16 февраля, в первый день всенародного праздника Сагаалган, в 18.00 на Театральной площади столицы Бурятии по традиции стартует широкомасштабный флешмоб «Глобальный ёхор», организатором которого выступает Издательский дом «Буряад унэн» совместно со Всебурятской ассоциацией развития культуры (ВАРК). В этом году он пройдёт в седьмой раз.
Откуда пошёл ёхор?
Культура ёхора возникла в период родового строя в связи с празднествами по случаю удачной охоты. Этот древний обрядовый танец имеет особое сакральное значение, связанное с солярным культом, культом солнца, так как движение танцующих по кругу слева направо совпадает с направлением движения солнца. Такой тезис основывается на анализе трудов учёных-исследователей, посвящённых изучению бурятского кругового танца ёхор.
Известный этнограф Матвей Хангалов отмечал, что национальный танец ёхор берёт своё начало от облавной охоты и военных учений. Чингисхан при подготовке своих войск широко применял оба этих компонента, в которых воины приобретали навыки взаимосвязи и координации совместных действий. Во время облавной охоты «зэгэтэ-аба» люди также создавали широкий круг, внутрь которого попадали дикие животные, и этот круг сужался с нарастанием темпа движений. Кульминация наступала в тот момент, когда воины, окружив врага, а охотники, обложив дичь, начинали уничтожать их холодным оружием.
То же самое происходит и во время исполнения ёхора, по сути, военного танца. Танцоры идут по кругу, сначала плавно, а потом темп и движения убыстряются.
В то же время ёхор может носить и сакральный характер. Например, в Тибете есть круговой танец с пением, идентичный с нашим ёхором. Считается, что во время исполнения танца его участники могут постичь состояние Будды.
Родство ёхора с танцами народов мира
У болгар, имеющих как тюркские, так и славянские корни, круговые танцы называются хора, у македонцев - оро, сербов и хорватов - коло, есть они и у молдаван, румын... У турков это халай, хорон и хора. Говорят, болгарская хора очень схожа с нашим ёхором. Но болгары сумели превратить хору в туристический бренд и неплохо на нём зарабатывают. Наверное, когда-то круговые танцы действительно имели обрядовое значение, но сейчас повсеместно утратили какой-либо религиозный смысл, став неотъемлемой частью культур разных народов.
Кстати, исследователь старинных бурятских песен Тамара Танганова утверждает, что традиционные песни бурят, с одной стороны, архаичны, а с другой – носят следы контактов с другими народами. Например, хороводный танец ёохор и сопровождающие его песни могут иметь общие корни: у славян - «хоро», у эвенков - «ёхорье», у бурят - «ёохор», у долган - «хейро». Не случайно Хорс – имя бога солнца у древних славян, славянские и греческие слова, обозначающие «круг», «окружность»: «хоро», «хороs». К слову, вспомним и название одного из основных бурятских племен – хори!
На взгляд Александра Махачкеева, автора идеи «Глобального ёхора», танцы по ходу солнца изначально заложены в человека как частичку Вселенной. Жизнь - это движение, движение, возникшее после Большого взрыва. Все галактики, планеты и элементарные частицы движутся по орбитам – по кругу. Пока существует этот мир, пока совершается круговорот воды в природе, люди будут танцевать по кругу, поскольку ход кругов - это знак вечности, форма нашего существования – круговорот Сансары.
Как начинался «Глобальный ёхор»?
Первый «Глобальный ёхор» состоялся 22 февраля 2012 года на площади Советов. Ведущими были Владимир Гунзынов и Эрдэни Дымчиков. Тогда во флешмобе приняли участие многие города, в том числе и из-за рубежа. На будущий год география участников флешмоба значительно расширилась. Это мероприятие приобрело поистине глобальный характер. Так, в нём стали широко участвовать наши земляки (и не только), проживающие в Англии, США, Франции, Японии, Монголии, многих городах России. С 2013 года флешмоб проводится на Театральной площади столицы Бурятии.
Быть единой семьей
Идея обязательного «Глобального ёхора» полюбилась многим. Каждый год в рамках празднования Сагаалгана в Оке, помимо спортивных, культурных мероприятий, поддерживают «Глобальный ёхор». В первый день Сагаалгана проходит обряд «hан табилга», в РКДЦ ставят театрализованное представление и праздничный концерт, а ровно в шесть вечера на улице, а если сильные морозы, то в спортзале, все присутствующие, взявшись за руки, танцуют ёхор.
«Сестра Анна живет в Нью-Йорке. Они там тоже так встречают Сагаалган. В 18:00 по улан-удэнскому времени в первый день Сагалгана, взявшись за руки, поворачиваются в сторону Улан-Удэ, смыкают круг и танцуют ёхор. Они знают, что в этот момент в любой точке земного шара выходцы из Бурятии и все люди, неравнодушные к ней, где бы они ни находились - на улице, в квартире, на площади, тоже танцуют. Она говорит, что это позволяет ощущать единство со своим народом», - рассказывает Александр Махачкеев.
Идея «Глобального ёхора» рождает атмосферу единения и всеобщей радости, которая объединяет людей. «Глобальный ёхор» можно отметить как день национальных нарядов, люди стараются прийти на праздник в бурятской национальной одежде, не просто надев терлики поверх верхней одежды, но пошив к этому дню зимние дэгэлы, которые украшают праздник, создавая особый колорит этому мероприятию. Задолго до официального начала собравшиеся начинают сами водить ёхор, веря, что мы все объединяемся в одну большую единую семью, единый народ.
Способы исполнения танца
Сегодня главный бурятский танец различают по территориальным и родовым признакам – есть ёхор ольхонский и агинский, булагатский и аларский, тункинский и баргузинский, кяхтинский, шэнэхэнский... Отличаются ёхоры как по смысловому содержанию, так и по темпоритму. Ёхоров много, но это неважно, главное - взяться за руки и пойти по солнечному кругу.
В основном танец разделяется на три периода: первый, когда танцующие, образовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медленно двигаются по солнцу, делая круг, и поют протяжные песни разного содержания; второй период, когда танцующие становятся друг к другу поплотнее, приподнимают руки и слегка машут ими вверх и вниз, наклонившись немного вперёд. В это время песня делается менее протяжной и поётся громче. Третий период, когда танцующие совсем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делается совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Танцевать таким образом можно недолго, так как с непривычки человек сразу устанет. Это трудный танец, требующий навыка. Когда танцующие устают, то перестают прыгать, опять начинают медленно двигаться по солнцу и поют разные по содержанию песни.
Приглашаем жителей Бурятии, наших земляков, живущих в разных городах и странах, присоединиться 16 февраля к «Глобальному ёхору»!
Фото А. Огородник