукции, расследовать дело о заражённой чумой свинине и «поймать» сибир­скую язву. Это не сюжет боевика и не будни полицейско­го. Речь о ветеринарах, работа которых на первых взгляд кажется простой и безопасной. Но именно эти люди каждый день осматривают сотни голов скота, проверяют тонны мяса и молока. И именно они по первому звонку собирают группу, чтобы в тарелках у людей не оказался продукт, способный в лучшем случае привести гурмана на боль­ничную койку. Корреспонденты газеты «Бурятия» перед профессиональным праздником ветеринаров узнали, как работают республиканские специалисты.

«Футбол» в загоне

Мы едем в один из близ­лежащих от Улан-Удэ пун­ктов - Тарбагатай. На место приезжаем только к девяти утра. «Вас ждут», - говорят нам в местном отделении управления ветеринарии. Оказывается, ждут нас в 30 км от Тарбагатая, в селе Надеино, в одном из КФХ. Бригада из пяти человек работает там с шести утра. Подъезжаем в самый раз­гар ветеринарных сражений с бараньим «войском». Де­сятки животных испуганно мечутся в загонах, завидев местных Айболитов с игла­ми.

Фото Анны Огородник.


Ветеринары и хозяин КФХ Баир Будаев. Фото Анны Огородник.

- Берём кровь для иссле­дования на бруцеллёз, про­водим биркование, иден­тификацию и прививаем от сибирской язвы, - объясняет заместитель начальника Тарбагатайского филиала управления ветеринарии Иван Родионов.

На анализы бараны до­бровольно идти отказыва­ются. Каждого приходится ловить и удерживать силой. С этой работой с трудом справляются двое взрослых мужчин. Один из них вете­ринар, второй - сын ферме­ра. Парень ведёт себя как заправский вратарь, расста­вив руки в стороны, ловит «летящего» барана. Весит такой «мяч» не меньше 40- 50 кг.

- Мы сегодня здесь нахо­димся выездным отрядом, который обслуживает 80% района. Сейчас мы берём кровь и каждую овечку биркуем и записываем в журнале. Если мы находим какую-то болезнь, то по описи у нас уже номер изве­стен. И выезжаем обратно. Не все заболевания страш­ны. Вот, например, леп­тоспироз лечится. Ставим вакцину - и всё хорошо. А вот если бруцеллёз, то тог­да животное отправляется на санитарную бойню… Не дай бог, конечно, - опасливо прибавляет Иван Иванович.

Зам.начальника Тарбагатайского филиала управления ветеринарии Иван Родионов. Фото Анны Огородник.

К слову, фермеры в Тар­багатае относятся к ветери­нарам бережно, они для них - единственный барьер, ко­торый сдерживает болезни. А у фермеров достаточно своих бед.

- Волки и собаки, -  мрачно рассказывает хозяин КФХ Баир Будаев. -Выпу­скаешь на выпас, а там... Восьмерых у меня пореза­ли, а скольких ранили ещё. Волки-то ладно. Собаки сбиваются в стаи. Щенков прямо на дороге выбрасы­вают из машин.

Утренний холодок застав­ляет нас плотнее кутаться, а вот ветеринарам жарко. Они осмотрели только две трети стада. Впереди ещё рабо­та с коровами и лошадьми. Глядя на непривычно свире­пых баранов, спрашиваем у ветеринаров, не опасно ли работать с более крупными животными, особенно с но­ровистыми конями.

- Всякое бывает - и зубы выбитые были, и ноги сло­манные, - вспоминает зам­начальника филиала.


 Фото Анны Огородник.

Вот такая «безобидная» профессия. Однако люди, которые работают здесь, труд свой любят самозаб­венно. Всё д елают с улыб­кой, перекидываясь шутка­ми с фермерами. Всё у них аккуратно, так как надо: каждая колбочка с кровью пронумерована, в журнале аккуратные записи, осмо­тренные барашки щеголяют с «серьгами» - бирками на ушах. И … все за 10-11 тысяч в месяц. Было ещё меньше.


Фото Анны Огородник.

- Сейчас начальство всё делает для того, чтобы по­высить нам зарплату. Но даже с недавними набавка­ми молодой ветеринар без стажа в среднем получает пока 10-11 тысяч. Конечно, людей не хватает. Выпуск­ники смотрят на объём работы и уходят. Мотива­ция людям нужна. Без неё сложно, - разводит руками Иван Родионов.

Интересно всё же, какая мотивация у этих людей. Ведь впереди их ждут сот­ни и тысячи голов скота и несколько месяцев тяжё­лой ежедневной работы. Начался сезон плановых осмотров.


Ветеринары Тарбагатайского района во время планового осмотра животных. Фото Анны Огородник.

Борьба с хитростью

Тема безнадзорных собак знакома и ветеринарам из Иволгинского района Буря­тии.

- К нам постоянно обра­щаются люди, говорят, что бегают стаи собак. Мы объ­ясняем, что не имеем права ни на отлов, ни на отстрел бродячих псов. Этим зани­мается другая компания. Но если нам поступает звонок о бродячих животных, то мы тут же передаем информа­цию, - рассказывает началь­ник Иволгинского филиала бюджетного учреждения ветеринарии «Бурятской республиканской станции по борьбе с болезнями жи­вотных» Светлана Базарова.

Одна из таких никому не нужных животин как-то прибилась к их отделению.

- Как она сюда дошла, далеко ведь от населённого пункта? - задаются вопро­сом ветеринары. -

Беремен­ная была, голодная. Мы её спасли, конечно же...

Светлана Базарова с толи­кой гордости рассказывает, что внебюджетные доходы позволили открыть отделе­ние для осмотра и лечения всевозможных Мурок и Ша­риков. И спрос на стерили­зацию, прививки и осмотр есть. А значит, будут и собственные доходы и зарпла­ты для сотрудников.

Но всё же основная рабо­та специалистов - охранять людей и скот от заболева­ний. Безопасность других для ветеринаров важнее всего. Иволгинцы гордятся тем, что у них один из са­мых благополучных райо­нов по эпизоотической обстановке. Но и у них время от времени вылавливают «противозаконных» хрюшек и коров.


Фото Анны Огородник.

- Любое животное долж­но сопровождаться доку­ментами. Владель­цы по незнанию или по каким-то другим причинам ввозят без них. Но они ведь могу перевезти и заразу. Это основное нарушение. Нарушают и правила реали­зации. Мясо и рыбу продают в райцентре из багажника. Это опасно, - настаивает го­сударственный ветеринар­ный инспектор Управления ветеринарии РБ по Ивол­гинскому району Зорикто Дамдинов.

Порой фермеры пытаются провернуть и другие «спе­цоперации».

- Встречается очень часто, что привозят без предубой­ного осмотра. А мы смо­трим и видим, что это мясо вынужденного убоя. И вла­делец пытается «провести» мясо на рынок. Но мы его не пропускаем и вынужда­ем хозяина сдавать мясо в республиканскую лаборато­рию. Бывает у нас такое, но редко, - рассказывает врач отдела ветеринарно-сани­тарной экспертизы Светлана Дышыбалова.


Государственный ветеринарный инспектор Зорикто Дамдинов, начальник Иволгинского филиала Светлана Базарова, врач отдела ветеринарно-санитарной экспертизы Светлана Дышыбалова. Фото Анны Огородник.

Невидимая защита

О страшных болезнях рассказывает и начальник отдела организации проти­воэпизоотических меропри­ятий и мониторинга Управ­ления ветеринарии Бурятии Дмитрий Калугин. Его за­дача состоит в том, чтобы собрать данные по эпизоотической обстановке в мире, России, соседних странах и регионах. После специали­сты составляют план про­филактических мероприя­тий. Однако в любой момент ветеринары, словно «солда­ты» экстренных служб, под­нимаются по тревоге.

Начальник отдела Управ­ления ветеринарии Бурятии Дмитрий Калугин. Фото Анны Огородник.

- Из Иркутска срочный звонок. У них обнаружили партию мяса, заражённого африканской чумой сви­ней. Была информация о том, что часть партии пе­реправили в Бурятию. Не­медленно выехала наша группа. Нашли кому прода­ли мясо. Начали смотреть сопроводительные доку­менты. Выяснили, кому они поставляли мясо. Рынки и магазины просто так про­дукты не возьмут, и пар­тию мы «поймали». Успели вовремя. Это хорошо, что африканская чума свиней неопасна для человека, а представьте, что границу с незаконным ввозом может пересечь сибирская язва или бруцеллёз, - пугают нас ветеринары.

И мы с ужасом представ­ляем, повторяя слова Ивана Родионова: «Не дай бог».

Покидать ветеринаров не хочется. Мы прощаемся, обещая прийти ещё, и же­лаем им, чтобы поскорее решились все их кадровые и финансовые трудности. Ведь если не они, то кто защитит человека от ин­фекций, грозящих в лучшем случае пребыванием на больничной койке? 

Автор: Анна ОГОРОДНИК