Главная / Новости /Культура / «Всадники вечности»: в Улан-Удэ открылась персональная выставка Влади­мира Поспелова

«Всадники вечности»: в Улан-Удэ открылась персональная выставка Влади­мира Поспелова

14-12-2017

«Всадники вечности» - под таким названием в музее им. Сампилова открылась персональная выставка произведений заслуженного художника Бурятии, члена Союза ху­дожников России Влади­мира Поспелова. Выставка посвящена 60-летию со дня его рождения, сообщает газета «Бурятия».

Выставочный зал был весь заполнен зрителями. Это был праздник, чем ста­новится любое настоящее искусство. А искусство Вла­димира Поспелова признано, получало высокую оценку критиков на общероссий­ском, международном уров­нях. Помимо присвоенных почётных званий, Владимир Поспелов награждён золотой медалью творческого Союза художников России, дипло­мом Российской академии художеств, дипломом X ре­гиональной художественной выставки «Сибирь-X», сере­бряной медалью Междуна­родного салона «Китай, Мон­голия, Бурятия».

Как свидетельствует ан­нотация к выставке, «автор­ские произведения Владими­ра Поспелова представлены в фондах Национального му­зея Республики Бурятия, Музея истории г. Улан-Удэ, Приморского краевого худо­жественно-краеведческого музея им. А.А. Арсеньева (г. Владивосток), в издательстве журнала «Русская галерея – XXI век» (г. Москва), а также в частных коллекциях нашей страны и за рубежом: в Япо­нии, Корее, Китае, Франции, США.

Портреты

На выставке представ­лены полотна Владимира Поспелова, созданные с 60-х годов до наших дней. Их око­ло ста.

Знакомство с творче­ством художника начинается с его автопортрета, с облика спокойной, сильной лично­сти. И это впечатление не покидает зрителя при даль­нейшем осмотре работ, на­писанных в целом крупными, уверенными мазками. Это его основной изобразитель­ный «почерк», и он, наверное, наиболее приемлем для соз­дания на полотнах суровой первозданной красоты при­роды родного края, Бурятии.

Под стать этой приро­де и люди, живущие здесь, - герои работ Владимира Поспелова: пожилой, но та­кой ещё крепкий «Ветеран войны, живущий в Истоке»; такой же крепкий труженик, дед художника; бабушка, чей облик любовно выписан на двух портретах; земляки из Селенгинского района, с ма­лой родины.

«Портрет жены», «Пор­трет сына Максима», - кра­сивые, одухотворенные лица дорогих людей и, конечно, светлый, прозрачный, слов­но в небытии, силуэт мамы, доящей корову – образ всех деревенских мам, ушедших уже или здравствующих. А рядом – отец, опирающийся на трость. Вместе с автором портретов родных людей все мы ощущаем себя детьми своих родителей. Видим их. И память о них, боль о них – с нами, сколько бы ни было лет, шестнадцать или шесть­десят.

Природа

Байкал в разных его со­стояниях, Селенгинская до­лина, Скала Верблюжья, стог сена в степи с группой при­ютившихся около него коней в умиротворяющем покое лунной февральской ночи; первый, чистый, мягкий снег Покрова дня; Конный остров и узнаваемый, неприхотли­вый старый улан-удэнский дворик – это только малая часть любимых и любовно изображенных художником мест и местечек нашего края. 

Всё это предстает в течении времени. Во временах года. Во внутренней, естественной связи, в единстве и целостно­сти жизни природы и жизни людей; самых разных мгно­вений нашего быта и бытия. Они все отзываются в нас, зрителях. На полотнах Влади­мира Поспелова – его и наша жизнь. Многие из них откры­вают наш мир по-новому: ярче, добрее, драматичнее.

Это и есть миссия народ­ного художника. Как и на­родного артиста, народного писателя.

Священное море

Особое место в этой ве­личественной панораме пре­доставлено Байкалу. Среди нескольких картин, посвя­щённых этому природному феномену, есть три полотна под одним названием «Бай­кал. Август». Август – стра­да не только в поле, но и на море. Вот Байкал и трудится вместе с рыбаками, словно помогает им, предоставляя свои богатые дары. Он – кор­милец народа. Он – главный герой этих полотен.

Но… как мы поступаем с нашим кормильцем? Чем от­плачиваем ему в наш техно­кратический, рыночный век?

И появляется «Стихия Байкала» - бессюжетное по­лотно, наполненное буйством фантастических образов. Очертания условных персо­нажей перетекают с одного на другой. На первом плане – фольклорный герой Бу­ха-нойон как напоминание о древней святыне, о народной мифологии. Как предосте­режение. Ореолом над этим героем проступает воздуш­ный, призрачный девичий лик, и не один; внизу, в вол­нах – голова рыбы; вызывают какой-то дискомфорт рас­простёртые тут же жёсткие крылья без головы; ещё ка­кие-то неведомые существа из морской пучины.

Стихия Байкала… Не дай же бог разгневаться ему, раз­гуляться. Не доводите, люди, до беды.

Всадники вечности

Юбилейная выставка про­изведений Владимира Поспе­лова имеет нестандартное, глубоко поэтичное название: «Всадники вечности». Так же названа одна из картин его. Застывшая в степи череда каменных фигур напоминает по форме всадников.

Художник где-то увидел этот памятник природы, на­подобие известного фено­мена «Пять пальцев» («Табан хурган») в Мухоршибирском районе, или это его авторский вымысел, - ещё предстоит выяснить. Но в любом случае это не принципиально. Идея выставки – в её названии. А название принадлежит авто­ру, художнику.

Ёмкое словосочетание «Всадники вечности» сразу обращает к историческому прошлому, трудному и гроз­ному. Всадники – вечные герои Центральной Азии. Ве­ликой степи. Герои и боевых походов, и сражений, и мир­ной жизни. Они – в генети­ческой памяти их потомков. Память о них сохранила сама мать-земля. В каменных из­ваяниях. Всадниках вечности в Великой степи. Они сберег­ли её и оставили в наследие нам.

В выставочном зале особняком, в витрине, нахо­дится маленькое, изящное, стилизованно исполненное изображение двух летящих юных всадников. Вытяну­тые в струны, невероятной экспрессии силуэты коней и наездников поразительны. Кажется, их силу, напряже­ние ощущаешь физически. Надо видеть красоту, роман­тику юности. Это новое, мо­лодое поколение всадников. Наследники. Продолжение жизни Великой степи.

Это жизнеутверждающее по замыслу и исполнению, самое малое, компактное по форме и величине про­изведение в зале, в своей родственной связи, в созву­чии с памятниками в степи, с «всадниками вечности», является ключевым произ­ведением данной выставки.

Жизнь в прошлом, на­стоящем и будущем, в её органическом единстве и многообразии её проявле­ний, в богатстве, красоте и драматизме показал худож­ник Владимир Поспелов на своих полотнах с величайшей любовью к ней, с глубоким постижением и высоким ма­стерством.

Постскриптум

Много лет можно было видеть, как в декабрьские морозы Владимир Поспелов трудится на городской пло­щади. Это его руками возво­дились сказочные ледяные городки: новогодние подарки детям, да и всем горожанам, гостям. Без этих чудес наш праздник немыслим.

Студенты, обучавшиеся в мастерской Владимира Геор­гиевича во ВСГАКИ, отзыва­лись о своём преподавателе с неподдельным уважением. Они его любили.

Когда одного из них как- то родители спросили (курс обучения в вузе уже закан­чивался), где бы он хотел продолжить образование, если бы у него была возмож­ность выбора, - в Москве, в Санкт-Петербурге, студент ответил: «Там, где Поспелов». Лучшей оценки работе педа­гога трудно найти.

Фото Анны Огородник

Александра ВАСИЛЬЕВА, Анна ОГОРОДНИК

Теги: выставка художники Бурятии Бурятия Улан-Удэ Россия Владимир Поспелов Национальный музей Бурятии



Наши издания