Культура 14 дек 2017 1262

​Бурятский театр кукол «Ульгэр» представил новую постановку «Сайнэр. Говорящий с ветром»

Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» представил на суд зрителей новую постановку «Сайнэр. Говорящий с ветром». Премьера спектакля состоялась благодаря поддержке минкульта РФ. Во время международного фестиваля «Путь кочев­ника» «Ульгэр» показал эскизный вариант спектакля, сообщает газета «Бурятия».

На основе реальных событий

За основу сюжета взята легенда о сайнэр*, которая из уст в уста передавалась народом. Это не миф, а на­стоящие факты из истории бурят-монгольского народа. На самом деле существова­ли молодые люди, которые угоняли табуны у маньч­журских богачей и раздава­ли лошадей бедным. Такие герои были у всех народов, о них слагались песни, ими гордились.

«Движение сайнэров распространилось 300 лет назад, когда Бошигто хан напал на Халха. А в это время маньчжуры начали завоевывать Китай и при­брали к рукам Северную и Восточную Монголию. И те, кто не хотел подчиняться маньчжурскому господству, взбирались на священную гору Шэлын Богдо Уула, где давали клятву защитить свой народ, бороться за справедливость и свободу. Тем самым они проявляли чувство патриотизма, про­тест против агрессоров», - поясняет Эрдэни Жалцанов, художественный руководи­тель кукольного театра.

Реальный прототип – То­рой Банди, который жил на рубеже 19-20 веков, самый известный сайнэр, которого до сих пор помнят в Мон­голии. Но спектакль не рас­сказывает его биографию, а через действия героя и маньчжурского чиновника затрагивает глубокую тему нравственности человека. Устами героев автор задаёт вопросы: что такое тоонто - родина для нас, мать, отец, семья, дружба, свобода, что они дают для формирова­ния личности?

Только на коне можно быть свободным

Казалось, обыкновен­ного конокрада поймали и приговаривают к смерти, и палач приводит приговор в исполнение. Возможно, поначалу у зрителей воз­никает чувство, что зло по­беждает добро. Но силой театральной интерпретации режиссёр искусно показы­вает, что как бы то ни было, добро не победить. Хоть палач расправился с коно­крадом физически, но не сломил его, Сайнэр остался свободен. Голова его подня­лась ввысь, вознеслась над степью, и два верных коня подлетели к нему.

«Ведь только на коне можно раз­говаривать с ветром», - го­ворит герой.

Разговаривать с ветром может только ис­тинно свободный человек. А из синего тела чиновника выходит его маленькая ду­шонка, которая не взлетит и не сядет на коня.

Спектакль не просто рас­сказывает о том, как было в старину, а даёт зрителям возможность задуматься, что для нас Родина, роди­тели, семья, дружба и сво­бода. Ведь эти вопросы так актуальны и в наше время. Правильно осмысленные понятия дают человеку воз­можность составить свой кодекс чести и начинать жить в гармонии с окру­жающим миром и с самим собой.

Чтобы быть чест­ным, дают клятву верности, а предательство – самая страшная подлость. Оступившись однажды, можно изменить Родине, друзьям. Для друзей – анда** лучше умереть, чем предавать. А правильно ли мы живём се­годня?

«Чувство свободы так необходимо в наше время. А свободны ли мы? Окру­жающий нас мир свободен ли? Ведь сегодняшний че­ловек давно потерял свою свободу, даже на бытовом уровне. Банковские кре­диты, работа, власть, мы обязаны всем. А человек должен быть душой свобо­ден и перед выбором че­стен. Свободным в выборе, свободным в мыслях, сво­бодным в действии. Да, мы порою, не всё можем делать по совести, оглядываемся или вообще промолчим», - поясняет Эрдэни Жалцанов.

Спектакль «Сайнэр. Гово­рящий с ветром» способен изменить сегодняшнего человека. Посмотрев его, молодые люди обязательно задумаются над своей жиз­нью и начнут жить по-ново­му. Ведь сегодняшний театр должен создавать такие ус­ловия, чтобы у зрителя обя­зательно в душе происхо­дили какие-то химические реакции.

Поворот к новому

Художественный руково­дитель Эрдэни Жалцанов сам пишет пьесы, сценарии, сам ставит спектакли. Его работы всегда интересны. Спектакль «Сайнэр. Говоря­щий с ветром» - это его первая работа в новом форма­те. Как отметила профессор, заслуженный деятель ис­кусств России Туяна Бадага­ева, этот спектакль - новый поворот театра.

«Это не поворот куда-то, а поиск позиций, своего кредо, своего стиля. Да, «Ульгэр» созрел, чтобы так работать, так подходить к театру кукол по-взросло­му. Решительный поворот осмысления, подход с по­зиции к своему прошлому, своему национальному через призму бурятского народа. Спектакль как бы требует подумать о том, что нужно делать нам сейчас, как сохранить суть природы, национальность», - от­метила Туяна Баяртуевна.

Спектакль действительно сложный на первый взгляд, он не преподносит какие-то готовые истины, а рассчи­тан на взрослую публику. Мы привыкли к тому, что театр кукол создан для де­тей, хотя сегодня многие ку­кольные театры поднимают взрослые проблемы миро­вого уровня. И наш «Ульгэр» сделал шаг к своему ново­му творчеству. И это театру удалось!

В наш стремительный век интернета вырастают со­вершенно другие молодые люди, которым будет поня­тен и близок этот спектакль. И не случайно на премьеру спектакля пришли много подростков и студентов. Значит, «Ульгэр» идёт в ногу со временем.

*сайнэр - хороший муж­чина

**анда – друг, давший клятву верности.

Фото Анны Огородник

Автор: Цырегма САМПИЛОВА

Читайте также