Фото Анны Огородник
2 февраля в Художественном музее им. Сампилова открылась выставка Валентина Базарова, приуроченная к его 75-летию. К сожалению художник не дожил до своего юбилея. Но до последнего времени он много работал и дал наставления близким, особенно своему сыну Чингису, по поводу того, какой должна быть экспозиция. О жизнелюбии и особом поэтическом видении художника неоднократно упоминали выступающие на открытии.
Фото Анны Огородник
В том числе директор музея Татьяна Бороноева рассказала о встречах с Валентином Аюшеевичем, о том, что ей запомнилась его чуткое отношение и любовь к живому поэтическому слову.
«Квартиры многих улан-удэнцев и жителей республики украшает его пейзажная графика. Очень лаконичными, но вместе с тем выразительными средствами он передал что-то особенное, присущее именно природе Бурятии, простору ее степей и широте вольного неба», – отметила Татьяна Анатольевна.
Фото Анны Огородник
И потому название выставки «Поэзия степи» – не случайно. Будучи по специальности художником-керамистом и выставляя с конца 70-х годов керамические композиции – надо сказать, это достаточно редкая в то время, в Бурятии техника, – Валентин Базаров воплощал в своих изделиях изысканную цветовую гамму, собственный стиль, к которому шел через годы кропотливого труда и творческих экспериментов. В 1986 году художник впервые представил на выставку два акварельных пейзажа, с тех пор, отражая через тончайшие нюансы природных состояний духовные переживания и поиски творческого человека, он становится признанным мастером графики.
Фото Анны Огородник
Его сын Чингис пошел по стопам отца. Он работает в городе Томске, в своей собственной творческой мастерской.
«Ныне искусство керамики ушло далеко вперед, – рассказал Чингис. – Появились новые материалы и очень продвинутые технологии. Но вместе с тем наследие отца, можно сказать, состояние его души и трепетную любовь к родной земле, я стараюсь воплотить и в своих керамических изделиях. Масштабы, в которых я работаю, конечно, сильно отличаются от того, что было раньше. Например, силами нашей мастерской выполнено керамическое фасадное панно в традициях русского модерна XIX века, которое украсило Музей славянской мифологии. Его высота – более двадцати метров. Мы работали над ним девять месяцев, установили более трехсот изразцов. Аналогов такого панно нет во всей Сибири: начиная с эпохи модерна, практика декорирования фасадов керамикой в России исчезла. Но мы возрождаем это мастерство».
Фото Анны Огородник
Валентин Базаров делал много акварельных этюдов с одного и того же пейзажа в разное время года, стараясь запечатлеть настроение, владевшее им в то время. Подготовительные работы для создания росписей становились самостоятельными произведениями, образуя законченные графические серии, воплощая в себе изменчивость и постоянство годового природного цикла, отсылая зрителя дальше – к вечному вселенскому круговращению.
Фото Анны Огородник
Выставки художника с успехом проходили в Москве, Алма-Ате, Чите, Санкт-Петербурге и за пределами нашей страны – Монголии, Германии, Индии. Лучшие работы хранятся в фондах музея Востока, музея декоративно-прикладного искусства Москвы, художественного музея им. Сампилова (Улан-Удэ), музее изобразительных искусств им. Дзанабазара (Улан-Батор), Иркутского областного художественного музея им. Сукачева, а также в частных коллекциях Монголии, Германии, Польши, Венгрии, Йемена и Японии.
Фото Анны Огородник
Удивительно, что на ресурсе Поэзия.ру есть два стихотворения, посвященных Валентину Базарову. Их написала поэтесса Людмила Кононова, которую называют «матушка Людмила» – она известный исполнитель православных и духовных песен собственного сочинения. Одно из стихотворений имеет посвящение: «Художнику Базарову Валентину Аюшеевичу». Хочется привести замечательные строки, чтобы воздать дань памяти удивительному творцу, радующему нас своими открытиями в природе и душе человека.
Фото Анны Огородник
«В Улан-Удэ
В мастерской Базарова
Неподалёку от Уды
Сижу, оглядываю...
Тут и графика, холсты,
А трудов так много!
И красные цветы,
И единенье неба, гор.
Мир встаёт такой воздушный
В переливах цвета…»
Фото Анны Огородник