В преддверии нового 2018 года депутат Народного Хурала РБ Степан Калмыков рассуждает о некоторых событиях политической и законотворческой жизни республики. Также парламентарий, как и всегда, в беседах с корреспондентами Бурятии выступает с интересными предложениями, озвучивает мысли, достойные обсуждения в широких политических и общественных кругах, сообщает газета «Бурятия».
Давно не было кадровых решений на условиях конкурса
«Сам факт того, что в этом году Глава Бурятии провёл конкурсы на пять министерских должностей, достоин позитивной оценки, - с ходу, не ожидая вопроса журналиста, начинает беседу один из самых опытных парламентариев республики. – По этому поводу есть разные точки зрения. В конкурсных отборах на должности министров участвовало много людей. Но внушает оптимизм тот факт, что за минувшие 25-30 лет в республике впервые проведены конкурсы на такие высокие государственные должности.
В советское время проходили кадровые конкурсы, но они были регламентированные. И тогда была своя, довольно разумная кадровая политика, стратегически выверенная. Но в то время основным критерием отбора, помимо деловых качеств, был и идеологический фактор. В проведённых в Бурятии нынче конкурсах на первый план вышли профессиональные качества претендентов и их способность к управлению.
То, что в этом году выдвинулось более ста человек, говорит, во-первых, о том, что в нашей республике давно не было кадровых решений на условиях конкурса. Во-вторых, всё-таки в Бурятии за последние годы образовалась довольно большая группа молодёжи, которая сегодня имеет хорошее образование, хорошую подготовку, определённый опыт, но в силу ряда причин не востребована.
Такую тенденцию по кадровым решениям, уверен, следует продолжать по другим министерствам и на другом уровне – замминистров, начальников отделов, департаментов и т.д. Но это не должно стать панацеей: может получиться так, что человек победил в конкурсе на высшую административную должность, но не смог проявить себя на этом месте.
Спрашивается, а что делать, чтобы люди, прошедшие через сито конкурсного отбора, показывали результаты на высоком посту? Убеждён, для этого в нашей республике нужна чётко выстроенная государственная кадровая политика. Это важная работа должна проводиться со стороны Правительства республики, Народного Хурала, муниципальных образований. То есть, система кадрового управления должна затрагивать сферу – от села, посёлка, района до уровня республики. Нам следует выдвигать людей на федеральный уровень и для работы в международных организациях за рубежом.
В этом плане есть положительные примеры. Знаю, что хорошая кадровая политика поставлена в республике Саха (Якутия). Такую же кадровую политику, но в несколько другом плане проводит Татарстан. Очень много студентов из этой республики обучаются в федеральных вузах, трудятся в федеральных структурах и работают за рубежом. Также целенаправленную кадровую политику проводит Красноярский край».
- Степан Владимирович, бытует мнение, что вузы плохо готовят кадры…
«Конечно, это не так. Существует определённый государственный образовательный стандарт, и соответственно стандартам в университетах и институтах ведётся подготовка студентов. Другое дело, что для некоторых организаций и предприятий нужны кадры со своей спецификой подготовки: следует решать вопросы специализации. Эти вопросы не может решать высшее учебное заведение: это проблема самих организаций и предприятий. К сожалению, многие организации сегодня, несколько банально понимая экономику, не желают заниматься стратегической кадровой политикой и ни рубля не вкладывают в подготовку своих будущих специалистов. Исключение составляют отдельные руководители, которые понимают, что кадры они готовят для себя. Не все понимают, что развитие организации, предприятия, бизнеса невозможно без совершенствования кадровой политики».
Как удержать в Бурятии талантливую молодёжь?
Ранее в республике, как и в других регионах, кадровая политика проводилась. Но сегодня эта политика нуждается в систематизации. Например, недавно принятый на сессии Народного Хурала закон о госнаградах вырван из контекста общей кадровой политики в Бурятии. Поэтому сейчас в связи с процессами, которые начались в республике, назрела необходимость принятия закона «О кадровой политике в Республике Бурятия».
В этом законе должны быть заложены основы кадровой политики, в том числе обозначены базовые положения, критерии по конкурсному отбору на государственные и другие должности, указаны гарантии победителям конкурсов. А ещё должна быть квалификационная характеристика для претендентов. Сегодня такая характеристика есть, но она не отвечает требованиям времени, и кадры отбираются по разным принципам. Если в Бурятии примут такой закон, то республика станет одним из немногих регионов в стране, который может систематизировать свою деятельность по кадровой проблематике. А системный подход в этой области нужен, в том числе, чтобы удержать в республике молодёжь.
- Несколько лет назад молодёжь перебиралась из республики преимущественно в Москву или Санкт-Петербург…
«В 90-е годы прошлого века и в последующий период молодые люди из республики стремились уехать в Москву, а затем – за рубеж. Сейчас такая тенденция продолжается: многие хотят уехать по причине непростой социально-экономической ситуации в республике. И самое главное, в России, и, в частности, в Бурятии, не очень востребована экономика знаний. В основном у нас экономика базируется на физическом труде. А люди, получившие хорошую подготовку в вузах, хотят специализироваться в экономике знаний. Некоторые хотят вернуться в Бурятию, но такие специалисты у нас не востребованы. И в результате образуется тупик для людей думающих, творческих.
Сейчас Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города страны для такой группы молодёжи из Бурятии не настолько привлекательны, как было в 90-е годы, потому что многие сталкивались с рядом проблем. Первая проблема – жилищная, вторая – трудоустройства, третья – отсутствие перспектив карьерного роста. Поэтому сейчас наблюдается другая тенденция в миграционном потоке молодёжи из Бурятии: многие по-прежнему уезжают в другие страны, но и там сталкиваются с такими проблемами, как жильё, повышение квалификации, карьерный рост, адаптация к необходимости много работать. Ведь ментально многие наши сограждане не готовы и порой не способны работать ежедневно по 12-14 часов.
Поэтому сегодня сложилось третье направление миграции – северные и дальневосточные регионы нашей страны, богатые природными ресурсами. В этих регионах России выходцы из Бурятии, а также молодые люди из Иркутской области и Забайкальского края довольно востребованы. Там у них есть перспективы высокой заработной платы, востребованы хорошие знания, работоспособность, имеется перспектива карьерного роста.
В таких условиях нам всё труднее удерживать кадры на месте: для этого правительство, Народный Хурал, муниципалитеты должны создавать для талантливой и перспективной молодёжи «социальные лифты», чтобы они могли продвигаться по служебной лестнице, расти, развивать малый и средний бизнес. Это довольно длительная, кропотливая работа. Но это делать необходимо, и другого пути, чтобы удержать молодёжь в Бурятии, у нас просто нет. Нужно совершенствовать и систему общего и профессионального образования, создать условия для способной и талантливой молодежи.
Другой момент. Для того, чтобы видеть перспективу роста кадров, нужно изучать историю. Ведь практически в человеческой цивилизации нового, кроме достижений науки, не очень много, всё в истории циклично или нециклично повторяется в той или иной степени в разных условиях. И когда сегодня речь идёт о перспективах роста и выдвижении кадров, уроженцев Бурятии, надо глубже изучать историю. Считаю, что нам по-новому, на цивилизованном уровне, нужно взглянуть на жизнь и деятельность выдающихся деятелей из Бурятии, Сибири, которые в своё время трудились за пределами региона, в том числе за рубежом.
Есть описания их деятельности за границей, но нет должного анализа и систематизации. К примеру, уроженцы Бурятии в своё время занимали высокие государственные, политические посты в Монголии. Думаю, что пока не дана достаточно объективная оценка деятельности Петра Бадмаева, Агвана Доржиева, Михаила Богданова, Цыбена Жамсарано, Элбэг-Доржи Ринчино, Марии Сахьяновой, Матвея Амагаева, Никиты Бутуханова и других в контексте взаимоотношений России, Китая, Монголии.
На мой взгляд, среди представителей Бурятии, работавших за рубежом, особое место занимает видный партийный и государственный деятель СССР Мария Сахьянова. Известно, что она - один из основателей Бурят-Монгольской АССР и её руководителей в 1924-1928 годах. Но если объективно оценивать её деятельность за рубежом, то она, конечно же, заметно выделятся, поскольку была в числе тех немногих, кто стоял у истоков создания компартии Китая, и об этом сегодня мало кто знает.
Мария Сахьянова входила в группу Григория Войтинского, который основал коммунистическую партию в Шанхае. И сегодня, осознавая роль компартии Китая, начинаешь понимать историческое значение группы Войтинского с участием Марии Сахьяновой, которая была в числе тех, кто организовал компартию Китая в 1920-1921 годах.
Многие беды в трагической истории китайского народа и сегодняшние феноменальные достижения в экономике, науке, образовании связаны с деятельностью КПК. В этом плане незаслуженно обойдена вниманием выдающаяся роль Григория Войтинского и его группы (Мария Сахьянова и другие) – основателей коммунистической партии Китая (источники: авторы – Юн Чжан, Джон Холлидэй, Бато Батуев, Сергей Басаев, Ирина Сотникова, и другие).
- Степан Владимирович, хотелось бы в свете недавних событий в олимпийском движении услышать ваше мнение о кадровой политике в сфере спорта высших достижений.
«К сожалению, проблема не новая. Вспомним ситуацию с легкой атлетикой. Наши спортсмены не допущены к ОИ в Рио-2016. Были отдельные случаи и раньше. Александр Жуков, президент ОКР, принес извинения МОК. Виталий Смирнов, почётный президент ОКР, признал, что ошибки были…
Для вдумчивых специалистов многое поясняет статистика зимних Олимпийских игр 2010 г. в Ванкувере и 2014 г. в Сочи. Конечно, причин для анализа сложившейся ситуации в спорте (не только по зимним видам) немало. Многие проблемы тянутся с 90-х годов, когда разрушился Советский Союз. Соответственно разрушилась система физического воспитания и спорта в стране. Большое количество выдающихся тренеров и специалистов уехали за рубеж. Стадионы и спортивные сооружения превратились в рынки… Спортсмены и их тренеры оказались предоставлены сами себе… Однако через некоторое время пришло осознание необходимости развития детского и юношеского спорта (проблемы социализации, подготовка резерва и т.д.), достижения высоких результатов в международных соревнованиях.
Отечественные и зарубежные специалисты понимают, что возникшие проблемы связаны с уровнем спортивной науки и спортивной медицины в стране. Хорошо знаю, что не один тренер, работающий с кандидатами в сборную страны, не удовлетворён финансовым, материальным, медицинским, научным, методическим, психологическим и организационным обеспечением своих учеников, собственной заработной платой и социальным статусом.
Сегодня не все понимают, что подготовка спортсменов высокой квалификации - это многолетний высокотехнологичный процесс. И в этих условиях мы наблюдаем излишнюю политизацию спорта в стране. Думается, в случае с Олимпиадой в Корее форма не определяет содержание, в любом случае наш спортсмен остается россиянином.
Проблемы спорта в Бурятии готов более подробно обсудить в ближайшее время. Полагаю, что новое руководство спортивной отрасли обратит более пристальное внимание на подготовку к летней Олимпиаде 2020 года в Токио. Мне не совсем понятно, почему тренер талантливой спортсменки Стальвиры Оршуш - Максим Молонов оказался за пределами Бурятии, востребованным в Москве, США, Европе?
Это тоже одна из проблем, через призму которой надо решать кадровые вопросы в республике. В целом в республике есть хороший кадровый потенциал не только из числа молодежи, но и людей, имеющих богатый управленческий опыт, который должен быть системно задействован в целях дальнейшего развития Байкальского региона и страны.
- Можно ли назвать завершившуюся в этом году эпопею с реконструкцией многострадальной школы №2 города Улан-Удэ одним из основных событий вашей депутатской деятельности в уходящем году?
«Вопрос о реконструкции «второй» школы я и мои коллеги помогали решать несколько лет. И то, что нынче 1 сентября ученики этой школы сели за парты, можно назвать одним из итогов моей депутатской деятельности. То, что этот вопрос затянулся на несколько лет - это опять-таки кадровая проблема: значит, кто-то не сработал как надо на своём участке работы.
Повторяю, в прежние годы руководство республики практически не занималось вопросами стратегического планирования в кадровой политике. И эти проблемы сегодня отражаются в конкретных делах республиканских и муниципальных органов власти, эффективности деятельности организаций и бизнес-структур».