Общество 22 янв 2018 1331

​​Ветеринары в борьбе с бешенством лис в Бурятии сталкиваются с людским неверием

Уже два месяца специалисты Мухошибирского филиала Бюджетного учреждения ветеринарии «БРСББЖ» работают без выходных, без праздников, не было у них и январских каникул. Перечень случаев бешенства на территории рай­она, где фигурируют лисицы и павшие животные, похож на сводку с фронта, сообщает газета «Бурятия».

Верю - не верю

«Все предупреждены, объ­явления вывешены, а сейчас вот ветеринарные специа­листы поехали на место и ждут. Со стороны людей от­ношение - как будто это про­блема только ветеринарии, - хмурится начальник отдела противоэпизоотических ме­роприятий и ветеринарно-са­нитарной службы Бурятской республиканской станции по борьбе с болезнями живот­ных Руслан Шагдуров. - А это ведь их скот!»

Речь идёт о ревакцинации скота 15 января в одном из сёл, куда выехала бригада ветеринарной службы. К 9 часам утра на раскол жители должны были пригнать своих коров, но все ещё «тянутся».

В район для работы при­езжают помочь специалисты противоэпизоотических отря­дов из районов республики.

«Из Кяхты были два раза, кабанцы снова заедут. Хоро­шо помогли, одни бы не спра­вились, поскольку всё время новые вспышки идут, доволь­но сложно работать, и без по­мощи республиканской стан­ции не обошлись бы», - говорит начальник Мухоршибирского филиала Бюджетного учреж­дения ветеринарии «БРСББЖ» Лариса Бондаренко.

В этот раз помогают специ­алисты из Еравнинского и Ку­румканского районов. Мороз ясного утра коварно щиплет щёки. В селе Хонхолой подворный обход с ревакци­нацией проводят еравнинцы. На вопрос, приходится ли сталкиваться с трудностями, молодой специалист Чимит Степанов с улыбкой отмечает: «Бывает, зима…».

Приехал он в первый раз, начал работу на селе с колле­гами с 9 утра, будут работать весь день и так ещё два-три дня. За бригадой вышел из во­рот пожилой хозяин одного из дворов.

«Пришли быстро, сделали прививки безо всяких про­блем, как в первый раз. Да только смысл-то есть - людей мучить? У нас говорят, что ни­какой заразы не было, просто шпана лисёнка запинала, и раздули. Ну где гарантия, мы же ничего не знаем. Ну при­шли, пожалуйста, заходите. Хоть ветеринаров погляде­ли, кроме них никого не было. В Хонхолое станции ветслужбы нет, колхоз закрывается», - говорит мужчина, представившийся Виктором, на вопрос о взаи­модействии с ветеринарами.

О том, что население плохо идёт на контакт, соглашается глава СП «Хонхолойское» Ми­хаил Каденёв:

«Беседы все мы проводили, в декабре было общешколь­ное собрание, где объяснил, что при вакцинации надо де­лать, чтобы объединились с соседом, гнать скот на раскол (загон), конечно, проблема, но чтобы друг другу помогали, чтобы было быстрее. Не за­держивали специалистов, потому как работы у них много».

Недавно в селе он построил раскол, но нашлись недоволь­ные его месторасположени­ем.

«Говорят ещё, ты его возле себя почему не разместил? - рассказывает глава посе­ления. - По расколу ещё по краям села сделать надо. С кадрами проблема, ветерина­ров-то нет, у нас в колхозе по­следний ветеринар уволился».

Глава сам организовывает питание приезжим бригадам.

«А больше некому. И про­шлую вакцинацию дома ва­рил обеды, ни с кем догово­риться не смог и сейчас. Но нам мясо СПК «Колхоз «Ис­кра» дали, что в прошлый раз, что сегодня мясо с хлебом получил, и дома варим. Чем можем помогаем, - говорит Михаил Каденёв. - С ветери­нарной службой мы дружно живём, тем более я сам быв­ший ветеринар, знаю, что это такое».

Как отмечает глава, при первой вакцинации были слу­чаи, когда хозяева отказыва­лись прививать скот, пускать во двор. По этому поводу было составлено два или три протокола, после беседы с инспекторами ветеринарной службы люди согласились.

В этот раз ревакцинация скота в селе идёт быстрее. С утра привито уже 79 голов крупного рогатого скота.

«Лучше идут, потому что ревакцинация, не надо бир­ковать, писанины меньше, просто по номерам сверяют, - отмечает глава. - Теперь люди, думаю, понимать бу­дут важность идентификации, биркования скота».

В Хонхолое 553 двора, из них вакцинировано 448 дво­ров, остальные дома с за­крытой территорией или не содержат животных.

От укусов никто не застрахован

А в это время специалисты Мухоршибирского филиала после приёма привезённой вакцины выехали на обработ­ку в местность Буфер, на одну из стоянок СПК «Колхоз «Ис­кра». Здесь был один из пер­вых случаев в районе заболе­вания коровы бешенством.

«Во всём мире самый хоро­ший метод – вакцинирование. Ветеринарная служба вовре­мя среагировала, поставили нас на карантин, сейчас идёт ревакцинация, - доволен про­ведённой работой и.о. пред­седателя, главный агроном СПК «Колхоз «Искра» Николай Мальцев. - Прививка обяза­тельно нужна».

Как он отмечает, вспышка заболевания пришла из при­роды, от диких животных, а не по вине сельхозпроизво­дителей.

«Это у нас первый случай. Я работаю в этом хозяйстве двадцать лет, всегда всё было тихо-мирно. К нам приехали по первому сигналу, труп со­жгли потом».

У колхоза несколько стоя­нок, заболевание возникло ещё на двух стоянках. Необ­ходимые мероприятия все проведены, по графику про­водится ревакцинация. Кро­ме этого, обработан один из загонов.

«Поскольку на территории очага запрещено какое-либо перемещение животных, а в хозяйстве надо провести не­обходимые зоотехнические мероприятия, то по их прось­бе проводим дезинфекцию двора», - рассказали специа­листы.

Хроника событий

Как объяснила начальник филиала Лариса Бондаренко, сообщение о том, что возмож­но заболевание среди КРС в СПК «Искра» на стоянке Степ­ной, поступило поздним вече­ром 2 декабря. При выезде на место бригада обнаружила, что у коровы все клинические признаки бешенства. Она вначале отрешённо стояла или ходила одна, затем лег­ла. Изо рта непрерывно шло слюноотделение, если мимо ограды показывался человек, то она бросалась на него, с неестественным мычанием, похожим на рык.

Было проведено её бес­кровное умерщвление. Ото­бранный патматериал напра­вили в Улан-Удэ. Это было первое подтверждение забо­левания по крупному рогато­му скоту.

Самый первый случай бе­шенства был зарегистриро­ван 11 ноября в Хошун-Узуре. Там на стоянку забралась лисица, которая вела себя, как говорится, «по-хамски». Не прячась, шла по двору, начала хозяйничать в собачьей миске, потом сцепилась с со­бакой. А потом и вовсе наки­нулась на пастуха, потом ещё на одного работника стоянки. Во время этой «потасовки» они её «зашибли». Затем один из работников по принци­пу «не пропадать же добру» снял с лисы шкурку, тушку выкинул. Вечером он расска­зал о случившемся владель­цу стоянки, который позвонил в ветеринарную службу.

Необходимые мероприятия по очагу были отработаны ещё до объявления резуль­татов, а к 15 числу была отра­ботана вся неблагополучная зона. Это значит, что были вакцинированы все домаш­ние животные в округе.

После получения положи­тельного результата из ла­боратории 14 ноября, начали проводить все мероприятия, связанные с бешенством, то есть обязательную вакци­нацию всех 450 голов скота, которые там находились. Со­баку, которая была в контак­те с лисой, усыпили с согласия владельца, кота привили. Ре­вакцинацию провели через 14 дней. Стоянка была поставле­на на наблюдение. На другой день было проведено заседа­ние противоэпизоотической комиссии района, где был принят план мероприятий по ликвидации и недопущению распространения бешенства на территории района. Перво­начально за очаг была взята местность Нур-Толгой с доба­вочными двумя стоянками и окружающей зоной 10 км.

«Информационную работу большую вели, что с нашей стороны, что со стороны ме­диков, они отработали на встречах с детьми, учителя­ми. Благодаря этой работе сразу узнали о вопиющем случае нападения лисицы на мальчика», - рассказывает Ла­риса Бондаренко.

В это время ветеринарная служба работала по друго­му случаю, когда 30 ноября в Никольске лиса забралась в стайку к животным. В это время пришла информация, что в Хонхолое лиса напала на мальчика, шедшего из школы. К счастью, она укуси­ла только за штанину. Позже труп лисицы нашёл во дворе заброшенного дома глава по­селения.

Из всего обследованного биоматериала в республикан­ской лаборатории, где специ­алистам помогала Иркутская межобластная лаборатория, получено по КРС 17 положи­тельных проб, по лисам – 22, по одному случаю у собаки и козы.

Основной способ передачи – укусы лисиц. Всё, что свя­зано с ними - со слюной, ца­рапанием - здесь вероятность заражения огромная.

«Когда приходит инфор­мация по подозрительным случаям, выезжает бригада, отрабатывает на месте, смо­трит клинические признаки, животное изолируется, это по сельхозживотным. По домашним другая методика: по санитарно-ветеринарным правилам у хозяина берут обязательство, что животное ни с кем не контактирует, изо­лированно содержится и так далее, ветеринарные специа­листы каждый раз выезжают, смотрят животное на каран­тине», - объясняет методику начальник филиала.

Бесхозный скот

«В большинстве случа­ев разносчиками являются именно лисы. Первый случай - в Хошун-Узуре, далее идёт Хонхолой, Хара-Шибирь, на Сухаре, неподалёку от села Мухоршибирь, далее - СП «Новозаганское», сейчас до­шли до села Гашей. Мухор­шибирь минуло, потому как речка не в деревне, на Суха­ре были выявлены бешеные лисы, но без заболеваний скота. Заганскому сельскому поселению достаётся боль­ше всех. Потому как, с одной другой начинается Заганский хребет, где, возможно, скон­центрировались лисы» - по выявленным очагам ветери­нарные специалисты конста­тируют, что заболевание дви­жется с лисами по рекам из соседней области.

Первый патматериал лисы был направлен в МИЗЖ (Международный институт защиты животных), где было установлено, что генотип бо­лезни родственен бешенству, которое было зарегистрировано в 2015 году в Забайкаль­ском крае, изначально его от­носят к Внутренней Монголии Китайской Народной Респу­блики.

«То есть это не стационар­ное, не наше бешенство, а пришедшее к нам, к тому же, в последние годы в связи с по­жарами животные мигрируют», - отмечают мухоршибирцы.

На сегодняшний день на территории Мухоршибирско­го района, по данным Бур­природнадзора, порядка 250 особей лисиц на момент объ­явления карантина, но кулу­арно говорится о цифре в 1000 голов.

К тому же в районе два за­казника – Тугнуйский и Ал­тачейский. Здесь запрещена охота, в Алтачейском заказ­нике федерального значения нельзя заготавливать сено, выпасать скот. Туда частично подпадает Цолгинское сель­ское поселение и полностью – СП «Подлопатинское».

При этом случаи бешенства зафиксированы не только среди рыжих лис, но также по корсакам установлено два ди­агноза, хотя раньше бытовало мнение, что они не подверже­ны заболеванию бешенством.

Ещё один фактор распро­странения болезни - безнад­зорный выпас скота. При этом надо учитывать, что волк ми­грирует на расстояние 100 км в сутки, лиса - до 50 км.

На вопрос, почему не при­вить всех коров в районе, ветеринарные специалисты отмечают, что они поступают в соответствии с ветеринар­ными правилами и инструк­циями. Важным аспектом является то обстоятельство, что вакцинация в первую оче­редь помогает выявить жи­вотных со скрытым течением болезни, то есть, которые за­разились, но ещё клинику не показали, а во-вторых – соз­даёт иммунитет у здоровых животных.

«Диагноз устанавливается по методу флюоресцирующих антител, которые развиваются в головном мозге погибшего животного со временем. При эвтаназии может остаться не­понятным, было заражено жи­вотное или нет. Тогда придёт­ся заражать биологическими пробами животного белых мышей, которые д олжны на­ходиться под исследованием 30 дней. Если сразу диагноз не установлен, то придётся ждать», - отмечают ветеринар­ные специалисты.

Следует отметить, что Му­хоршибирский район в тече­ние 60 лет был благополучен по бешенству и бешенство выявлено здесь впервые. Поэтому согласно планам и графикам сельхозживотные на территории Мухоршибири не вакцинировались. План по вакцинации ежегодно дово­дится по домашним живот­ным, охват по ним составлял 100 %. По прошлому году был охват около семи тысяч жи­вотных, тогда как план - около 3,5 тысячи кошек и собак.

Новые вводные

Пока готовился материал, прошло пятое заседание ре­спубликанской противоэпизо­отическй комиссии, где были обнародованы новые данные. На сегодня в Бурятии зареги­стрировано 35 очагов, из них 29 – в Мухоршибирском рай­оне, по одному – в Джидин­ском и Бичурском районах, по два – в Тарбагатайском и За­каменском районах.

«В связи с тем, что бешен­ство приблизилось к гра­ницам Улан-Удэ, на уровне Правительства республики было решено объявить угро­жаемой зоной территорию города Улан-Удэ и территорию Иволгинского района для при­нятия оперативных мер. Они включают в себя вакцинацию плотоядных животных (собак и кошек), мероприятия по регулированию численности безнадзорных домашних жи­вотных и масштабную разъ­яснительную работу с насе­лением с раздачей листовок, вывесок аншлагов, высту­пления на радио и ТВ, через разные СМИ всевозможными путями донести до населения об опасности данного заболе­вания», - говорит начальник отдела организации противоэ­пизоотических мероприятий и мониторинга Управления ве­теринарии Дмитрий Калугин.

На сегодня привиты в очагах все виды животных, это 5438 голов сельскохозяйственных животных, 86 голов домаш­них животных, если говорить про неблагополучные пункты, то по угрожаемой зоне охват вакцинации составляет по­рядка 26 тысяч сельхозживот­ных и 65434 домашних живот­ных. Эта работа продолжается в ежедневном режиме.

Расширено количество охотлицензий на отстрел ди­ких животных.

«Жители города, не под­ходите к безнадзорным жи­вотным, не подкармливайте. В случае неадекватного по­ведения животного на улице обращайтесь к нам, кругло­суточный телефон: 44-85-82», - предупреждает Дмитрий Владимирович.

Главным фактором вспыш­ки заболевания бешенством в Мухоршибири сейчас названо создание свалки отходов за околицей одного из дворов после забоя скота, к которой стали наведываться лисы.

Сейчас заболевших среди людей не зафиксировано, под наблюдением – контакти­ровавшие, в частности, с ли­сами. Теперь им приходится проходить процедуры - вот чем опасно приманивание лис, желание погладить диких животных. Потому как одним из показателей бешенства на начальной стадии является их необычайная ласковость.

СПРАВКА

Бешенство относится к особо опасным заболеваниям, в силу своей абсолютной летальности занимает особое место среди всех опасных инфекций, каждые 10 ми­нут в мире от этого заболевания умирает 1 человек. На сегодня нет ни одного кон­тинента, где бы это заболевание не регистрировалось, кроме Антарктиды. Данное заболевание было известно с древних времён. Название болезни происходит от сло­ва «бес», потому что в древности считалось, что причиной заболевания является одержимость злыми духами.

Когда вирус бешенства попадает в организм, то начинает распространяться по клеткам, по 3 мм в час продвигаясь в отделы центральной нервной системы, спер­ва поражает спинной мозг, потом головной.

До 2005 года бешенство считалось абсолютно смертельной болезнью для чело­века. С 2005 года зафиксировано несколько клинически подтверждённых случаев из­лечения от бешенства на стадии проявления симптомов.

Инкубационный период составляет от 10 дней до 3-4 (но чаще 1-3) месяцев, в некоторых случаях — до одного года. Но есть один случай, когда инкубационный период составил 17 лет.

По России лидирующее место по заболеваемости бешенством занимает Цен­тральный федеральный округ, здесь ежегодно фиксируется порядка около 500 слу­чаев. По Сибирскому округу – около 65 случаев в год. В Западной части России по­мимо природного очага существует и городское бешенство, особенно среди собак. Специалисты считают, что это наиболее страшный вид бешенства, потому что в городской среде это неконтролируемый процесс, когда в него вовлечены крысы и мыши помимо безнадзорных домашних животных.

Автор: Оксана ЦЫБДЕНОВА