Культура 22 ноя 2017 2822

​«Песня табунщика» - песнь любви и верности

«Песня табунщика» - один из первых фильмов на современную для Бурятии тех лет тему. Снят он на киностудии «Мосфильм» 61 год назад, в 1956 году, вышел на экраны страны 60 лет назад, в 1957 году. А всесоюзная премьера состоялась в 1959 году на второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве, сообщает газета «Бурятия».

Дорожный «талан» - бескорыстная помощь от земляков

Режиссёр «Песни табунщика» Андрей Фролов снял всего 5-6 картин, но во многих из них ему удавалось собрать звёздный состав. Также и в ленте на бурятскую тему снимались народный артист СССР Муратбек Рыскулов, народный артист РСФСР лауреат Сталинской премии Виталий Доронин, Афанасий Белов, Лев Дуров, Светлана Дружинина, Борис Новиков.


Музыку к фильму написал В.П. Соловьёв-Седой, присутствие имени которого в титрах само по себе является знаком высокого качества. Написанная им к фильму песня «О старшине милиции» стала сразу всесоюзным хитом.

Главный герой - колхозный табунщик Тумэн Жаргалов при проводах его на учёбу в столичную консерваторию стоит с взволнованным лицом, держась за поручни, в открытых дверях тамбура пассажирского вагона, прощаясь с земляками, скачущими за поездом, в то время как паровоз стремительно набирает скорость и звучит песня «До свиданья, сердцу милый, край родной, край родной!».

Её поёт исполнитель главной роли, солист Бурятского оперного театра Владимир Манкетов. Инструментальные вариации этих тактов звучат рефреном на протяжении всего фильма, перемежаясь стремительно бодрыми ритмами, характерными для Соловьёва-Седого. Всё это сразу погружает в счастливую атмосферу тех лет. Мне представляется, что если бы мне, будь я продюсером, предложили снять ремейк этого кино, я на роль Тумэна взял бы солиста Бурятской оперы Тогмита Танхаева, который, на мой взгляд, очень напоминает Манкетова.

В эпизоде проводов Тумэна на учебу в Москву, когда за поездом скачет целая кавалькада братьев-табунщиков, одноулусников, идёт песенная перекличка двух влюблённых сердец – Тумэн заклинает: «Помни меня!», Сэсэг убеждает: «Верь от души!», Тумэн настаивает: «Письма пиши!». 

И снова рефреном: «До свиданья, лес зелёный, край родной, край родной! Табуны на горных склонах, край родной, край родной!». Последние слова сливаются с гудком уносящегося вдаль поезда…

Перевоплощение шестиклассника в киноактёра

Присмотритесь к первой шеренге скачущих на лошадях вслед за поездом земляков. С левого края – возлюбленная Тумэна Сэсэг, которую играет юная узбекская актриса Дилорам Джурабаева.


Где-то рядом прибивается к ней надеющийся воспользоваться отъездом её жениха и добиться благосклонности красивой девушки извечный соперник Тумэна - табунщик Шагта, в прекрасном исполнении народного артиста России Буянто Аюшина.


А ведь все табунщики и земляки, в том числе и Шагта, собрали по бурятскому обычаю в поддержку Тумэна, отъезжающего на учёбу в Московскую консерваторию, дорожный талан – «на удачу и счастье».

Тумэн красив и статен, но главное, он одарён от природы редким по музыкальности и тембру, очень сильным голосом. Вот только где же улусному пареньку было выучиться нотной грамоте. Но пока он без страха и упрёка мчится в столицу в поезде с изумрудно-зелеными вагонами. И зря старается Шагта – девушка горячо любит Тумэна и сохранит ему верность.

Неподалёку от Сэсэг лихо скачет на лошади и машет кепкой, держа её в правой руке, мальчишка. Это почтальон Доржи, которого играет шестиклассник Загустайской средней школы Селенгинского района Саша (ныне Александр Чимитович) Дамбиев, мой троюродный брат. Именно ему выпал редкий по тем временам жребий – сняться в кинокартине, которую покажут по всему Советскому Союзу.


А произошло это так: летом 1956 года представители съёмочной группы сначала предложили сняться в массовке его деду Бадмажап бабаю, который по-старинному носил бурятский повседневный халат – тэрлик.

Помощники режиссёра спросили у дедушки, нет ли у них в улусе мальчишки 13-14-ти лет, умеющего лихо управляться с лошадью, кроме того свободно и грамотно изъясняющегося по-русски.

Всем этим параметрам как нельзя лучше соответствовал его внук Саша Дамбиев. С Володей Ломбоевым, тоже отчаянным наездником, Саша поехал из Тохоя в Гусиноозёрск, где в 1-й школе располагалась табором съёмочная группа. Придирчивые помощники режиссёра подвергли пацанов испытаниям.

Проверку лучше выдержал Саша, который на просьбу прочитать стихотворение Пушкина, громко и чётко продекламировал с отменной дикцией и выражением, показав, что он не ударит лицом в грязь и перед кинокамерой. Ну, а на кавалерийской лошади из Кяхтинского погранотряда потомственный тохойский казак сидел, как влитой.

Почти целый месяц Саша жил со знаменитыми бурятскими артистами - певцом Николаем Таровым, драматическими артистами Чойжинимой Гениновым, Дагбой Дондуковым, Буянто Аюшиным и другими в одном вагоне на станции Убукун, что в селе Харгана Селенгинского района. Недалеко оттуда, рядом с селом Нижний Убукун, снималась одна из ключевых и в то же время сложных сцен фильма.

По сценарию жеребёнок Маладай, что означает рыжий с белым пятном на лбу, предназначался Тумэном в подарок для возлюбленной Сэсэг, которая именно в этот день должна была вернуться из дальнего города, выучившись на учительницу. И этот самый Маладай, отбившись от табуна, забредает на полотно железной дороги. А тут уже не так далеко показался поезд. Что делать? Тумэн, хлестко подбодрив свою лошадь кнутом, догоняет и, обойдя поезд, на скаку сгоняет беззаботного жеребёнка с рельсов.

Сэсэг, ехавшая именно в этом поезде, увидев в окно скачущего во весь опор вдоль железной дороги Тумэна, заподозрив неладное, прорывается в тамбур и, открыв дверь, на ходу прыгает с подножки под откос насыпи. Находит Тумэна, свалившегося от неимоверного напряжения без памяти в траву, и приводит его в чувство. Влюблённые нежно целуются.

В этом эпизоде зритель, конечно же, не заметит целую цепь «подстав» (без отрицательного оттенка). На кинокадрах Тумэн начинает гнаться за поездом на перевале Алтан за селом Харгана, над Абрамовским озером.

Через мгновение в следующем кадре Тумэн оказывается уже за десять километров у Нижнего Убукуна, где, наконец, якобы догоняет и обходит поезд. На экране всё это выглядит очень эффектно – скачка по перевалу над гладью озера внизу под горой, а потом по ровной степи вслед за пыхтящим паровозом. Местность, у Нижнего Убукуна была выбрана потому, что здесь невысокая насыпь. Это удобно для лошади, чтобы без труда перескочить на шпалы. Обычные киношные уловки.

И ещё один приём, незаметный для зрителя: на лошади скачет не сам Тумэн, то есть исполнитель его роли Владимир Манкетов, а лошадник, тоже из нашего села Тохой, колхозный механизатор, шофёр, по совместительству лихой наездник Юрий Жамсуев, который, подвергаясь реальной опасности, скачет по шпалам впереди паровоза.

С поезда в реальности соскакивает опять же не Сэсэг (Дилорам Джурабаева), а спортсменка, десятиклассница из Улан-Удэ Геля Сафронова, бурятка по национальности, выполнявшая на съёмках функции каскадёра. Переодевшись в платье, точь-в-точь такое же, как у Сэсэг, она с подножки в тамбуре прыгает на относительно тихом ходу и скатывается по откосу насыпи вниз.

В роли почтальона Доржи

В одном из первых эпизодов фильма Саша Дамбиев играет роль юного Доржи. Он в качестве почтальона привозит на лошади вечером во время сильной грозы на стоянку колхозного табуна телеграмму старому табунщику Бадме (народный артист СССР Муратбек Рыскулов из Киргизии) от его внучки Сэсэг о том, что на следующий день она приедет поездом домой после окончания учёбы. Весь мокрый, вручив деду телеграмму, он возбужденно говорит: «За мной гнались волки! Они хватали моего коня за ноги!».

Всё начало фильма снято за перевалом Убиенная, в местности Хара Тогоо. Здесь, недалеко от Новоселенгинска, сейчас воздвигнут Дворец Белой Тары, посвящённый высшим руководителям России - русским царям и президентам.

В Хара Тогоо сколотили из жердей загородку для колхозного табуна (в реальности это был табун колхоза имени Сталина в то время с центром в селе Арбузово, сейчас не существующего), поставили юрту в качестве жилья для табунщиков. Эпизод с вручением телеграммы, по словам Александра Чимитовича потребовал пяти дублей. Перед каждым заходом в юрту Сашу обильно поливали водой. Так что, несмотря на лето, он порядком продрог. Здесь же, в Хара Тогоо Тумэн, выпасая колхозный табун, оглашает степь своими песнями, приводя в восхищение деда Бадму.

Эпизод, где Тумэн ловит арканом убежавшего в табун Маладая, снят возле села Ташир Селенгинского района. А эпизод, в котором Доржи привозит телеграмму от Тумэна из Москвы, в которой он поторопился зачислить себя в студенты, снят уже в центре Иволги. Там для съёмок построили бутафорский фасад колхозной конторы, начальную школу, где учит детей Сэсэг, её дом с обстановкой.

Там же, в центре райцентра, на старом стадионе сняли колхозный праздник с ёхором, где пляшут и поют артисты оперного театра. Собственно это уже финал фильма.

А до этого, провалившись из-за незнания нотной грамоты на экзамене, Тумэн становится сотрудником московской милиции и заодно солистом милицейского хора, а также изучает ноты с преподавателем музыки. В том же году самобытный певец на концерте в присутствии преподавателей консерватории, превосходно исполнив ариозо Алеко из одноимённой оперы Рахманинова, как бы неофициально сдаёт экзамен и становится студентом. Это означает ещё и возвращение благосклонности желанной невесты – Сэсэг.

Александр Чимитович не стал киноактёром, он пригодился там, где родился, то есть в родном Тохое. В армии возил высокого руководящего чина атомного центра Арзамас-16 (ныне город Саров). С 1970-го по 2002 год работал в Селенгинском объединении «Сельхозтехника», где от слесаря по ремонту, водителя вырос до управляющего крупнейшего в республике предприятия подобного профиля.

Заочно окончил БГСХИ. Жена Галина (Хандажап) Дондоковна, родом из Мухоршибири, много лет проработала учителем биологии в Загустайской средней школе. Воспитали сына Жаргала (живёт в Москве) и дочь Сэсэгму (живёт в Улан-Удэ). Четверо внуков. Четыре последних года чета Дамбиевых зимовала в турецкой части Кипра, где присматривала за сыновьями Жаргала Бато и Тумэном, учившимися в школе с преподаванием на английском языке. Теперь они учатся в Австралии. Там же учится дочка Сэсэгмы Аюна. Младший внук Даши пока учится в 10-м классе в Улан-Удэ.

Александр Чимитович – заслуженный инженер Бурятии, имеет много грамот. В 2007 году стал лауреатом конкурса «Лучшие люди Бурятии», проводимого Издательским домом «Буряад унэн». Построил субурган на обо Сундулга. В эти дни старший из тохойского рода янгутов (енгууд) отмечает 75-й день рождения. С юбилеем, Алексанхай! Здоровья, счастья и долголетия!

Кстати, Александр Дамбиев – единственный здравствующий из участников съёмок «Песни табунщика». Возможно, живы Дилорам Джурабаева и Геля Сафронова. Знающие что-либо о них пусть сообщат автору этих строк. И в качестве предложения новому руководству Минкульта: ни в 2016-м, в год 60-летия съёмок фильма, ни в нынешнем, когда исполняется 60 лет выходу на экраны СССР, не проходило сколько-нибудь заметных мероприятий, посвящённых замечательному фильму, кроме одного - в Музее истории Бурятии.

Правда, в 2019-м исполнится 60 лет Всесоюзной премьере фильма на IIдекаде бурятского искусства и литературы. Необходимо исправить этот недостаток.

Фото Намжилмы Бальжинимаевой, из семейного альбома и Интернет

Автор: Николай БАДМАРИНЧИНОВ