Экономика 28 фев 2018 978

​"Поставить на крыло": серийное производство потомка "кукурузника" в Бурятии начнётся в 2021 году

Проект серийного производства лёгкого многоцелевого 9-местного самолета с рабочим названием ТВС-2ДТС приобрёл уже совершенно конкретные очертания. Вернее, они уже стали таковыми после поручения президента России Владимира Путина, данного в прошлом году во время августовского визита на Байкал. Сейчас же речь идёт уже о "технических" деталях проекта, выражаемых в основном цифрами - объемах производства самолётов в год, размерах господдержки на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а после запуска самолёта в серийное производство в 2021 году - и о новых налоговых доходах республики. 

Более того, на модель самолёта, который пока еще существует в единственном демонстрационном экземпляре, уже есть покупатели. Напомним, согласно подписанному в феврале на Сочинском инвестиционном форуме соглашению, Республика Бурятия совместно с АО «Вертолеты России» в лице АО «Улан-Удэнский авиационный завод» в срок до 2019 года обеспечит подготовку производственной площадки для организации серийного производства самолета ТВС-2ДТС. А в дальнейшем АО «У-УАЗ» организует своевременные поставки самолётов ТВС-2ДТС для Республики Саха (Якутия) в количестве не менее 200 единиц в период с 2021-го до 2025 года. 

Самолётом заинтересовались и в Монголии - по словам Главы Бурятии Алексея Цыденова, авиакомпания Hunnu Air выразила желание приобрести не менее шести новых самолётов.

Что такое ТВС-2ДТС?

ТВС-2ДТС – первый цельнокомпозитный российский самолёт, он должен заменить знаменитый АН-2. Собственно, этот проект и родился в результате модернизации «кукурузника». В СССР их летало более 7 тысяч, сейчас в реестрах числится 1200 экземпляров. Летает же всего только около 300. АН-2 в СССР выпускали с 1947 по 1971 год. В своё время он настолько впечатлил китайцев, что они продолжают его производить, но уже в модернизированном варианте.

Над проектом лёгкого девятиместного самолёта работы начались ещё в 2013 году, а уже через три года был начат процесс изготовления опытного предсерийного образца. Тогда он назывался просто – ЛМС-9, или лёгкий многоцелевой самолёт на 9 мест. Своё нынешнее рабочее название - ТВС-2ДТС (композитный демонстратор технологий) - летательный аппарат получил летом 2017 года, незадолго до начала испытаний. Сначала это были статические испытания – на прочность, а затем испытания систем управления.

Первый полёт цельнокомпозитного ТВС-2ДТС состоялся 10 июля прошлого года в Новосибирске на аэродроме Мочище. Все расчётные данные по лётным и прочностным характеристикам были подтверждены. А меньше чем через неделю, 16 июля, самолёт совершил беспосадочный перелёт в Москву. В воздухе он находился 11 часов 20 минут. Конечной точкой его путешествия стала площадка Международного авиакосмического салона (МАКС-2017), где самолёт участвовал и в статической экспозиции, и в лётной программе.

С такими характеристиками ТВС-2ДТС подошёл к прошлогодним испытаниям и премьере на МАКС-2017: крейсерская скорость самолёта – 350 км/ч, он может доставить до 3,5 тонны груза на дальность до 1200 км. Максимальная дальность полёта – 4500 км. Благодаря применению современного комплекса авионики ТВС-2ДТС может выполнять полёты в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Предусмотрена эксплуатация самолёта в северных широтах, а также безангарное хранение.

Вне конкуренции

Накануне вопросы по организации серийного производства ТВС-2ДТС на УУАЗ стали предметом обсуждения на совещании, в котором приняли участие Глава Бурятии Алексей Цыденов и генеральный директор холдинга "Вертолёты России"  Андрей Богинский, а также по видеосвязи представители Республики Саха (Якутия).

Как выяснилось, новый самолёт – современный аналог АН-2, уже претерпел изменения. Практически все заявленные ранее характеристики, которые и без того делали его абсолютно не имеющим аналогов среди самолетов-"одноклассников", стали ещё более привлекательными. Об этом рассказали представители разработчика летательного аппарата – СибНИА им. Чаплыгина, расположенного в Новосибирске.

По словам Алексея Цыденова, сейчас рассматриваются варианты дорожной карты по организации серийного производства самолёта, в которой предусматривается обязательное участие федеральных минпромторга и минтранса России, поскольку процессу требуется государственная поддержка. А в начале апреля в Республике Саха (Якутия) уже может состояться подписание конкретных соглашений.

Андрей Богинский отметил: задача ближайшего времени – чтобы СибНИА произвели дополнительные опытные образцы для статических, ресурсных, а потом уже и лётных испытаний. И именно на этом этапе новому самолёту потребуется господдержка.

- Дальше мы потянем самостоятельно. В первую очередь, господдержка нужна для проведения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. В госпрограмме "Развитие авиационной промышленности" предусмотрены субсидии на сертификацию - это второй вид поддержки. Затем при подготовке маршрутной сети надо будет предусмотреть субсидирование уже конкретно перевозок, - уточнил гендиректор холдинга «Вертолёты России».

Кроме того, по его словам, уже работает субсидирование процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией при покупке авиатехники российского производства. Есть соответствующие субсидии на закупку запасных частей, на обучение инженерного и летного состава.

- Уровень господдержки и сейчас высокий. Нам надо правильно ею воспользоваться, - отметил Андрей Богинский.

Сколько будет стоить новый самолёт после выхода в серию, пока не уточняется. Но главное в расходах на этот самолёт даже не его цена, а стоимость лётного часа, которая будет складываться в том числе и из эксплуатационных расходов.

«Перспективы - замечательные»

Первые самолёты должны быть выпущены уже в 2021 году. Андрей Богинский уверен: антироссийские санкции никак не отразятся на процессе производства самолётов.

- Опытный образец произведён с учетом ряда иностранных комплектующих. Понятно, что одна из задач, которая стоит перед нами, - локализация этих комплектующих. Причём с одной стороны - на технологической базе, которая уже есть в РФ, с другой стороны - мы сегодня обсуждали возможности использования технопарка, который формируется здесь, в Улан-Удэ, - отметил глава холдинга.

По словам Алексея Цыденова, возможно, к этому процессу присоединится и Улан-Удэнское приборостроительное объединение.

- При производстве комплектующих вполне можно использовать и наше предприятие – но пока говорить сложно. Однако Улан-Удэнское приборостроительное объединение имеет компетенцию по производству комплектующих для авиации, есть наработки по диагностическому оборудованию. Думаю, что какая-то кооперация возможна, - сообщил Глава Бурятии.

В итоге Бурятия получает не только и не столько новое прозводство. «Мы получаем новые компетенции», подчеркнул Алексей Цыденов.

- Безусловно, новое производство - это новые рабочие места, зарплата для наших граждан. Новые налоги, доходы - то есть возможность решать социальные вопросы. Это уверенность в стабильности работы завода вне зависимости от колебаний рынка. Это стабильность в долгосрочной перспективе, - отметил Глава Бурятии. – У нас появилась компетенция по композитному производству. Мы сейчас оцениваем диверсификацию производства - распределение производства по разным производителям. Есть вариант, что композит будет производить другое предприятие холдинга «Вертолеты России», а мы будем производить уже окончательную, не отверточную сборку. Но мы надеемся, что мы сможем создать конкурентные, экономически выгодные условия, и сможем композит производить здесь, у нас. Тогда у нас появится компетенция не только на авиацию. Мы сможем делать, например, малые суда для Байкала. Мы сможем готовить других специалистов – у нас во ВСГУТУ есть кафедра специализированная, появится своя, более развитая, более востребованная школа… Все последствия сейчас сложно оценить, но это будет существенный прорыв.

Автор: Татьяна БАЖЕНОВА​

Читайте также