Главная / Новости /Авторская колонка Александра Махачкеева / ​Буддийско-исламский «дипломатический паритет»

​Буддийско-исламский «дипломатический паритет»

13-09-2017

На прошлой неделе я сходил на пятничную мо­литву в Улан-Удэнскую центральную мечеть. Было 12 часов дня, я сел, прислонившись к стене. Молит­венный зал быстро заполнялся прихожанами, в большинстве своём молодыми крепкими мужчина­ми. Внешне в основном выходцы из Средней Азии - узбеки, киргизы и таджики, поменьше из Север­ного Кавказа. Не видно азербайджанцев–шиитов (последователей второго после суннитов крупного течения в исламе), были несколько местных - бурят и русских. Всего в зале собралось более ста человек, люди сидели впритык, те, кто не смог поместиться, молились на улице и в подвале. И это в обычный, не праздничный день и в отнюдь не мусульманском городе.

После нескольких зем­ных поклонов и обраще­ний к Всевышнему веру­ющие садились на ковёр и слушали проповедь имама. Говорил он на русском языке, но молит­вы произносил на араб­ском. Темой пятничного выступления были собы­тия в Мьянме и реакция на них в российском об­ществе. Прошли митинги мусульман в Москве и Грозном, продолжаются публикации в СМИ и в социальных сетях. Ситуа­цией в этой стране озабо­тились международные организации, и в том чис­ле ООН.

По словам имама Сейфуллы Хамида, в этой стране происходят кровавые столкновения между мусульманами и буддистами. А виной все­му этому Запад, который посягает на полезные ископаемые Мьянмы и прежде всего – нефть. В качестве других объек­тов зловредных происков Запада он перечислил Афганистан, Ирак, Сирию и Ливию. И в этих стра­нах виной всему деньги, обильно льётся кровь, и единоверцы убивают друг друга.

Однако, имам отметил, что вот теперь и будди­стов назвали террориста­ми, хотя до сих пор только мусульмане фигурирова­ли в этом качестве:

«Ког­да садишься в автобус, люди, увидев человека с бородой, пугаются. Жен­щины пересаживаются! Так не должно быть. Ис­лам мирная религия. А этот плохой имидж нам создали экстремисты».

Далее Сейфулла отме­тил, что они сейчас жи­вут на буддийской земле и, несмотря на происки шайтана, должны жить в мире и дружбе с будди­стами. Примерно таков был смысл проповеди. После совершения на­маза паства быстро рас­сеялась. Осталась лишь группа прихожан: тата­рин, афганец, два киргиза и узбек. Сидя на полу, они горячо обсуждали свои приходские дела. Ведь мечеть - это не только место для молитв, но и место общения.

А что же бурятские буддисты? Какова их ре­акция на происходящее в Мьянме? Пока лишь Зорикто лама Батуев, ширээтэ Усть-Ордынского дацана в Иркутской обла­сти, публично высказался по этому поводу. В своём аккаунте в Фейсбуке он выразил сочувствие всем пострадавшим в этом конфликте. Но Зорикто лама подчеркнул, что здесь нужно отделить котлеты от мух, посколь­ку столкновения не носят межконфессиональный характер. Причина в неза­конной и неконтролируе­мой миграции, кримина­ле и геополитике.

Но почему именно Зо­рикто лама из Усть-Ор­ды? Он много лет проучился в Индии и хорошо знает ситуацию в Южной Азии. В начале нулевых, мы ездили с ним по при­мыкающему к Бангладеш – исторической Бенгалии, индийскому штату Би­хар. И воочию наблюдали исторически сложивши­еся сложные отношения между представителями разных религий. В том числе и в виде подбро­шенных нечистых для мусульман свиных голов и голов коров, священ­ных животных индуистов. Кроме того, Зорикто лама является членом Обще­ственной палаты Иркут­ской области. Он один из наиболее образованных бурятских лам, не в пер­вый раз выступает ру­пором буддистов своего региона.

Между тем, на момент сдачи материала в номер руководство Буддийской традиционной Сангхи России никак не выска­залось по этому поводу. Во-первых, сложно вы­сказаться, не распола­гая достоверной инфор­мацией из первых рук. Как в любом конфликте стороны обвиняют друг друга, а заинтересован­ные лица забрасывают фейковую информацию. Во-вторых, в своё время высшее исламское руко­водство России никак не осудило варварские под­рывы талибами статуй Будд в Афганистане. На мой взгляд, отсутствие официальной реакции Сангхи - это выражение определённой позиции по принципу дипломати­ческого паритета. И поэ­тому в данной ситуации высказывания настоятеля одного из дацанов и имама мечети - это вполне соотносимый и достаточный уровень об­мена мнениями.

И это весьма своевре­менные выступления со стороны Зорикто ламы и имама Сейфуллы.

На выходе из мечети меня прижали к забору двое мужчин «со льдинкой во взоре»: «Кто вы? Что здесь делаете? Предъявите ваши документы». Это были представители подразделения МВД по борьбе с экстремизмом. Теракты в Санкт-Петер­бурге, Сургуте, ожида­емый наплыв боевиков разгромленного ИГИЛ и, естественно, события в Мьянме заставляют их быть начеку…

Александр МАХАЧКЕЕВ

Теги: буддизм религия ислам Бурятия Улан-Удэ Мьянма



16:32

Буряад Уласай холо оршодог аймагуудта эмнэлгын туһа хүргэхэ талаар вертолёт хэрэглэгдэнэ 

16:01

Буряад хэлэнэй «Эрхим багша» элирүүлэгдэхэ 

14:31

Түрэлхи хэлэнэй хэшээл 

14:10

Бурят – монгольский зурхай с 22 по 28 ноября 

13:53

В Бурятии компания заплатила 200 тысяч рублей за продажу алкоголя без лицензии 

10:27

Буряад Уласай Кабанск аймагта газарай асуудалнуудаар зүблөөн үнгэргэгдэбэ 

09:50

РЖД не платит налог на землю в одном из посёлков Бурятии 

09:35

Туристов предупреждают о сходах лавин в Бурятии 

09:28

Байгалай хизаарай хүгжэлтэ тухай зүбшэбэ 

09:15

Александр Стопичев: «Выпускники техникумов могут стать великими людьми» 

09:00

Депутат Народного Хурала Бурятии: Люди надеются на власть, и эти надежды надо оправдывать 

08:30

Сегодня в Бурятии: Анонс событий на вторник, 21 ноября 

08:15

Зурхай на 21 ноября – 3 лунный день 

08:00

Жителей Бурятии предупреждают о гололедице и снежных накатах на дорогах 

Наши издания