В Доме дружбы народов состоялась презентация второго издания книги «Бултумурский дацан «Дамчой-равжалин», вышедшего под названием «Табангут – народ-воин. I детский фестиваль казаков-буддистов». Герои этой книги – казаки-буддисты и их потомки, которые продолжают поистине славные традиции предков, верой и правдой служивших Отечеству, сообщает газета «Бурятия».
В пекле первой мировой войны
«Мы должны чтить традиции казачества и передавать их по наследству». Эти слова, сказанные руководителем проекта, шэрээтэ-ламой Бултумурского дацана Баиром Батоцыреновым, стали своеобразным слоганом второго иллюстрированного издания об этом дацане и недавно прошедшей его презентации. Действительно, герои этой книги – казаки-буддисты и их потомки, которые продолжают поистине славные традиции предков, верой и правдой служивших Отечеству.
Полотно этого удивительного по замыслу и воплощению издания соткано из множества переплетённых между собой нитей-судеб бурятских казаков и представителей казачьего сословия. О преемственности поколений казаков-табангутов и представителей казачества других бурятских родов лучше слов говорит такой эпизод, рассказанный атаманом общественной организации «Объединение казаков по Республике Бурятия» Виктором Цыреновым.
Во время прошедшего детского фестиваля казаков-буддистов мальчик, которому на вид было меньше десяти лет, спускаясь со священной горы Бугэдын Обоо, с гордостью сказал казачьему атаману: «Я – потомок казаков, и мой прадед воевал с японцами».
Как отметил член Союза писателей Бурятии, автор книг по истории Забайкальского казачества Владимир Гармаев, казаки-буряты принимали участие не только в русско-японской, но и в Крымской, Первой мировой войнах, в подавлении боксёрского восстания в Китае, награждались Георгиевскими крестами.
Атаман Владимир Цыренов сообщил, что более 250 бурятских казаков в начале ХХ века были награждены «Георгием», среди них – полные кавалеры Георгиевского креста Аюша Сакияев и Бадмацырен Очиров. Три Георгиевских креста сверкали на мундире Радны Ганжурова.
Один из героев былых грозных времён и один из героев книги о Бултумурском дацане – казак из села Мурочи Бадмажап Батомункуев, подвиги которого описал его внук Валерий Цыденов. Он был в самом пекле первой мировой войны: в составе 20-го казачьего Читинского полка.
В 1916 году на передовой он встретился со своим братом Радной. В своё время Бадмажап Батомункуев рассказал своему внуку, что своими глазами видел атамана, известного деятеля Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенанта Белой армии Григория Семёнова, который отличался неимоверной силой и ловкостью: запросто мог вскочить в седло, не останавливая лошадь.
Кстати, у атамана Семёнова были бурят-монгольские корни: его прабабушка была буряткой. К тому же Григорий Михайлович с детства говорил по-монгольски и по-бурятски, знал обычаи бурятского народа.
Казак не растерялся на передовой
В Первой мировой войне, а также в русско-японской войне и подавлении боксёрского восстания, как пишет казачий полковник Борис Жапов, отважно сражался его прадед из табангутского рода Жамсаран Тугутов. Казаком был и дед по материнской линии главы МО «Кяхтинский район» Александра Буянтуева Цыден-Дамба Цыдыпов, также сполна хлебнувший все тяготы Первой мировой войны. Он оказался в плену у японцев, но совершил дерзкий побег.
Казачий полковник Борис Жапов на страницах книги рассказал о трагическом периоде в истории нашей республики, который коснулся его семьи.
Его дед, прихожанин Бултумурского дацана, казак-урядник Будажап Тугутов из Убур-Дзокойского сомона в 1914 году воевал на русско-германском фронте, а в смутные тридцатые годы попал под жернова репрессии: его арестовали по статье 58 (по причине того, что он служил в «белых войсках Восточного фронта», был командиром в отряде Григория Семёнова) и его расстреляли.
Также под «мясорубку ГУЛАГа» попали брат Будажапа Тугутова Цырен-Доржи и отец Жамсаран. Жамсаран Тугутов в 1930 году был расстрелян, его сын Цырен-Доржи по приговору суда получил 10 лет лагерей. Отбыв семь лет в заключении, он вернулся домой.
Трагическая участь в тридцатые и постигла Бултумурский дацан. Сам дацан был взорван, и значительную часть храмового комплекса уничтожили. Большинство лам поверглись репрессиям. К примеру, пострадал во время гонений на священнослужителей дед уроженки Нур-Тухума Екатерины Ринчиновой лама по имени Заяа убгоо.
Один из героев книги о казачьем дацане – лама Содном Данзанов, которого уважительно называли Содном габжа. Как рассказывает его внук Валерий Цыренов, Содном лама в августе 1933 года был осуждён как «враг народа». Он вернулся на малую родину лишь осенью 1949 года. Содном габжа, по рассказам земляков, обладал необыкновенными способностями. Мог указать, где находится потерявшийся скот, предвидел погодные аномалии и т. д.
- Мой прадед Дамба Эрдынеев был настоящим героем, - с гордостью говорит о своём предке, потомственном казаке нур-тухумец Саян Эрдынеев. – Он попал на передовую в августе 42-го.
Судя по наградному листу, Дамба Эрдынеев был шофёром 51-го отдельного моторизированного понтонно-мостового ордена Невского батальона восьмой понтонно-мостовой ордена Невского Неманской бригады.
Представлявший его к награде комбат назвал бойца из Бурятии «одним из отважных и самоотверженных водителей части». Скупые строки фронтового документа гласят о том, что шофёр Эрдынеев особо отличился при строительстве высоководного моста через Неман.
Однако, как рассказывал сам Дамба Дашеевич, свою первую медаль «За боевые заслуги» он получил за то, что не растерялся в сложной боевой обстановке: когда подбили его «полуторку», он запрыгнул в немецкий грузовик и привёз в штаб важные документы.
Под началом Рокоссовского
На фронте бесстрашно сражался и Александр (Санжи) Дансарунов из села Большой Луг. Он вместе со своими боевыми друзьями героически стоял насмерть под Москвой, а после войны служил в 51-м Кяхтинском погранотряде.
Под началом легендарного маршала, «кяхтинского» зятя Константина Рокоссовского нещадно бил врага кавалер двух орденов Славы хоронхоец Осор Тугутов, а его земляк Содном Замбалаев прошёл три войны. Без единого ранения вернулся домой в родную Харьясту Дашинима Санжижапов.
Когда началась война, уроженке села Усть-Кяхта Цырме Аюшеевой было только 16. В тяжелые годы военного лихолетья, наряду со стариками, мальчишками, девушки и женщины из э того с ела, в том числе юная Цырма, заготавливали лес в местности Боты. Земляки говорят, что тем самым табангутки помогли сохранить веру. И такая сила духа и способность преодолевать невзгоды и стремление быть полезными Отечеству у табангуток в крови. И это подтверждают слова настоятеля Бултумурского дацана Баира Батоцыренова:
- В 1764 году Сенат Российского государства принял историческое решение. Согласно этому документу, было создано четыре казачьих бурятских полка. Тогда на государственном уровне было прописано: ни один табангут не освобождается от срочной военной службы. По Указу Сената к казачьему сословию относились и девочки-табангутки. Даже выйдя замуж не за казака, они и всё равно оставались в казачьем сословии и знали, что их дети будут казаками. И это сохранялось до революции 1917 года.
Возрождение дацана продолжается
Как пояснил Баир-лама, первая задача мероприятия, прошедшего в Доме дружбы народов, - презентация книги. А вторая - анонсирование создания нового ансамбля, идея которого родилась во время проведения детского фестиваля на дацанском стадионе, где участники концерта показали свои таланты. Его название – «Табангут». В его состав входят жители разных сёл Кяхтинского района. Участники нового ансамбля поют не попсу, а исконно народные старинные песни, в том числе родовые, казачьи.
- Мы будем продвигать казачий ансамбль «Табангут» на сценах столицы Бурятии, - говорит Баир Батоцыренов. - В том числе для того, чтобы популяризировать бурятский язык.
В новом издании о «казачьем» дацане, расположенном на границе Селенгинского и Кяхтинского районов, немало интересных фактов. Так, не многие знают, что в своё время первый бурятский учёный Доржи Банзаров был хувараком Бултумурского дацана. Любопытно, что путешественник-исследователь, востоковед Гомбожаб Цыбиков совершил своё путешествие в Тибет по следам ламы-паломника Бултумурского дацана Лубсан Мижид-Доржи.
Ещё об одном историческом факте, связанном с табангутами и казаками, в интервью корреспонденту «Бурятии» рассказал настоятель дацана Баир Батоцыренов:
- Сыном табангутского тайши, погибшего в одном из боевых действий, был известный российский купец, гидротехник и судостроитель Михаил ( Бароно) Сердюков. Его взяли в заложники русские казаки по доносу: табангуты были воинственным племенем…
Тем временем возрождение Бултумурского дацана продолжается. Как сообщил ширээтэ лама Баир Батоцыренов, с егодня п олным ходом идёт строительство Цогчен-дугана.
Так повелось с тех пор, как по инициативе Хамбо ламы Дамбы Аюшеева началось возрождение этого дацана. В 2006 году на безлюдной прежде территории, где от древнего храма оставались груды обломков, у подножия священной горы Бугэдын Обоо силами буддийских общин Эрдэма, Дэбэна, Харьясты, Хоронхоя, Субуктуя, Большого Луга Усть-Кяхты был возведён Сахюусан дуган, построены дома для лам и столовая, хозпомещения. З атем с илами хоронхойцев был построен Зулын Гэр. Каждая буддийская община участвовала в возведении первого этажа Цогчен дугана.
И вот теперь вовсю идут работы на втором этаже Цогчен дугана. Он возводится силами представителей буддийских общин по образцу прежнего храма под руководством Чоймпол ламы. Осенью здесь в течение нескольких дней работала бригада из Хоронхоя. По-прежнему храм возрождается. Дружно, всем миром.