В Иркутске подвели итоги финала регионального конкурса Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2017 года Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Всего в нём приняли участие 124 проекта из 17 регионов СФО и ДФО, от Бурятии подано 16 заявок, 15 из которых прошли в финал, сообщает газета «Бурятия».
Восемь проектов – в победителях
Первые места наши проекты заняли в номинации «Детское туристическое событие» - международный проект «Сказочный Сагаалган в Бурятии», «Туристическое событие в области спорта» - межрегиональный фестиваль водных видов спорта «Байкальский ветер», «Событие в области популяризации событийного туризма» - международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия», «Театрализованные шоу и карнавалы» - анимационный проект «Верхнеудинская ярмарка».
Вторых мест удостоились в номинации «Туристическое событие по популяризации народных традиций и промыслов - межрегиональный этнокультурный фестиваль эхиритских родов «Великие духи прародины», «Туристическое событие в области гастрономического туризма» - Фестиваль национальных традиций «Буузын Баяр - Праздник Буузы», третьего – в номинации «Туристическое событие по популяризации народных традиций и промыслов» республиканский фестиваль «Ночь Ёхора».
Все они будут защищать свои проекты на финале всероссийского конкурса, который пройдёт 28-29 октября 2017 года в Липецке. Мероприятия, ставшие лауреатами этого конкурса, получат статус «Национальное событие» в Национальном календаре событий.
Проекты-победители из Улан-Удэ
Из восьми проектов лауреатов финала регионального этапа четыре представлены администрацией Улан-Удэ, два из них стали победителями. Это фестиваль «Сказочный Сагаалган в Бурятии», который проводит комитет по экономическому развитию и туризму совместно с компанией «Спутник» и правительством Бурятии. Напомним, что в этом году он состоялся уже в десятый раз по целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Улан-Удэ».
Ведутся переговоры об участии в проекте 2018 года Санта-Клауса №1 в мире из Финляндии. А также анимационный проект «Верхнеудинская ярмарка», который проводит Городской культурный центр совместно с Комитетом по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству. Фестиваль проходит в период празднования Дня города Улан-Удэ и является уникальной формой представления исторического наследия города через взаимодействие бизнеса и культуры.
В активе мэрии и два вторых места - проект комитета по образованию и Городского центра детско-юношеского туризма «Международный детский культурно-туристский форум - фестиваль «Караван на Великом Чайном пути» и «Фестиваль национальных традиций «Буузын Баяр - Праздник Буузы».
Фестиваль проводится в дни Сагаалгана – празднования Нового года по восточному календарю. Фестиваль проводится комитетом экономического развития и туризма совместно с комитетом по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации Улан-Удэ.
Яркий праздник
- Мы впервые принимали участие в столь масштабном мероприятии, - говорит заместитель председателя комитета – начальник отдела туризма Мария Бадмацыренова. - И считаем, что это неплохой результат.
Проект « Буузын Баяр» проводится с 2008 года в дни Сагалгаана и призван расширить туристический сезон. Привлечь туристов в Бурятию именно зимой, придать дополнительную мотивацию им, чтобы у них появилось желание приехать в республику, познакомиться с культурой, обычаями, традициями народов Бурятии.
Проводится фестиваль в двух форматах. В первом – уличный – на площади Советов в юрточном городке проходит реализация продукция местных товаропроизводителей, дегустация традиционного бурятского блюда, независимая комиссия оценивает качество бууз.
Второй – конкурс профессионалов, в котором участвуют рестораны и кафе столицы Бурятии. В этом году в нём приняли участие 13 представителей общепита, которые представили на суд жюри свои меню бурятской кухни.
Буузы уже давно стали гастрономическим брендом Бурятии, и, по мнению Марии Бадмацыреновой, он вполне может выйти на мировой экспорт, а само блюдо должно быть представлено в мировой кулинарной корзине.
Однако первый день Нового года по лунному календарю не ограничивается проведением только фестиваля «Буззын Баяр», он объединяется с другим фестивалем «Сказочный Сагалгаан в Бурятии» и всемирным флешмобом «Глобальный ёхор», который проводит издательский дом «Буряад унэн».
- В итоге получается большой яркий праздник, - отмечает Мария Бадмацыренова.
Именно это и нужно, чтобы привлечь туристов, заинтересовать их Бурятией, и именно по этому критерию и определялись победители и призёры финала регионального конкурса Russian Event Awards.
Основным критерием стал фактор, по которому определялось, насколько интересен тот или иной туристический продукт для потенциальных туристов, каким был охват туристов того или иного мероприятия. Учитывались оригинальность события, значимость его для продвижения региона, взаимодействие организаторов с организованными и неорганизованными туристическими потоками.
- Событий в стране проходит много, и все они разные, - говорит Мария Бадмацыренова. - Понятно, что основной потребитель - это местный житель, но интересны ли они жителям других регионов?
Как выяснилось, даже очень. К примеру, в 2016 году фестиваль «Буузын Баяр» посетило около пяти тысяч туристов, из них около тысячи иностранные.
«Великие духи прародины»
Среди призёров и проект межрегионального этнокультурного фестиваля эхиритских родов «Великие духи прародины». Примечательно, что это был единственный проект от Бурятии, организаторами которого выступила именно районная администрация. А между тем эксперты от туристического бизнеса считают, что районам республики нужно активнее продвигать местную культуру в турбизнес.
Идея проекта принадлежит комитету по культуре и делам молодёжи Кабанского района, «Центру этнической культуры байкало-кударинских бурят», старейшинам кабанских сел и поддержана родовыми шаманами, главами поселений, администрацией района и общественностью. Главной целью его было объединение всех эхиритских родов, потомки которых ныне в трёх административных регионах – в Иркутской области, в Республике Бурятия, а также на Алтайском юго-западе Монголии.
Несмотря на столь обширную территориальную разобщенность, у представителей эхиритских родов общие истоки, религиозные традиции, язык, обрядность, фольклор, но никогда не было своего собственного объединяющего праздника-фестиваля.
Первый фестиваль прошел 8 июля этого года в с. Корсаково Кабанского района, газета «Бурятия» подробно освещала его.
В Иркутске организаторы фестиваля подробно рассказали о нём, погрузили экспертов, участников конкурса, зрителей в сюжет легенды о происхождении эхиритов. Рассказали и показали Усан-Лобсона – духа вод (Байкал), который даёт наставление маленькому мальчику по имени Эхирит, от которого, собственно, и происходит этот род.
С тех пор его потомки заселили большие территории. Праздник позволил разбросанным по разным местам эхиритам сплотиться, вспомнить общность и идентичность традиций и обычаев.
Похоже, вся эта история тронула экспертов, и они поддержали идею возрождения рода эхиритов, отметили, что в наше время очень важно помнить свои истоки и чтить традиции. Их волновали вопросы, есть ли перспективы у фестиваля, поможет ли он продвигать Бурятию в туристической области?
Впрочем, сомневаться в положительном ответе не приходилось. Организаторы заверили экспертную комиссию, что площадка фестиваля всегда готова встретить туристов и должна работать круглый год.
И как итог, проект Кабанского района «Межрегиональный этнокультурный фестиваль эхиритских родов «Великие духи прародины» занял второе место в номинации «Лучшее туристическое событие по популяризации народных традиций и промыслов». Получил приглашение для участия в общенациональном финале Национальной премии Russian Event Awards.
«Голос кочевников»:всё делаем правильно!
Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» ожидаемо стал победителем регионального конкурса «Russian Event Awards» в номинации «Лучшее событие в области популяризации событийного туризма».
Новостью об этом в своих аккаунтах в Instagram и Facebook поделилась художественный руководитель Бурятской государственной филармонии Наталья Уланова.
- Конечно, конкуренция была сильная, у всех много проектов, и все они яркие. Но было очень приятно, что все отметили, что у нас такой классный и яркий фестиваль. Другие регионы отметили, что сейчас за Уралом ничего подобного нет, то есть мы единственный такой фестиваль, - рассказала о финальном этапе защиты проектов Наталья Уланова.
Напомним, что международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» проходит в Бурятии с 2009 года. В основе концепции фестиваля заложена идея этнофутуризма, то есть особое отношение к этническому многообразию культуры, обращенное не в прошлое, а в будущее. Этнофутуризм – это слияние этнического материала с современным мировосприятием. Национальная культура, с точки зрения этнофутуризма, рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени. И в этом контексте «кочевники» – это символ динамики, движения и свободы.
- Вопросов от экспертной комиссии было много. Все увидели в презентационном ролике, что у нас абсолютно интересная, адекватная публика. Многие сравнивали с музыкальными фестивалями, которые проходят в стране, то, что там много пьяных, а у нас все такие трезвые. То есть все задавались вопросом, как мы привлекаем такую красивую и умную публику, - поделилась худрук Бурятской государственной филармонии.
По словам Натальи Улановой, вопрос о финансировании фестиваля был ключевым.
- Он рассматривался же не как культурное мероприятие, а как проект, туристическое событие. То есть очень важны были задуманные на будущее возможные источники заработка - выпуск сувенирной продукции, возможность предоставлять разные услуги на территории фестиваля. Продвижению фестиваля - даже не рекламе, а пиару должно уделяться очень большое внимание. Нас очень похвалили, за то, что мы работаем с туроператором. То есть мы вообще всё делаем правильно. У нас огромный потенциал, сказали нам, - рассказала директор фестиваля.
Чтобы нас узнал весь мир
Как считает Мария Бадмацыренова, участие в таких конкурсах, как Russian Event Awards, даёт много полезного, прежде всего, по продвижению своего событийного туризма.
- Конечно, у нас есть свои сайты, странички в соцсетях, - говорит она, - но намного важнее продвижение именно на таких профессиональных площадках. Потому что такие конкурсы работают конкретно на туроператоров. Итоги всех конкурсов Russian Event Awards будут собраны в событийном сборнике, в национальном календаре событий России, а он будет продвигаться на выставках, в офисах Visit Russia, который есть во всех странах мира, в частности в Китае, Германии, Франции, Японии и других. Поэтому продвижение на федеральном уровне - это совсем другая ступень.
Кстати, присутствие Бурятии на региональном конкурсе в Иркутске Russian Event Awards могло быть значительно больше. Могли быть представлены национальный спортивно-культурный праздник Сурхарбан, казачий фестиваль и другие мероприятия, которые проводятся у нас и могли бы привлечь туристов из других регионов и стран. Шире могут быть представлены и районы республики, как это сделал Кабанский, презентовавший в Иркутске свой межрегиональный этнокультурный фестиваль эхиритских родов «Великие духи прародины». Местные муниципалитеты должны вовлекать местную культуру в туристский оборот Бурятии.