«Всадники вечности» - под таким названием в музее им. Сампилова открылась персональная выставка произведений заслуженного художника Бурятии, члена Союза художников России Владимира Поспелова. Выставка посвящена 60-летию со дня его рождения, сообщает газета «Бурятия».
Выставочный зал был весь заполнен зрителями. Это был праздник, чем становится любое настоящее искусство. А искусство Владимира Поспелова признано, получало высокую оценку критиков на общероссийском, международном уровнях. Помимо присвоенных почётных званий, Владимир Поспелов награждён золотой медалью творческого Союза художников России, дипломом Российской академии художеств, дипломом X региональной художественной выставки «Сибирь-X», серебряной медалью Международного салона «Китай, Монголия, Бурятия».
Как свидетельствует аннотация к выставке, «авторские произведения Владимира Поспелова представлены в фондах Национального музея Республики Бурятия, Музея истории г. Улан-Удэ, Приморского краевого художественно-краеведческого музея им. А.А. Арсеньева (г. Владивосток), в издательстве журнала «Русская галерея – XXI век» (г. Москва), а также в частных коллекциях нашей страны и за рубежом: в Японии, Корее, Китае, Франции, США.
Портреты
На выставке представлены полотна Владимира Поспелова, созданные с 60-х годов до наших дней. Их около ста.
Знакомство с творчеством художника начинается с его автопортрета, с облика спокойной, сильной личности. И это впечатление не покидает зрителя при дальнейшем осмотре работ, написанных в целом крупными, уверенными мазками. Это его основной изобразительный «почерк», и он, наверное, наиболее приемлем для создания на полотнах суровой первозданной красоты природы родного края, Бурятии.
Под стать этой природе и люди, живущие здесь, - герои работ Владимира Поспелова: пожилой, но такой ещё крепкий «Ветеран войны, живущий в Истоке»; такой же крепкий труженик, дед художника; бабушка, чей облик любовно выписан на двух портретах; земляки из Селенгинского района, с малой родины.
«Портрет жены», «Портрет сына Максима», - красивые, одухотворенные лица дорогих людей и, конечно, светлый, прозрачный, словно в небытии, силуэт мамы, доящей корову – образ всех деревенских мам, ушедших уже или здравствующих. А рядом – отец, опирающийся на трость. Вместе с автором портретов родных людей все мы ощущаем себя детьми своих родителей. Видим их. И память о них, боль о них – с нами, сколько бы ни было лет, шестнадцать или шестьдесят.
Природа
Байкал в разных его состояниях, Селенгинская долина, Скала Верблюжья, стог сена в степи с группой приютившихся около него коней в умиротворяющем покое лунной февральской ночи; первый, чистый, мягкий снег Покрова дня; Конный остров и узнаваемый, неприхотливый старый улан-удэнский дворик – это только малая часть любимых и любовно изображенных художником мест и местечек нашего края.
Всё это предстает в течении времени. Во временах года. Во внутренней, естественной связи, в единстве и целостности жизни природы и жизни людей; самых разных мгновений нашего быта и бытия. Они все отзываются в нас, зрителях. На полотнах Владимира Поспелова – его и наша жизнь. Многие из них открывают наш мир по-новому: ярче, добрее, драматичнее.
Это и есть миссия народного художника. Как и народного артиста, народного писателя.
Священное море
Особое место в этой величественной панораме предоставлено Байкалу. Среди нескольких картин, посвящённых этому природному феномену, есть три полотна под одним названием «Байкал. Август». Август – страда не только в поле, но и на море. Вот Байкал и трудится вместе с рыбаками, словно помогает им, предоставляя свои богатые дары. Он – кормилец народа. Он – главный герой этих полотен.
Но… как мы поступаем с нашим кормильцем? Чем отплачиваем ему в наш технократический, рыночный век?
И появляется «Стихия Байкала» - бессюжетное полотно, наполненное буйством фантастических образов. Очертания условных персонажей перетекают с одного на другой. На первом плане – фольклорный герой Буха-нойон как напоминание о древней святыне, о народной мифологии. Как предостережение. Ореолом над этим героем проступает воздушный, призрачный девичий лик, и не один; внизу, в волнах – голова рыбы; вызывают какой-то дискомфорт распростёртые тут же жёсткие крылья без головы; ещё какие-то неведомые существа из морской пучины.
Стихия Байкала… Не дай же бог разгневаться ему, разгуляться. Не доводите, люди, до беды.
Всадники вечности
Юбилейная выставка произведений Владимира Поспелова имеет нестандартное, глубоко поэтичное название: «Всадники вечности». Так же названа одна из картин его. Застывшая в степи череда каменных фигур напоминает по форме всадников.
Художник где-то увидел этот памятник природы, наподобие известного феномена «Пять пальцев» («Табан хурган») в Мухоршибирском районе, или это его авторский вымысел, - ещё предстоит выяснить. Но в любом случае это не принципиально. Идея выставки – в её названии. А название принадлежит автору, художнику.
Ёмкое словосочетание «Всадники вечности» сразу обращает к историческому прошлому, трудному и грозному. Всадники – вечные герои Центральной Азии. Великой степи. Герои и боевых походов, и сражений, и мирной жизни. Они – в генетической памяти их потомков. Память о них сохранила сама мать-земля. В каменных изваяниях. Всадниках вечности в Великой степи. Они сберегли её и оставили в наследие нам.
В выставочном зале особняком, в витрине, находится маленькое, изящное, стилизованно исполненное изображение двух летящих юных всадников. Вытянутые в струны, невероятной экспрессии силуэты коней и наездников поразительны. Кажется, их силу, напряжение ощущаешь физически. Надо видеть красоту, романтику юности. Это новое, молодое поколение всадников. Наследники. Продолжение жизни Великой степи.
Это жизнеутверждающее по замыслу и исполнению, самое малое, компактное по форме и величине произведение в зале, в своей родственной связи, в созвучии с памятниками в степи, с «всадниками вечности», является ключевым произведением данной выставки.
Жизнь в прошлом, настоящем и будущем, в её органическом единстве и многообразии её проявлений, в богатстве, красоте и драматизме показал художник Владимир Поспелов на своих полотнах с величайшей любовью к ней, с глубоким постижением и высоким мастерством.
Постскриптум
Много лет можно было видеть, как в декабрьские морозы Владимир Поспелов трудится на городской площади. Это его руками возводились сказочные ледяные городки: новогодние подарки детям, да и всем горожанам, гостям. Без этих чудес наш праздник немыслим.
Студенты, обучавшиеся в мастерской Владимира Георгиевича во ВСГАКИ, отзывались о своём преподавателе с неподдельным уважением. Они его любили.
Когда одного из них как- то родители спросили (курс обучения в вузе уже заканчивался), где бы он хотел продолжить образование, если бы у него была возможность выбора, - в Москве, в Санкт-Петербурге, студент ответил: «Там, где Поспелов». Лучшей оценки работе педагога трудно найти.
Фото Анны Огородник