Главная / Новости /Культура / ​Творческий путь улан-удэнки, ставшей ведущей солисткой в Монгольском театре оперы и балета

​Творческий путь улан-удэнки, ставшей ведущей солисткой в Монгольском театре оперы и балета

12-09-2017

Маленькая девочка с бантиками в гостях у тёти в ки­жингинском Могсохоне. Она вместе с сестрой Эрженой наряжается в цветастые одежды, чтобы походить на ге­роиню из индийского фильма. Девочку, которая смотрит на мир открытым взглядом больших карих глаз, зовут Арюна. А вот она, спустя мгновения, спрессованные в года, - повзрослевшая и сделавшая блестящую сцениче­скую карьеру, сама уже мама двоих детей, даёт интер­вью корреспонденту газеты «Бурятия» на отцовской даче в Улан-Удэ. Между этими двумя событиями – целая вечность, точнее, вереница эпизодов, огромное полотно жизни, сотканное из мгновений, зву­ков музыки, сотен «бис» восторженных поклонников, оваций, надежд, открытий. И ожиданий продолжения полёта на крыльях вдохновения и мечты.

Любовь к музыке - целая вселенная

Вот-вот на Бурводе дол­жен появиться джип с мон­гольскими номерами. Тем временем отец героини это­го повествования Баир Цы­денжапов рассказывает ув­лекательную историю о том, как его дочь Арюна, теперь уже яркая, сверкающая на артистическом небосклоне звезда международного масштаба, прошла путь от никому неизвестной студентки музыкального кол­леджа до ведущей солистки главного оперного театра Монголии. Вместе с отцом совершаем условное путе­шествие на экспрессе под названием «Жизнь и твор­чество Арюны Цыденжапо­вой» со станциями – «Дет­ство», «Юность», «Взрослая жизнь».

Детство. По привычному маршруту ученица «вто­рой» улан-удэнской школы» Арюна спешит в Дом пионе­ров.

«Нет, я её не заставлял идти по моей стезе, - расска­зывает Баир Цыденжапов. – С малых лет она любила петь. У неё голос был такой, как у мальчика – низкий. А потом она сама вдруг взяла и пошла в Дом пионеров по улице Ленина и записалась в детский русский народный хор, хотя была ещё совсем маленькая».

А ещё гены. Как же без них! Думаю, на роду было у Арюны написано стать певицей. И тут ничего не по­пишешь: ее отец Баир Цы­ремпилович – в недавнем прошлом успешный солист прославленного Бурятского театра оперы и балета, на­родный артист РБ. Её две бабушки (Хандабал Цыремпиловна Цыденжапова и Самацу Чи­митовна Цыбикова) пели. Да, ещё как пели народные песни - брало за душу! До сих пор Арюна помнит, как по ночам пела её бабушка:

«Песни были такие про­тяжные. Жаль, что я их не запомнила, а сейчас бурят­ская протяжная песня исче­зает. Я живу в Монголии и восхищаюсь, как много там красивых протяжных песен про ветер, степи, коней и любовь. Монголы сохра­нили эту самобытность. По сути, в этих песнях отраже­на наша кочевая жизнь».

Арюна Цыденжапова вме­сте с мужем приехала на отцовскую дачу и, взяв на руку сынишку Ариунбаяра, также мысленно возвраща­ется в детство, насыщенное звуками музыки.

«Моё первое большое му­зыкальное потрясение слу­чилось, когда мне было лет 7-8, - рассказывает Арюна. – Когда родители уезжали на гастроли, они оставляли нас у своих родственников в селе Могсохон - у дяди Бато и тёти Люды. Помню, как главный киномеханик села тётя Люда по несколько раз на дню ставила популярные индийские фильмы. Ког­да я в первый раз увидела фильмы «Танцуй, танцуй!» и «Танцор диско», красивые костюмы актёров, услыша­ла завораживающую музы­ку, песни, танцы, как и мил­лионы людей на планете полюбила волшебный мир индийского кино, песен, му­зыки. Любовь к индийской музыке – это целая вселен­ная. Так я и пристрастилась в детстве к искусству. Мы со старшей сестрой, подражая индийских актрис, обматы­вались простынями, рисо­вали красные точки на лбу как у индианок. И, конечно, пели песни - в деревне! А потом всё это плавно пере­шло в город: мы тоже шили «сари», надевали на голову «чалмы».

Первые успехи окрыляют

«Театр присутствовал в моей жизни всегда», «вся жизнь моя пропитана му­зыкой». Эти фразы, произ­несённые совсем недавно Арюной Цыденжаповой, как нельзя лучше отражают со­стояние её души, которая поёт и жаждет новых арий и песен. Жаждет новых встреч со зрителями.

«Моя мама Дарима Чи­митовна Цыденжапова, заслуженная артистка Бурятии, когда носила меня под сердцем, продолжала работать в на­шем оперном театре, где я знаю буквально каждый закуток, - продолжает свой монолог о музыке и жизни одна из лучших оперных див бурят-монгольского мира. – Я очень часто езди­ла с родителями на гастро­ли. Всё время мы вместе с сестрой Эрженой сидели в папиной гримёрке. Я была подростком и услышала, как поёт народная артистка СССР Галина Шойдагбаева, - это было ещё одним моим музыкальным потрясением. Когда она пела бурятские песни, романс Бадмы Бал­дакова «Инаг шамдаа», - это было что-то невероятное! А потом я записалась в рус­ский народный ансамбль «Сибирская карусель». Они послушали меня и сказали, что у меня «бас» - у меня был такой низкий голос. Ру­ководителем хора, откуда началась моя сольная карьера, была замечательный педагог Лариса Евгеньевна Кириллова. Как я любила русские народные песни!

Была в жизни Арюны и эстрада. В 11-ом классе она заняла первое место в дет­ском песенном конкурсе «Первый успех».

«Ох, как мы тогда радо­вались первому большому успеху нашей дочери на фестивале юных дарований, - не скрывает эмоций Баир Цыденжапов. – Она испол­нила там песню Виктора Усовича «Улан-Удэ».

Юность. Первый успех окрылил юную исполни­тельницу, тогда уже сту­дентку музыкального колледжа им. Чай­ковского. В то время её пе­дагог по вокалу, народная артистка РСФСР Надежда Петрова возлагала большие надежды на свою ученицу. Называла её «очень одарён­ной девочкой», предрека­ла ей успешное вокальное будущее. Знаменитый пе­дагог не ошиблась в своих ожиданиях: через три года после серьёзного успеха на сцене Арюна покорила но­вую творческую вершину. Очередной певческой вы­сотой для неё стало первое место на музыкальном фе­стивале «Белый месяц» в 2002 году. И вновь её успех был тесно связан с именем известного композитора Виктора Усовича. И, конечно же, первое место на «Белом месяце» дорогого стоит.

Од­нако, Виктор Усович, кото­рый знает толк в вокальном искусстве, как член жюри конкурса категорически на­стаивал на том, чтобы Гран-при вручили именно Арюне со словами «вы только послушайте, как она поёт!», мол, она эту высокую награ­ду заслужила. Но, к сожа­лению, при окончательном подведении итогов телеви­зионного песенного фести­валя к его мнению не прислушались, и Виктор Усович оказался в меньшинстве и даже наотрез отказался выйти на церемонию на­граждения. Но, как показало время, никакие огорчения, относительно неудачи не помешали Арюне свернуть с выбранного пути. А путь этот не был усеян розами.

«Оперное искусство - очень сложное: оно требует ин­теллектуальной, моральной и физической подготовки».

Эти слова Арюна произно­сит с высоты сегодняшних достижений, к которым она шла сквозь тернии к звёздам. В юности, учась в музыкальном колледже, одарённая девушка вни­мательно прислушивалась к советам своего педагога Надежды Петровой, много, очень много репетирова­ла и успевала принимать участие в музыкальных конкурсах. Однажды, вспо­минают её родители, вернулась из Уфы, где одержала блестящую победу на музы­кальном фестивале тюрк­ской молодёжи, с призом – «большущим» телевизором.

Взрослая жизнь. Сама по себе Арюна, как при­нято говорить, гармонич­но развитая личность. Это ещё десять лет назад при­метил известный журна­лист-международник Ким Болдохонов, назвав её «це­леустремленной, трудолю­бивой, с красивым, ровным меццо-сопрано с широким диапазоном: она музыкаль­на, стройна, обаятельна». А какая же гармония без счастливой личной жизни. В этом плане для нашей героини, которая умеет пра­вильно выстраивать прио­ритеты, всё сложилась как нельзя лучше: она бережно несёт по жизни любовь к близкому человеку, мужу, к детям и всеобъемлющую преданность к искусству.

Любовь творит чудеса

После окончания му­зыкального колледжа с отличием последовало ло­гическое продолжение её творческого пути: она по­ехала в Санкт-Петербург и поступила на подготови­тельное отделение Ленин­градской консерватории. И здесь поставим три точ­ки – после буквы «л»… Её величество Любовь! Она творит чудеса, придаёт, как в случае с Арюной Цыден­жаповой - силы. Так вот, именно, любовь, большая и светлая, помогла девушке в 2002 году принять верное решение (она тогда ждала ребёнка). Несмотря на то, что поступила в Ленинград­скую консерваторию, Арю­на решила поехать вместе с мужем на его родину – в степную Монголию.

Со своим будущим му­жем, тогда ещё студентом Баярхуу, дочь известного оперного певца познакоми­лась в студенческую пору на рубеже тысячелетий. Об истории любви двух удиви­тельно талантливых людей рассказывает Баир Цыден­жапов:

«Моя дочь и Баярхуу по­знакомились в Улан-Удэ в 1997 году. Как раз она гото­вилась к конкурсу «Первый успех» и ей нужна была фонограмма. И тогда наша старшая дочь Эржена по­советовала обратиться к её однокурснику из Монголии Баярхуу. Она-то и позна­комила Арюну с её буду­щим супругом. Оттуда и начинается история любви. Арюна и Баярхуу несколько лет дружили, а 2002 году мы сыграли свадьбу. По­том в Улан-Удэ родилась наша внучка Мишээл. За­тем они уехали в Монго­лию. В Улан-Баторе Арюна поступила в Монгольский Университет культуры и ис­кусств, который она окончи­ла с отличием».

Конечно же, не так про­сто было не только успешно окончить университет, но и учиться в нём.

«Когда я в первый раз приехала в Монголию, было невероятно трудно, - при­зналась Арюна, отвечая на мой вопрос «легко ли было вписаться в монгольскую действительность?». - По­тому что это совсем другая страна со своим укладом. И до сих пор мне стыдно, что я в то время не знала родного бурятского языка так сво­бодно, как хотелось бы. Но поступив в университет, я усиленно два года занима­лась монгольским языком. И сейчас я уже свободно го­ворю по-монгольски. Наша дочь Мишээл прекрасно знает оба языка, но она больше россиянка».

И снова наш разговор переходит на тему музыки. В 2008 году, когда Арюна оканчивала университет, где её педагогом была уроженка Кижингинского района Дашима Дандарова, она в качестве дипломной работы представила соль­ный концерт с полновесной оперной программой. Это был редчайший случай. После этого концерта наша землячка сразу влилась в коллектив солистов Мон­гольского государственного академического театра опе­ры и балета - без положен­ных трёх лет работы в хоре, что было тоже крайне ред­ким явлением.

Сегодня Арюна Цыден­жапова - ведущая солистка этого театра. В её репертуаре - десятки арий. Улан-удэнка вошла в историю театра, как первая в Монголии исполни­тельница партии Кармен на французском языке. В 2014 году она была на гастролях в Сан-Франциско по при­глашению Стэндфордского профессора Джин Доу Цайс произведением «Реквием» Джузеппе Верди. А в 2015 году были ещё одни памят­ные гастроли – в Тайвань, где прошли Дни культуры Монголии в городе Тайбэй. Она - отличник культуры Монголии, награждена дву­мя монгольскими медаля­ми. К сожалению, гражданка России Арюна Цыденжапова пока не имеет российских званий и наград.

«Повторяю, что труд опер­ного певца очень трудный, - говорит она. - Надо постоян­но быть в форме, а для этого нужно вести правильный образ жизни, беречь себя. Я, к примеру, ем только подтаявшее мороженое. Так что советую молодым арти­стам вести здоровый образ жизни. И ещё один совет молодым: делайте людям добро, во что бы то ни стало добивайтесь цели, которую перед собой поставили. И верьте в мечту. Мечты сбы­ваются. Живите чистыми, добрыми помыслами, и всё у вас получится».

После спектаклей в теа­тре, Арюна спешит домой, где её ждут любимые муж и дети: по её словам, для неё всё-таки на первом месте всегда семья, муж, дети – это для неё главное. Арюна – хорошая хозяйка, хорошо готовит, например, монгольское блюдо «бан­штайцай» - монгольский солёный чай с тонко накро­шенным бараньим курдю­ком, мукой, пельменями: «Это такая вкуснятина!».

Фото из Архива Монгольского театра оперы и балета

Баясхалан ДАБАИН

Теги: артисты опера Бурятия Монголия Улан-Удэ Улан-Батор Арюна Цыденжапова Монгольский театр оперы и балета



Наши издания