Блоги 17 сен 2017 1617

​Городские мифы и реальность

Выпуск специального номера журнала «Байкал» (№4), приуроченный ко Дню города, был осуществлён при поддержке городской администрации. В номере представлена проза и поэзия тех, без кого нельзя представить историю бурятской литературы и, конечно же, — современных авторов. В большинстве своём произведения, вошедшие в специальный выпуск, так или иначе, связаны с темой города.

О любви к родному краю, о чувстве гражданского единения, неравнодушном отношении к социальным проблемам сказано в приветственном слове мэра города Александра Голкова. Эту же тему развивает известный краевед, блогер и журналист Сергей Кутейников в эссе «Чем богаты, то и пора».

«Старое и новое, буддизм и христианство, Запад и Восток — встречаются, соседствуют, перемешиваются в Улан-Удэ, создавая неповторимый конгломерат. Традиционные культуры здесь живы, и они рядом с передней линией современной цивилизации. И это не в городе, а в горожанах. Только здесь можно,послушав семейский хор, купить тунгусский оберег, подкрепившись буузами, сесть в «хёндай» и ехать в офис на переговоры с французами...».

Центральное место занимают рассказы-победители литературного конкурса «Улан-Удэнский рассказ-2017». Он был посвящён 70-летней годовщине журнала «Байкал». Важным достижением конкурса стало совместное создание участниками масштабного полотна, где в широком спектре красок, в разнообразии творческих методов предстаёт образ нашего города.

Кроме того, задача редакции состояла в своеобразном смотре творческих сил, в создании контента, необходимого для дальнейших публикаций, вызывающих интерес к происходящему литературному процессу.

«Счастье», «Обмен» и «Падение»

Первые страницы журнала отданы под рассказ Виктора Костригина «Счастье», занявший первое место. Мозаику чувств и неожиданных ситуаций передаёт «Обмен» Геннадия Башкуева (второе место), а в рассказе Андрея Игумнова «Коровья Буча» (третье место) художественное описание городских окраин подчёркивает эмоциональное состояние героя.

Приз «Выбор редакции» достался Надежде Низовкиной за рассказ «Падение» и Юрию Извекову за «Улан-Удэ. 31 июля». Стихотворные подборки Людмилы Олзоевой «Мой город», Анатолия Щитова «Зимним утром», Намжила Нимбуева «Разговор с веком», Владимира Липатова «Апрельский день», Любови Зубенко «В этом мире поднебесном» в разные годы печатались в журнале «Байкал». Это те авторы, без кого невозможно представить развитие бурятской литературы.

Творческую эстафету от них принимают поэты, чьё становление пришлось на переломный момент так называемых «нулевых».

Неужели и эта Осень

Остывает в стаканах

двориках с листом

                      лимона на дне?

Неужели Сентябрь красный

Видит белых голубей,

                   бьющих крылами

Золотую звезду зрачка?

Это строки из стихотворения известного улан - удэнского поэта Аркадия Перенова.

Елена Жамбалова в подборке «Алое на небесном» и Баярма Занаева в «Бложике» фиксируют пульс своего времени. Их поэтическое дыхание порой неровно, сбивчиво, но именно это позволяет передать многомерность современных реалий, где информационные потоки сталкиваются с потоком сознания, иногда обогащая – а иногда выжигая друг друга.

Восточный мотив в прозе города

И вновь мы обращаемся к рубрике «Проза города». Она представлена рассказами Александра Жамбалдоржиева, Раисы Белоглазовой, Лыкжимы Сампиловой, Светланы Захаровой, Надежды Варфоломеевой. Произведения взяты из архива журнала «Байкал».

Надо сказать, что со временем проявились их лучшие качества: это пристальный взгляд на вещи, тщательная пропись психологических нюансов, логическое развитие сюжета как пути духовного становления героя. Всё это заставляет задуматься и нынешнего читателя, понять скрытый смысл многих ситуаций в собственной жизни, чему и призваны содействовать истинные произведения литературы.

Семью благословляют небеса,

Когда озарена она любовью.

Старинное предание нас учит:

Жену люби и так же почитай,

Как почитают гостя дорогого,

Однажды навестившего твой дом!

Завет выдающегося поэта древней Кореи Пак Ин Но (1561–642 гг.) не теряет своей актуальности и по прошествии веков. Его лирические миниатюры открывают раздел «Восточные ворота».

Ситуация сложная, но не безысходная

«Время выбрало нас, а мы выбирали "Байкал"». ..Евгений Голубев, давний автор журнала, вспоминает молодые годы, своё первое посещение редакции и тех, кто в разное время из известных литераторов стал его наставником и другом. Но он приводит и горькие страницы конца 90-х…

То время было трудным, тяжёлым для всех нас. Журнал «Байкал», словно корабль, получивший пробоину во время шторма, ещё держался на плаву, но дни его были сочтены. Мы, внештатные авторы журнала, тоже пытались отстоять «Байкал». Сочинили коллективное письмо в защиту журнала, которое было опубликовано в газете «Правда Бурятии», ходили в горком и обком партии, взывали к общественности города.Но, увы, тщетны были все наши хлопоты. Редакцию лишили всяческих дотаций, а затем и выселили. Оставшись без крова, сотрудники мыкались по разным углам…

К сожалению эта ситуация повторяется и сейчас...Не хотелось бы, конечно, то и дело наступать на одни и те же грабли, потому «тревожный колокол» – не какой-то «звоночек», – взывает всех, кто неравнодушен к судьбе старейшего литературного издания Бурятии, не допустить повторения печальной истории. Публикация, подготовленная Владимиром Митыповым, – это дневниковые записи Михаила Танского (1869–1962) – мецената, краеведа и общественного деятеля. Читатель погружается в атмосферу конца девятнадцатого века, в неспешный (по современным меркам, конечно) путь от одной ямской станции до другой – через всю Сибирь.

Живописное описание окрестностей Верхнеудинска вызывают ностальгическую грусть. Стояло погожее утро, предвещавшее жаркий день. Вокруг всё зеленело, неумолчно трещали кузнечики, густо пахло скошенной травою, кое-где копнили сено, метали зароды, луга и поля жили страдною жизнью. Потянулись места, с которыми сроднился: понтонный мост через Степную протоку, убогая деревушка Сотниково, более зажиточная — Ошурково, Хлебная гора, обильная змеями, и первый этап на нашем пути — станция «Половинка», одинокое здание, живописно приютившееся на небольшом взлобке около зелёных гор. 27 верст осталось позади.

Раздел «Non fiction» представлен документальной повестью Дарины Самандуевой «Общепит рулит». Это вторая публикация начинающего автора, с любовью и юмором рассказывающего невыдуманные истории о самых невероятных ситуациях, с которым встречается предприниматель, решивший открыть собственное дело.

Солбон Лыгденов – это яркая восходящая звезда на кинонебосклоне Бурятии. Литературный сценарий его фильма «Булаг», уже вышедшего в прокат и запомнившегося многим, опубликован в рубрике «Кино города».В этом номере редакция постаралась раскрыть взаимосвязь окружающего ландшафта – с его художественным отображением в прозе, поэзии, документалистике, кино.

Можно завершить обзор словами из приветственного слова мэра Улан-Удэ, что «...это не просто географическая точка, но и место в сердце, которое не может быть ни «большим», ни «малым», поскольку неразрывно с судьбой, с данным на земле предназначением, с движением по пути, где мы встречаем неповторимые судьбы, разнообразные интонации, взгляды на мир».

Желаем читателям увлекательного путешествия по новым страницам журнала – путешествия, которое началось 70 лет назад, с издания первого номера, – которое продолжается и сегодня, – и, будем надеяться, продолжится в дальнейшем.

Автор: Юрий НЕВСКИЙ