Власть 17 янв 2018 1665

​​Цыденжап Батуев: «У нас свой путь нахождения и укрепления национального и общественного согласия и единения в России и Бурятии»

Об основах государственной национальной политики в России и Бурятии в интервью с Цыденжапом Батуевым, председателем Комитета Народного Хурала РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религиозным объединениям, доктором исторических наук, сообщает газета «Бурятия».

- Цыденжап Бимбаевич, с прошлого года идёт ра­бота над проектом феде­рального закона с пер­воначальным рабочим названием «О российской нации». По ходу обсужде­ния и изучения мнений, в том числе и субъектов РФ, созрело предложение об ином варианте наимено­вания закона: «Об основах государственной нацио­нальной политики». С чем это связано?

- Действительно, в ходе обсуждения концепции за­кона произошло изменение рабочего названия. Это ещё раз говорит о сложности проводимой работы и боль­шой заинтересованности институтов гражданского общества в участии в рабо­те над проектом закона.

- Да, власть начинает не просто прислушивать­ся к мнению граждан, но и учитывать их в практической деятельности. Тем не менее, скажите, в чём особенности проводимой работы? Ведь вы уже вы­сказывались о целесо­образности разработки вышеназванного феде­рального закона.

- По роду своей профес­сиональной деятельности я практически связан с данным вопросом, а также изучаю его теоретическую составляющую. И действи­тельно, я ранее для вашей газеты писал статью по данному вопросу. Далее по порядку. Любой закон, как нормативный право­вой акт, разрабатывается на длительный период и охватывает большой круг, массив, в данном случае, общественных отношений. Поэтому, когда по рабочему наименованию проекта фе­дерального закона возник­ли сомнения, то они были продиктованы рядом об­стоятельств.

К примеру, мы знаем, что государства по мере своей эволюции дости­гают более высокого уровня развития в экономической и социальной сферах. И тог­да объединение граждан характеризуется не просто как этнокультурная или со­циокультурная общность, а определяется как полити­ческая или же гражданская нация. В научной, а также в экспертной среде использу­ется и другой термин - го­сударственно-гражданская нация.

Все выше приведён­ные элементы понятийного аппарата будущего закона, а такая часть, несомнен­но, будет, говорят, в пользу иного наименования закона. Ведь ни у кого не вызывает сомнения, что дальнейшее укрепление отечествен­ной экономики и развитие российского гражданского общества приведёт к ро­сту числа людей, занятых в малом и среднем бизне­се, а также вовлечённых в деятельность многочис­ленных добровольческих и волонтёрских организаций. Что в конечном итоге укрепит и расширит пласт политически активных граждан-собственников, а это уже позволит говорить о формировании полити­ческой или гражданской нации у нас в стране.

Ещё один существенный фактор в пользу изменения наиме­нования закона - это то что за рубежом есть немалое количество бывших граж­дан Советского Союза. Они считают себя связанными с нами одной общей истори­ей, сопереживают и стре­мятся поддерживать наши внешнеполитические начи­нания. И это люди разных национальностей, а также нельзя забывать и про жи­телей Белоруссии и Украи­ны, исторически имеющих собственное название на­рода, но не забывающих об­щее историческое прошлое.

Поэтому наименованием документа сужать поле де­ятельности федерального закона сейчас и потом было бы неправильно. Тем более, что в условиях попыток изоляции нашей страны на мировой арене, мы долж­ны более эффективнее ис­пользовать возможности народной дипломатии. Вот, на мой взгляд, отдельные мотивы, а можно и назвать ещё ряд факторов, которые подсказали необходимость изменения рабочего наиме­нования разрабатываемого проекта федерального за­кона.

- В связи с проводимой работой возникают новые вопросы относительно по­нятий «мультикультура­лизм» и «толерантность». Что скажете по этому по­воду?

- Вышеназванные явле­ния в сфере общественных отношений стали есте­ственным следствием усложнения условий разви­тия мировой экономики (необходимость в большом количестве мигрантов - ра­бочих) и перехода от «одно­полярного мироустройства к многополярному». Как известно, теория мультикуль­турализма была обоснова­на в Северной Америке, но исторически присуща для всех многонациональных государств. Но именно как концепция, как руковод­ство к действию активно стала применяться в стра­нах Западной Европы. Хотя и в США нельзя полностью отрицать её применение наряду с «теорией кипяще­го котла», где все нации и этносы должны были стать единым целым.

Но затем всё - это было заменено на более политкорректное - «салатница». Понятно, что это не просто безобидное изменение названия госу­дарственной политики по формированию единой нации, а гораздо сложнее и объёмнее. А руководство стран Западной Европы в условиях стремительно растущего миграционного потока и порой уже некон­тролируемого потока вынужденных беженцев и ми­грантов продолжало идти прежним курсом: полно­стью уверовав в преимуще­ства политики мультикуль­турализма и пропагандируя принцип всеобъемлющей толерантности.

И букваль­но за короткий историче­ский период в этих странах произошло обострение общественных отношений. В результате бездумной политики тамошних поли­тиков, что является оче­видным фактом. И, по всей видимости, это ещё не всё, и какой сценарий дальнейше­го развития событий в этих государствах и в целом в Евросоюзе будет, остается только догадываться.

- Цыденжап Бимбаевич, вы пишете и говорите о неприменимости запад­ных теорий в нашей стра­не, почему?

- У нашего государства и народов нашей страны свой длительный исторический путь становления и разви­тия с большими экономи­ческими свершениями и блестящими достижениями в науке, культуре и спор­те. Но у нашего Отечества и многих поколений наших соотечественников были и трагические периоды, и тяжелейшие испытания. Но мы выработали свои глас­ные и негласные, писаные и неписаные правила и до­говорённости совместного проживания людей разных по национальности и веро­исповеданию.

И основаны они не на принципах муль­тикультурализма и толе­рантности, а на совершенно других принципах. Иначе наше Отечество не победи­ло бы во Второй мировой войне и не преодолело бы и другие тяжёлые испытания. Но в условиях глобализации и ожесточении борьбы за природные ресурсы на пе­редний план выходит зада­ча выработки системного и комплексного подхода к вопросу дальнейшего едине­ния нации.

Я сейчас не хочу повторять, какое большое количество наций и народ­ностей, этносов у нас в стране проживает и какие у нас географические и климатические особенности. Задача в другом - для всех уровней власти и институтов граж­данского общества должна быть выработана ясная и понятная национальная по­литика. И она должна найти отклик во всех социальных средах, во всех группах на­селения, различающихся по возрасту, роду занятий, вероисповеданию и национальности, уровню образо­вания, профессиональной подготовленности и так далее. Одним словом, у нас свой путь нахождения и укрепления национального и общественного согласия и единения в России и в Бу­рятии.

- Работа над концепцией федерального закона про­должается, а что сейчас нужно учитывать в рабо­те власти по укреплению единства наших граждан?

- Есть бесценный опыт наших предков по совмест­ному проживанию, но в условиях современных вы­зовов, растущей внешней миграции нужно обеспе­чить квалифицированную и грамотную работу на всех уровнях власти. А с под­готовленными кадрами, специалистами в области адаптации мигрантов, а также межконфессиональ­ных, межэтнических отно­шений, понимающих тен­денции или же изменения в этнополитической ситу­ации, у нас пробел, и его нужно заполнять.

Нашим комитетом принят ряд мер законодательного и организационного плана, к примеру, выстроена хо­рошая связь со всеми на­шими 46 культурно-нацио­нальными объединениями, основными конфессиями, социально ориентирован­ными некоммерческими ор­ганизациями, а их у нас 1412. При комитете создан экс­пертный совет, куда вошли известные учёные, специа­листы в области межнаци­ональных и межконфесси­ональных отношений. Но, к сожалению, мы не смогли убедить правительство и отдельных наших коллег в необходимости принятия закона «Об уполномочен­ном по правам коренных и малочисленных народов нашей республики».

И в то же время как по­ложительный итог нашей совместной работы с Главой республики, институтами гражданского общества Бурятии является разра­ботка и принятие Закона «О памятных датах и празд­ничных днях», и как бы ни пытались в социальных сетях «диванные борцы за правду» иронизировать по данному поводу, важности сделанного им не умалить.

2018 год - год 95-летия со дня образования республи­ки. Не за горами 100-летний юбилей, и наконец-то у нас в собственном законе есть не просто упоминание об этой исторической дате, а пропи­сана ответственность всех уровней власти за подго­товку к юбилею. Или же как памятная дата приводится день основания Посольско­го монастыря. Не все, даже у нас в Бурятии, знают, что он находится под протекто­ратом министерства ино­странных дел Российской Федерации.

И здесь уместно будет сказать, что законо­дательное подтверждение и уважительное отношение нас самих к истории храма - это дополнительная моти­вация для дальнейшей со­вместной работы с нами со стороны федерального ми­нистерства. А Хурал в честь XII Пандидо Хамбо Ламы Даша-Доржо Этигэлова и большое праздничное ме­роприятие в этот день - это уже не первый год событие межрегионального, если не международного характе­ра. И интерес, и уважение к нему всё больше возраста­ют, в том числе и со стороны международных организа­ций.

Поэтому, вновь возвра­щаясь к сути нашего раз­говора - о необходимости разработки и принятия федерального закона об основах национальной по­литики, не нужно забывать, что в ней есть одна суще­ственная отправная точ­ка. Прежде чем требовать уважение к себе и к нашим традициям и обычаям со стороны временных гостей или же людей, выбирающих республику местом для постоянного проживания, нам самим нужно научиться уважать собственную исто­рию.

- Цыденжап Бимбаевич, и в завершение ещё один вопрос - национальная идея и государственная, в чём отличие?

- История свидетель­ствует, что страна всегда больше, чем государство. Формы государственного образования могут менять­ся, а Отечество остаётся. В этой связи есть примеча­тельные слова генерала Брусилова, человека далё­кого от политики: «Прави­тельства приходят и уходят, а Россия остаётся. И служить ей надо честно, преданно, невзирая на политическую борьбу».

Действительно, на­циональная составляющая больше, чем государствен­ная, и смысл национальной идеи, её содержание - это патриотизм. Нужно любить свою страну, своё Отечество, а как его любить и как это­го нельзя делать, направля­ет и объясняет идеология. Не случайно на заседании Валдайского клуба Влади­мир Путин отмечал: «Патри­отизм может перерасти в национализм, и это опасная тенденция. В принципе, мы должны иметь это в виду и делать всё, чтобы этого не случилось». И эту задачу, в том числе должен будет решать разрабатываемый федеральный закон об ос­новах национальной поли­тики.

Фото Анны Огородник

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также