Общество 6 дек 2017 1883

​Майор из Бурятии: «С каждой роты пять человек должны были ехать в Афганистан»

Афганская война. Для многих из нас, ныне живущих, это уже далекая история. Для тех, кто прошёл по её огненным дорогам, она осталась в памяти заметной страницей в их жизни, из которой не выкинешь ни дня. Сложно сказать, как бы сложилась жизнь кавалера ордена Красной Звезды, ныне майора запаса Андрея Орлова, если бы не апрельская революция в Афганистане и ввод советских войск в эту страну, сообщает газета «Бурятия».


Любовь к технике

Родился он в Улан-Удэ, но детские, школьные годы прошли в разных местах. Его отец Михаил Орлов был зоотехником, поэтому, как говорится, «по заданию партии» его часто назначали на различные должности по своей профессии. Работал главным зоотехником Кабанского района, совхоза «Шергинский» там же, позднее в сельхозинституте, этнографическом музее, республиканской госконюшне, был председателем колхоза, директором Байкальского заповедника. Вместе с ним следовала и семья. Андрей пошёл в школу ещё в Шергино, но основные школьные годы прошли в Танхое Кабанского района, окончил же десятый класс уже в улан-удэнской средней школе №2.

- Именно в Танхое и прошло основное формирование меня как человека, моего характера, - рассказывает Андрей Орлов.

Сегодня он с теплотой вспоминает годы, проведённые в школьных стенах:

- Рос я, как и все мои сверстники тех лет, особо ничем не выделялся среди них, но и не был последним.

Как и все деревенские мальчишки любил заниматься спортом. По его словам, чем он только не увлекался: играл в футбол, волейбол, баскетбол. Правда, больших высот не достиг, но эти занятия закалили физически и во многом помогли ему в будущем.

Впрочем, спорт спортом, но и об учёбе он не забывал, учился на твёрдую четвёрку.

Но главным увлечением в те годы у Андрея Орлова были автомобили. С раннего детства отец приучил его к технике.

- У него постоянно был УАЗик, - вспоминает он, - и поэтому все время возился с автомашиной, с детства привязан к ним.

И это во многом повлияло на то, что по окончании школы Андрей Орлов выбрал для себя профессию военного, решил поступать в военное училище по профилю автомобилистов.

- В школе увидел объявление о наборе, - вспоминает он, - в Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. Написал заявление в военкомат и поехал учиться.

В Афганистан через Уссурийск

Учёба в военном учебном заведении в разы отличается от обучения в гражданском, поскольку здесь всё как в армии: тот же армейский распорядок. Но для физически подготовленного парня учёба была не в тягость.

- Не скажу, что было легко, но и не тяжело, - говорит Андрей Михайлович.


Выручала спортивная подготовка, к тому же в училище он продолжал заниматься спортом, в годы учёбы выполнил нормативы по лёгкой атлетике и военному троеборью. И у него остались самые светлые воспоминания о годах учёбы в Уссурийске.

Когда пришла пора оканчивать училище, Андрей Орлов написал рапорт, чтобы его отправили для прохождения службы в Афганистан. Сейчас он сам не может объяснить, почему. Возможно, сказался юношеский задор, возможно, он, как и многие другие советские ребята, были воспитаны в духе патриотизма, интернационализма.

- С каждой роты пять человек должны были ехать туда, я написал рапорт, - вспоминает Андрей Орлов.

Хотя уже тогда прекрасно знал, что там идёт война и на ней убивают. Груз «200» прибыл и в Уссурийск. Но это не изменило его решения. Было это осенью 1982 года. Для Андрея этот год значим ещё и тем, что он встретил свою половину. Перед самым отъездом в Афганистан он справил свадьбу с выпускницей ВСТИ Ольгой.

Доставить груз и людей сохранить

- Мы знали, что там идёт «автомобильная война», - рассказывает Андрей Орлов, - поскольку всё обеспечение армии, снабжение местных жителей строительными материалами шло посредством автоколонн. И потому душманы чаще всего обстреливали их.

Молодой лейтенант попал на службу в 58-ю автомобильную бригаду. Кстати, она была сформирована в Бурятии, строила дорогу от Мухоршибири до Бады, в Читинской области ей даже установлен памятник. Вошла бригада в Афганистан в 1980 году, а двумя годами позже в неё прибыл и Андрей Орлов командиром автомобильного взвода. И нередко его назначали начальником автоколонн, хотя было не положено.

- Но всё время «везло», - смеётся Орлов, - то командир роты часто оставался в части за начальника штаба, то находилась другая причина.

Всего за два года службы за его плечами более 50 официальных рейсов, и любой из них мог стать последним. Особенно на таком сложном участке через перевал Саланг от Джабаль-Уссараджа до Хинджана. Расстояние около ста километров, но за это время можно потерять десятки, а то и сотни солдат.

И ответственный за их жизнь он, начальник автоколонны. Задача – довезти груз и сохранить людей, и её молодой лейтенант, выполнил. За два года ни одного «двухсотого».


Не менее сложным был и участок дороги от Хайратона до Кабула.

- Страшно было ли там, в Афганистане? – переспрашивает Андрей Орлов. – Конечно, но в рейсе об этом не думаешь. Думаешь о грузе и солдатах. И это самое главное.

От того, доставит ли автоколонна стройматериалы до места назначения, зависело, построят или нет в этой стране очередной объект народного хозяйства. Потому был так ценен этот груз, доставка которого стоила для кого-то ранения или жизни. За один только рейс автоколонна доставляла от 200 до 250 тонн строительных материалов, которые были так нужны Республике Афганистан. Отметим, что в рамках советско-афганского сотрудничества в этой стране построили Кабульский домостроительный комбинат, Джелалабадская оросительная система, Джангалакский авторемонтный завод и другие жизненно важные объекты. Свою лепту в это внёс и Андрей Орлов.

Душа рвалась домой

Но подошло время, пришла пора смениться. Андрея Орлова направили для прохождения дальнейшей службы в Германию, в Группу советских войск, в бригаду материального обеспечения.

- Конечно, выбор был, где дальше служить, - говорит он. – Но в основном ехали туда, куда Родина отправит.

Почти пять лет отслужил Орлов в Германии, но душа просилась домой, и он написал рапорт о переводе в Улан-Удэ. Он мог уехать в любую точку необъятной нашей страны, тогда ещё СССР, но выбрал родные края. К тому времени на погонах уже майорская звёздочка, должность заместитель командира батальона по технической части. Выросли дети, вышел на пенсию. Но служба в Афганистане остаётся значимой страницей в его жизни.

- Нынешнее поколение должно знать об афганской войне, - убеждён Андрей Михайлович. - Так же, как и мы знали и знаем о Великой Отечественной.

Потому как память о людях, защищавших страну, выполнявших интернациональный долг, свята. И воины-«афганцы» верны этой памяти, в том числе и Андрей Орлов, который убеждён, что без прошлого нет будущего.

Фото из семейного архива Андрея Орлова 

Автор: Герман НАМЖИЛОВ