Общество 13 ноя 2017 2280

​«Я – потомок казаков, и мой прадед воевал с японцами»

В Доме дружбы наро­дов состоялась презента­ция второго издания кни­ги «Бултумурский дацан «Дамчой-равжалин», вы­шедшего под названием «Табангут – народ-воин. I детский фестиваль каза­ков-буддистов». Герои этой книги – казаки-буддисты и их потомки, которые про­должают поистине славные традиции предков, верой и правдой служивших Отече­ству, сообщает газета «Бурятия».

В пекле первой мировой войны

«Мы должны чтить тра­диции казачества и пере­давать их по наследству». Эти слова, сказанные руко­водителем проекта, шэрээ­тэ-ламой Бултумурского дацана Баиром Батоцыре­новым, стали своеобразным слоганом второго иллю­стрированного издания об этом дацане и недавно прошедшей его презента­ции. Действительно, герои этой книги – казаки-буддисты и их потомки, которые про­должают поистине славные традиции предков, верой и правдой служивших Отече­ству.

Полотно этого удивитель­ного по замыслу и вопло­щению издания соткано из множества переплетённых между собой нитей-судеб бурятских казаков и пред­ставителей казачьего со­словия. О преемственности поколений казаков-табан­гутов и представителей ка­зачества других бурятских родов лучше слов говорит такой эпизод, рассказанный атаманом общественной организации «Объедине­ние казаков по Республике Бурятия» Виктором Цыре­новым.

Во время прошед­шего детского фестиваля казаков-буддистов маль­чик, которому на вид было меньше десяти лет, спу­скаясь со священной горы Бугэдын Обоо, с гордостью сказал казачьему атаману: «Я – потомок казаков, и мой прадед воевал с японцами».

Как отметил член Союза писателей Бурятии, автор книг по истории Забайкаль­ского казачества Владимир Гармаев, казаки-буряты принимали участие не толь­ко в русско-японской, но и в Крымской, Первой мировой войнах, в подавлении бок­сёрского восстания в Китае, награждались Георгиевски­ми крестами.

Атаман Вла­димир Цыренов сообщил, что более 250 бурятских ка­заков в начале ХХ века были награждены «Георгием», среди них – полные кава­леры Георгиевского креста Аюша Сакияев и Бадмацы­рен Очиров. Три Георгиев­ских креста сверкали на мундире Радны Ганжурова.

Один из героев былых грозных времён и один из героев книги о Бултумур­ском дацане – казак из села Мурочи Бадмажап Батомун­куев, подвиги которого опи­сал его внук Валерий Цыде­нов. Он был в самом пекле первой мировой войны: в составе 20-го казачьего Чи­тинского полка.

В 1916 году на передовой он встретился со своим братом Радной. В своё время Бадмажап Бато­мункуев рассказал своему внуку, что своими глазами видел атамана, известного деятеля Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенан­та Белой армии Григория Семёнова, который отли­чался неимоверной силой и ловкостью: запросто мог вскочить в седло, не оста­навливая лошадь.

Кстати, у атамана Семёнова были бу­рят-монгольские корни: его прабабушка была буряткой. К тому же Григорий Михай­лович с детства говорил по-монгольски и по-бурят­ски, знал обычаи бурятского народа.

Казак не растерялся на передовой

В Первой мировой войне, а также в русско-японской войне и подавлении боксёр­ского восстания, как пишет казачий полковник Борис Жапов, отважно сражался его прадед из табангутско­го рода Жамсаран Тугу­тов. Казаком был и дед по материнской линии главы МО «Кяхтинский район» Александра Буянтуева Цы­ден-Дамба Цыдыпов, так­же сполна хлебнувший все тяготы Первой мировой войны. Он оказался в пле­ну у японцев, но совершил дерзкий побег.

Казачий полковник Борис Жапов на страницах книги рассказал о трагическом периоде в истории нашей республики, который кос­нулся его семьи.

Его дед, прихожанин Бултумур­ского дацана, казак-уряд­ник Будажап Тугутов из Убур-Дзокойского сомона в 1914 году воевал на рус­ско-германском фронте, а в смутные тридцатые годы попал под жернова ре­прессии: его арестовали по статье 58 (по причине того, что он служил в «белых во­йсках Восточного фронта», был командиром в отряде Григория Семёнова) и его расстреляли.

Также под «мясорубку ГУЛАГа» попа­ли брат Будажапа Тугутова Цырен-Доржи и отец Жам­саран. Жамсаран Тугутов в 1930 году был расстрелян, его сын Цырен-Доржи по приговору суда получил 10 лет лагерей. Отбыв семь лет в заключении, он вернулся домой.

Трагическая участь в тридцатые и постиг­ла Бултумурский дацан. Сам дацан был взорван, и значительную часть хра­мового комплекса унич­тожили. Большинство лам поверглись репрессиям. К примеру, пострадал во время гонений на священ­нослужителей дед урожен­ки Нур-Тухума Екатерины Ринчиновой лама по имени Заяа убгоо.

Один из героев книги о казачьем дацане – лама Содном Данзанов, которого уважительно называли Сод­ном габжа. Как рассказыва­ет его внук Валерий Цыре­нов, Содном лама в августе 1933 года был осуждён как «враг народа». Он вернулся на малую родину лишь осе­нью 1949 года. Содном габ­жа, по рассказам земляков, обладал необыкновенными способностями. Мог ука­зать, где находится поте­рявшийся скот, предвидел погодные аномалии и т. д.

- Мой прадед Дамба Эр­дынеев был настоящим героем, - с гордостью гово­рит о своём предке, потом­ственном казаке нур-ту­хумец Саян Эрдынеев. – Он попал на передовую в авгу­сте 42-го.

Судя по наградному ли­сту, Дамба Эрдынеев был шофёром 51-го отдельного моторизированного понтон­но-мостового ордена Не­вского батальона восьмой понтонно-мостовой ордена Невского Неманской бри­гады.

Представлявший его к награде комбат назвал бойца из Бурятии «одним из отважных и самоотвер­женных водителей части». Скупые строки фронтового документа гласят о том, что шофёр Эрдынеев особо от­личился при строительстве высоководного моста через Неман.

Однако, как расска­зывал сам Дамба Дашеевич, свою первую медаль «За боевые заслуги» он полу­чил за то, что не растерялся в сложной боевой обстанов­ке: когда подбили его «по­луторку», он запрыгнул в немецкий грузовик и привёз в штаб важные документы.

Под началом Рокоссовского

На фронте бесстраш­но сражался и Александр (Санжи) Дансарунов из села Большой Луг. Он вместе со своими боевыми друзьями героически стоял насмерть под Москвой, а после войны служил в 51-м Кяхтинском погранотряде.

Под началом легендарного маршала, «кяхтинского» зятя Кон­стантина Рокоссовского нещадно бил врага кава­лер двух орденов Славы хоронхоец Осор Тугутов, а его земляк Содном Замба­лаев прошёл три войны. Без единого ранения вернулся домой в родную Харьясту Дашинима Санжижапов.

Когда началась война, уроженке села Усть-Кях­та Цырме Аюшеевой было только 16. В тяжелые годы военного лихолетья, наря­ду со стариками, мальчиш­ками, девушки и женщины из э того с ела, в том числе юная Цырма, заготавлива­ли лес в местности Боты. Земляки говорят, что тем самым табангутки помог­ли сохранить веру. И такая сила духа и способность преодолевать невзгоды и стремление быть полезны­ми Отечеству у табангуток в крови. И это подтвержда­ют слова настоятеля Бул­тумурского дацана Баира Батоцыренова:

- В 1764 году Сенат Рос­сийского государства при­нял историческое решение. Согласно этому документу, было создано четыре каза­чьих бурятских полка. Тогда на государственном уровне было прописано: ни один та­бангут не освобождается от срочной военной службы. По Указу Сената к казачье­му сословию относились и девочки-табангутки. Даже выйдя замуж не за казака, они и всё равно оставались в казачьем сословии и зна­ли, что их дети будут каза­ками. И это сохранялось до революции 1917 года.

Возрождение дацана продолжается

Как пояснил Баир-лама, первая задача меропри­ятия, прошедшего в Доме дружбы народов, - пре­зентация книги. А вторая - анонсирование создания нового ансамбля, идея ко­торого родилась во вре­мя проведения детского фестиваля на дацанском стадионе, где участники концерта показали свои таланты. Его название – «Та­бангут». В его состав входят жители разных сёл Кяхтин­ского района. Участники нового ансамбля поют не попсу, а исконно народные старинные песни, в том чис­ле родовые, казачьи.

- Мы будем продвигать казачий ансамбль «Табан­гут» на сценах столицы Бу­рятии, - говорит Баир Бато­цыренов. - В том числе для того, чтобы популяризиро­вать бурятский язык.

В новом издании о «ка­зачьем» дацане, распо­ложенном на границе Селенгинского и Кяхтинского районов, немало интерес­ных фактов. Так, не многие знают, что в своё время пер­вый бурятский учёный Дор­жи Банзаров был хувараком Бултумурского дацана. Лю­бопытно, что путешествен­ник-исследователь, восто­ковед Гомбожаб Цыбиков совершил своё путешествие в Тибет по следам ламы-па­ломника Бултумурского да­цана Лубсан Мижид-Доржи.

Ещё об одном историческом факте, связанном с табангу­тами и казаками, в интер­вью корреспонденту «Буря­тии» рассказал настоятель дацана Баир Батоцыренов:

- Сыном табангутского тайши, погибшего в одном из боевых действий, был известный российский ку­пец, гидротехник и судо­строитель Михаил ( Баро­но) Сердюков. Его взяли в заложники русские казаки по доносу: табангуты были воинственным племенем…

Тем временем возрожде­ние Бултумурского дацана продолжается. Как сообщил ширээтэ лама Баир Бато­цыренов, с егодня п олным ходом идёт строительство Цогчен-дугана.

Так повелось с тех пор, как по инициативе Хамбо ламы Дамбы Аюшеева началось возрождение этого дацана. В 2006 году на без­людной прежде террито­рии, где от древнего храма оставались груды облом­ков, у подножия священной горы Бугэдын Обоо силами буддийских общин Эрдэма, Дэбэна, Харьясты, Хоронхоя, Субуктуя, Большого Луга Усть-Кяхты был возведён Сахюусан дуган, построены дома для лам и столовая, хозпомещения. З атем с и­лами хоронхойцев был по­строен Зулын Гэр. Каждая буддийская община уча­ствовала в возведении пер­вого этажа Цогчен дугана.

И вот теперь вовсю идут работы на втором этаже Цогчен дугана. Он возво­дится силами представите­лей буддийских общин по образцу прежнего храма под руководством Чоймпол ламы. Осенью здесь в тече­ние нескольких дней рабо­тала бригада из Хоронхоя. По-прежнему храм возрождается. Друж­но, всем миром.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также