Власть 24 ноя 2017 1315

​Виктор Аюшеев: «Депутаты из Закамны работают в тесном контакте»

Интервью с экс-главой Закаменского района, а ныне парламентарием Виктором Аюшевым, началось не совсем обычно: депутат пригласил корреспондента «Бурятии» на заседание рабочей группы, на котором, в частности, накануне очередной сессии НХ РБ рассматривались вопросы развития сельского хозяйства республики. На совещании ещё раз убедился, что в недавнем прошлом руководитель горной Закамны активно участвует в обсуждении, чётко выражает своё видение проблемы, сообщает газета «Бурятия».


Было ясно, что Виктор Аюшеев хорошо знает тему, разбирается в вопросах бюджетирования, экономики муниципалитетов, перспективах развития агропромышленного комплекса. После заседания депутат о чём-то оживлённо беседовал с зампредом Правительства Бурятии по АПК – министром сельского хозяйства и продовольствия РБ Даба-Жалсаном Чириповым. Оно и понятно: успех работы парламентария зависит и от того, как он умеет выстраивать отношения с руководством министерств и ведомств.

Нет кормов – не растёт поголовье

- После того, как стал депутатом Народного Хурала, полтора года работал в земельном комитете, а потом перешёл в бюджетный, - предваряет мой первый вопрос Виктор Аюшеев. – Конечно, по сравнению с работой в должности главы района, в депутатстве есть свои «плюсы» и «минусы».

Три года я постоянно говорю о том, что в республике должен быть бюджет развития: средства должны быть аккумулированы для развития малого бизнеса, промышленности, сельского хозяйства, то есть для поддержки тех отраслей, которые предусматриваются государственными программами.

Понимаю, здесь всё упирается в то, что у нас дотационный бюджет, а ещё наш бюджет социальный. Бюджет развития должен быть направлен на развитие экономики республики, в том числе на агропромышленный комплекс. Чтобы сегодня ни говорили, 46% населения республики проживает в сельской местности. И личные подворья на сегодня производят 90% в целом валовой продукции, и при этом практически не получают не копейки.

- Что ваш комитет и вы лично предпринимаете для того, чтобы изменить положение дел в ЛПХ?

- В самый засушливый 2015 год мои коллеги поддержали финансирование хозяйств, которые имеют 10 голов коров, на сумму 200 млн рублей, хотя правительство республики предлагало профинансировать более 25 голов коров в сумме 100 млн рублей.

Вместе с депутатами Бато Семёновым и Баиром Гармаевым внесли поправку в бюджет 2017 года в сумме 190 млн рублей на развитие сельского хозяйства. На днях на одном из заседаний в Народном Хурале я ещё раз ставил вопрос о том, что, поддерживая АО «Молоко Бурятии» - будем выделять этому предприятию 250 млн рублей – мы не должны забыть о поддержке закупа молока у населения. Если мы будем поддерживать закуп, у сельчан будут доходы.

Пока по этому направлению поддержки выделяются небольшие средства. Я предлагал коллегам, что на средства, которые АО «Молоко Бурятии» будет возвращать в бюджет, в районах республики надо создавать центры по закупу молока у личных подворий. Ведь в каждом районе нужны современные молоковозы, современное оборудование.

То есть предоставляя 250 млн рублей в качестве займа для АО «Молоко Бурятии», мы должны быть уверены в том, что это предприятие будет покупать не сухое молоко из других регионов, а именно молоко у сельчан. В этом плане следует создавать новые СПОКи, которые будут закупать молоко у нашего населения. Опять же СПОКам надо приобретать холодильники, автомашины.

Моё личное мнение – по АО «Молоко Бурятии» принято половинчатое решение. Ведь не секрет, что сельчане задают резонные вопросы представителям власти и народным избранникам: почему на селе не создаются условия для реализации молока и мяса? Об этом я буду говорить и на предстоящей в конце ноября сессии Хурала.

- Виктор Васильевич, а можно ли изменить статус личных подворий?

- Я работал в районе, общаюсь с людьми и вижу, что у государства неправильные подходы по этой проблематике. Первое - налоги. Сегодня сельчане не готовы платить налоги. Вторая проблема – бухучёт.

На мой взгляд, для решения этой проблемы личные подсобные хозяйства должны приобретать патент, причём понятный для всех. Многие представители ЛПХ хотели бы изменить статус, но они боятся отчётности. Таким образом, в России будут получать минимальные пенсии будущие пенсионеры: сельчане налоги не платят, и получается, что не думают о себе.

- Знаем, что вы, Виктор Васильевич, часто бываете в родном районе, встречаетесь с сельскими жителями на местах. Что их волнует, беспокоит? Какие проблемы, в частности, в горной Закамне требуют наискорейшего решения?

- В нашем районе хорошо развита социальная сфера: в каждом селе есть школы и другие социально значимые объекты. Но сегодня в Закамне остро стоит вопрос о развитии сельского хозяйства.

В своё время действовала республиканская программа «Молодые семьи». Уверен, что у нас в республике поголовье скота не растёт, потому что основной скот сконцентрирован в сёлах. Помню, что было время, когда по вышеназванной программе 180 молодых семей выехали из сёл на дальние гурты и заимки.

Сегодня в сёлах мало пастбищ, негде косить сено, и по этой причине люди держат всего по 3-4 головы. Мы людей ограничиваем в пастбищах и сенокосах: нет кормов – не растёт поголовье.

Туризм на Байкале: требуются чистота и безопасность

- Какие проблемы сельчан требуют скорейшего решения?

- В Закаменском районе порядка 9 тысяч голов лошадей, и существует проблема с реализацией конины и баранины. Сегодня «Бурмяспром» закупает всего 10% местной мясной продукции. Убеждён, что тут мы проигрываем в цене.

Поэтому мы должны предоставить субсидии сельчанам, и закупать у них молоко и мясо, и в этой части должны работать сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Ещё одна проблема сельских территорий – дороги. Я этот вопрос не раз поднимал. Раньше, когда в республике было предприятие «Бурятавтодор», например, дорога до Далахая и Баянгола «подчинялась» республике.

А сейчас она относится к району, потому и денег не хватает. И с каждым годом состояние наших сельских дорог ухудшается. Для изменения ситуации с сельскими дорогами нужна программа. В то же время требуются и новые проекты для решения других вопросов развития сельских территорий.

- Не раз на заседаниях и сессиях парламента республики обсуждались вопросы по сбалансированности бюджета. Известно, что на сбалансированность районных бюджетов в этом году дополнительно направлено 370 млн рублей, при этом районы республики получают разные суммы. Ваше видение проблемы?

- Во-первых, я три года говорю о том, что в муниципальные образования средства надо направлять в начале, а не в конце года. В этом году эти средства направлены в октябре. То же самое могу сказать о средствах, направленных на зимний отопительный сезон. В такой ситуации главам МО трудно планировать свою работу. Не секрет, что в районах текущий ремонт и торги проводят летом. На мой взгляд, должна меняться и методика распределения средств: больших разрывов по выделяемым средствам не должно быть.

- Если говорить о социальной направленности бюджета, то в бюджете на 2017 год предусмотрены средства на обеспечение лекарствами пациентов с сахарным диабетом.

- Дополнительно мы выделили 40 млн рублей для этой категории больных. Считаю, что правильно сделали: здоровье людей – очень важный вопрос.

- Глава республики распорядился создать для «Байкальской гавани» специальное ОАО. Для покупки акций бюджет по решению сессии НХ РБ выделит 5 млн рублей, которые направят в уставной капитал и 120 млн рублей на покупку именных акций предприятия…

- Что касается «Байкальской гавани», то в эти объекты вложили миллиарды рублей: должны их содержать, охранять. Это большой проект, который затеяло правительство, и люди, которые начали его, должны завершить проект, привлекая инвесторов.

К слову, в республике много говорится о туризме, но делается мало. Приведу простой пример: спрашиваю, сколько денег надо, чтобы на Байкале было чисто? Казалось бы, простой вопрос, но этим нужно заниматься. Взять хотя бы Максимиху. Там очистные сооружения, котельную и свалку построили.

На эти цели истратили около 520 млн рублей. Но все эти объекты в этом селе не работают, а очистные просто стоят. Смотришь на такое безобразие и задаёшься вопросом: а насколько правильно расставлены приоритеты? Поэтому для того, чтобы развивать туризм на Байкале, нужно обеспечить там чистоту и безопасность.

- Виктор Васильевич, продолжим тему чистоты и экологии, которую вы затронули. Вы говорите о том, что на мусоре во всём мире делается бизнес…

- В своё время в наш район ежегодно ввозили 1,5 млн бутылок с алкогольной и безалкогольной продукцией. Из них около 500 тысяч пустых бутылок мы вывозили обратно в Улан-Удэ на мусороперерабатывающую станцию, чтобы не загрязнять природу. Это был социально значимый проект.

И такой проект, считаю, можно было бы продвигать в каждом районе. Когда я был в Петропавловке Джидинского района, мне очень понравилось, что там один предприниматель занялся переработкой пластикового мусора в тротуарную плитку.

Он купил установку, оборудование. Но ему нужна поддержка. И в нашем городе можно было бы наладить производство подобных тротуарных плиток.

Заслуженных людей надо поддерживать

- Вы не раз на заседаниях и сессиях говорили о земельном вопросе…

- Бывая в районах Бурятии, я видел пустующие, брошенные бесхозные земли. Поэтому мы должны навести порядок по этим землям. На первоначальном этапе, конечно, потребуются значительные суммы. Но после наведения порядка по земле в село должны прийти инвесторы. К тому же с этих земель мы должны получать налоги.

- Если говорить о дополнительных поступлениях в казну республики, то как, на ваш взгляд, следует выстраивать отношения с крупными недропользователями?

- Такие недропользователи должны заключать соглашения с районами, в которых должно быть чётко обозначено – чем эти предприятия конкретно помогают районам. Думаю, что если руководство района посчитает нужным, то обязательно найдёт точки соприкосновения с руководителями таких предприятий.

В прошлом году я был в Баунте, где ознакомился с деятельностью «Хиагды». Руководство «Хиагды» заверило нас, что будет помогать Баунтовскому району – строить дороги, обеспечивать доступ к Интернету. Поэтому мы не должны смотреть на крупных недропользователей как на большие «денежные мешки».

Тут должны быть взаимовыгодные, партнёрские отношения: мы предоставляем им преференции, а недропользователи создают новые рабочие места, оказывают помощь районам.

- Закамна всегда славилась своими брендами. Они сохранились в районе?

- У нас в районе три бренда: пиво, закаменское мясо, вольфрам. Что касается знаменитого закаменского пива, то завод работает, и сегодня не успевает выполнять заказы. У нашего пивзавода тесные контакты с ТГ «Титан».

Давно говорю: с такими крупными торговыми сетями, как «Титан», надо налаживать взаимовыгодные контакты, и такие крупные торговые сети должны закупать местную сельхозпродукцию, то же молоко и мясо. У нас неплохо работает мясокомбинат и нужно продолжать переговоры с крупными торговыми сетями, чтобы они брали местную мясную продукцию.

Наш третий бренд – вольфрам. Сегодня у нас идёт переработка песка: ежегодно добывают 500-600 тонн вольфрама. Хотелось бы, чтобы побыстрее заработало Холтосонское месторождение, запасы которого составляют около 40 тысяч тонн.

- Вы были одним из инициаторов законопроекта, чтобы увеличить доплаты к пенсиям руководителей агропромышленного комплекса…

- Сегодня сложилась такая ситуация, что 72 бывших руководителя сельхозпредприятий Бурятии получают доплаты к пенсиям, которые в сумме в два раза меньше, чем пенсия бывшего высокопоставленного руководителя.

Уверен, таких заслуженных людей мы должны поддерживать. Второй вопрос, по госнаградам. Увы, в этом году в нашем районе мы ни одного человека не удостоили звания «Заслуженный учитель РБ», поэтому возникает вопрос – насколько мы, депутаты и правительство, правильно поступаем по отношению к нашим людям?

- Виктор Васильевич, какие основные наказы избирателей вам удалось выполнить?

- Когда я работал главой района, многие проекты были начаты: реконструкция дороги по улице Ленина в городе Закаменск, ФЦП «Ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината» профинансирована на 1 млрд 187 млн рублей, строятся дороги к селам Харацай, Бургуй и Усановка. Завершены дороги к сёлам Хуртуга, Улентуй и Утата.В 2015 году в селе Ехэ-Цакир завершена реконструкция спортивного зала. В 2017 году в этом селе и в Харацае провели ремонт детских садов.

Удалось завершить проект по строительству универсального спорткомплекса в Закаменске. Школам района было выделено 1 млн 200 тысяч рублей. По программе ветхого и аварийного жилья в Закаменске были большие проблемы по сносу этих зданий. По этому важному наказу закаменские депутаты смогли добиться выделения 24 млн рублей. Сегодня строится школа в Енгорбое.

Построили мост в селе Санага. Помог я и в получении средств на развитие Закаменского пивзавода, Закаменского мясокомбината, на строительство ФАП, проведение реконструкции пожарного депо в городе Закаменске. Поддерживаю ветеранскую хоккейную команду. Помогаем с выездами спортсменов в Улан-Удэ и другие регионы. Повторяю, что по наказам избирателей мы, депутаты, представляющие Закамну, стараемся работать во взаимодействии с районом - в одиночку поддерживать большие проекты сложно.

Фото отдела по работе со СМИ НХ РБ

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также