Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» представил на суд зрителей новую постановку «Сайнэр. Говорящий с ветром». Премьера спектакля состоялась благодаря поддержке минкульта РФ. Во время международного фестиваля «Путь кочевника» «Ульгэр» показал эскизный вариант спектакля, сообщает газета «Бурятия».
На основе реальных событий
За основу сюжета взята легенда о сайнэр*, которая из уст в уста передавалась народом. Это не миф, а настоящие факты из истории бурят-монгольского народа. На самом деле существовали молодые люди, которые угоняли табуны у маньчжурских богачей и раздавали лошадей бедным. Такие герои были у всех народов, о них слагались песни, ими гордились.
«Движение сайнэров распространилось 300 лет назад, когда Бошигто хан напал на Халха. А в это время маньчжуры начали завоевывать Китай и прибрали к рукам Северную и Восточную Монголию. И те, кто не хотел подчиняться маньчжурскому господству, взбирались на священную гору Шэлын Богдо Уула, где давали клятву защитить свой народ, бороться за справедливость и свободу. Тем самым они проявляли чувство патриотизма, протест против агрессоров», - поясняет Эрдэни Жалцанов, художественный руководитель кукольного театра.
Реальный прототип – Торой Банди, который жил на рубеже 19-20 веков, самый известный сайнэр, которого до сих пор помнят в Монголии. Но спектакль не рассказывает его биографию, а через действия героя и маньчжурского чиновника затрагивает глубокую тему нравственности человека. Устами героев автор задаёт вопросы: что такое тоонто - родина для нас, мать, отец, семья, дружба, свобода, что они дают для формирования личности?
Только на коне можно быть свободным
Казалось, обыкновенного конокрада поймали и приговаривают к смерти, и палач приводит приговор в исполнение. Возможно, поначалу у зрителей возникает чувство, что зло побеждает добро. Но силой театральной интерпретации режиссёр искусно показывает, что как бы то ни было, добро не победить. Хоть палач расправился с конокрадом физически, но не сломил его, Сайнэр остался свободен. Голова его поднялась ввысь, вознеслась над степью, и два верных коня подлетели к нему.
«Ведь только на коне можно разговаривать с ветром», - говорит герой.
Разговаривать с ветром может только истинно свободный человек. А из синего тела чиновника выходит его маленькая душонка, которая не взлетит и не сядет на коня.
Спектакль не просто рассказывает о том, как было в старину, а даёт зрителям возможность задуматься, что для нас Родина, родители, семья, дружба и свобода. Ведь эти вопросы так актуальны и в наше время. Правильно осмысленные понятия дают человеку возможность составить свой кодекс чести и начинать жить в гармонии с окружающим миром и с самим собой.
Чтобы быть честным, дают клятву верности, а предательство – самая страшная подлость. Оступившись однажды, можно изменить Родине, друзьям. Для друзей – анда** лучше умереть, чем предавать. А правильно ли мы живём сегодня?
«Чувство свободы так необходимо в наше время. А свободны ли мы? Окружающий нас мир свободен ли? Ведь сегодняшний человек давно потерял свою свободу, даже на бытовом уровне. Банковские кредиты, работа, власть, мы обязаны всем. А человек должен быть душой свободен и перед выбором честен. Свободным в выборе, свободным в мыслях, свободным в действии. Да, мы порою, не всё можем делать по совести, оглядываемся или вообще промолчим», - поясняет Эрдэни Жалцанов.
Спектакль «Сайнэр. Говорящий с ветром» способен изменить сегодняшнего человека. Посмотрев его, молодые люди обязательно задумаются над своей жизнью и начнут жить по-новому. Ведь сегодняшний театр должен создавать такие условия, чтобы у зрителя обязательно в душе происходили какие-то химические реакции.
Поворот к новому
Художественный руководитель Эрдэни Жалцанов сам пишет пьесы, сценарии, сам ставит спектакли. Его работы всегда интересны. Спектакль «Сайнэр. Говорящий с ветром» - это его первая работа в новом формате. Как отметила профессор, заслуженный деятель искусств России Туяна Бадагаева, этот спектакль - новый поворот театра.
«Это не поворот куда-то, а поиск позиций, своего кредо, своего стиля. Да, «Ульгэр» созрел, чтобы так работать, так подходить к театру кукол по-взрослому. Решительный поворот осмысления, подход с позиции к своему прошлому, своему национальному через призму бурятского народа. Спектакль как бы требует подумать о том, что нужно делать нам сейчас, как сохранить суть природы, национальность», - отметила Туяна Баяртуевна.
Спектакль действительно сложный на первый взгляд, он не преподносит какие-то готовые истины, а рассчитан на взрослую публику. Мы привыкли к тому, что театр кукол создан для детей, хотя сегодня многие кукольные театры поднимают взрослые проблемы мирового уровня. И наш «Ульгэр» сделал шаг к своему новому творчеству. И это театру удалось!
В наш стремительный век интернета вырастают совершенно другие молодые люди, которым будет понятен и близок этот спектакль. И не случайно на премьеру спектакля пришли много подростков и студентов. Значит, «Ульгэр» идёт в ногу со временем.
*сайнэр - хороший мужчина
**анда – друг, давший клятву верности.
Фото Анны Огородник