Владимир Бараев
Предыдущий 2017 год, когда отмечалось 70-летие со дня основания «Байкала», был для журнала особенно насыщен событиями: состоялись презентация новых номеров, встречи с учащимися гуманитарных вузов, с литераторами старшего поколения, с теми, кто причастен к славной истории журнала. Прошло награждение авторов лучших публикаций, была осуществлена подготовка специального выпуска, объединённого городской тематикой, проведён конкурс «Улан-Удэнский рассказ», который выявил круг перспективных авторов. Всё это придало новый импульс для продолжения традиций литературного творчества, формирования художественной среды в нашем городе, развитию связей с общероссийскими изданиями для дальнейшего продвижения и популяризации местных писателей и поэтов.
Потому новый, только что увидевший свет номер журнала «Байкал» (№ 1 за 2018 год) сохранил и приумножил энергию юбилейного года, как бы вознося на чудотворной байкальской волне – иногда штормовой, иногда гармонично-спокойной – имена не всегда известные широкому читателю, и имена тех, кто достойно зарекомендовал себя, работая со словом, создавая безграничные художественные миры. Таков, например, роман известного монгольского писателя Балжирын Догмида «Беркут умирает в небе». Это произведение формата «большой прозы» – и оно заслуженно открывает номер. Роман посвящён военным походам и сложным перипетиям во взаимоотношениях многочисленных родов алашаньских ойратов в период правления Галдана-бошигту-хана (1645-1697), бывшего главой Джунгарского ханства. В повествовании отражены исторические реалии, их преломление в судьбе правителя, считающего себя наследником Чингисхана и желающего повторить доблестный путь великого завоевателя.
Далее, тему Великой степи в буквальном смысле продолжают три рассказа Виктора Балдоржиева из цикла «Великая степь». Известный писатель, живущий в Чите, представляет удивительный мир, где традиционный быт степняков-кочевников причудливо встроен в реалии новой эпохи. Это и время коллективизации, и Великая Отечественная война, и пятидесятые годы. В эпическом ключе звучит зачин рассказа «Жаргалма и Жаргал»:
«Дикие слухи, как весенние сухие ветры и пыльные смерчи, гуляли по степи и хлопали дверями юрт. Говорили, что появились волки с человечьими головами, что начальник аймачного ГПУ в прежней жизни был летучей мышью и теперь шуршит, невидимый, ночами по степи; говорили, что ламы, отправленные в красноярские лагеря, неожиданно превратились в красно-жёлтых птиц и с протяжными криками улетели в Тибет; что красавица Соелэй Жаргалма и невзрачный председатель колхоза «Красный степняк» Санданов Бухо по кличке Хорхой-Борбо бежали в Японию на секретной машине по подземному тоннелю. А ещё говорили, что по ночам на белых конях появляются умершие и высасывают кровь колхозных коров и овец, присвоенных у них когда-то живущими ныне; что знаменитый драчун и убийца Батын Жаргал, с малых лет прозванный Будун Хузуном, бежал из лагеря, убив солдата, но либо сгинул в тайге, либо провалился под лёд большой реки…».
«БУДЬТЕ ДОБРЫ»
Поэтическую рубрику открывает подборка Александра Сокольникова «Будьте добры». Иркутский поэт, признанный мастер верлибра, посвящает стихи деятелям культуры, родившимся в Улан-Удэ. Это театральный режиссёр Вячеслав Кокорин, фотограф из Иркутска Александр Князев, детство и юность которого прошли в нашем городе.
Дворники сметают наши тени
Как опавшую листву сновидений
Обрывки плащей
Проходимцев земли
И пилигримов Неба.
Иван Волосюк родился в 1983 году в Дзержинске Донецкой области в семье шахтёра. В его стихах бьётся живой нерв времени… Сложная обстановка на Донбассе, военные действия, которые кровоточащей раной прошли по сердцам двух народов, втянутых в конфликт. Поэт не пытается быть судьей – он непосредственный участник событий, – и человеческая жалость нисходит в его словах на всех, пусть даже и находящихся по разные стороны «линии разграничения».
Хорошо, что снегами
укрыта земля,
что солдат в маскхалате
стреляет в меня.
Что отсюда улыбка его
не видна,
что я будто бы падаю
в погреб без дна.
Булат Молонов зарекомендовал себя как замечательный рассказчик, передающий в повествовании неповторимый бурятский народный колорит и буддийский взгляд на мир. Его новые миниатюры, представленные в журнале под названием «Ветер в ушах», в присущем автору стиле – ироничном и серьёзном одновременно – трогают, вдохновляют, смешат и вселяют надежду.
Рассказы Сергея Кутейникова «Хахалова, 4» имеют подзаголовок «Истории из 80-х». Кутейников работал научным сотрудником ВостСибрыбНИИпроек та, участвовал в экспедициях на Байкал, в Приамурье, в Монголию. С ностальгическим чувством, с ироничным взглядом писателя он вглядывается в прошлое, рассказывая о бедах и радостях человека, занятого наукой. Некоторые события, которые в те времена казались едва ли не катастрофой – ныне приобретают анекдотический оттенок. Однако это не умаляет их значения как своеобразных граней, в которых отразился и эмоциональный настрой, и романтическое отношение к жизни, присущее тому времени.
«Институтский туалет был оборудован унитазами допотопного образца. Бачок высоко сверху. Дёргаешь за верёвочку — вода с шумом устремляется вниз и смывает всё в канализацию… «Ага, – подумал я, – прорывные идеи в рыбоводстве». Вдохновлённый открывшейся истиной, я вернулся в лабораторию и произнёс:
– Я знаю, откуда идея!
– Что в туалет сходил? — хохотнул Володя.
Фотич сходу понял смысл диалога.
– Чаще надо туда ходить, — изрёк он».
РЕЖИССЁР И ПОЭТ
Барас Халзанов (1938– 1993) известен прежде всего как кинорежиссёр. Его дипломной работой стал короткометражный художественный фильм «Белая лошадь», получивший медаль на I Международном кинофестивале в Ташкенте в 1968 году. После окончания ВГИКа он был распределён в Свердловскую киностудию, где снял фильмы «Кочующий фронт», «Открытие», «Горький можжевельник», «В ночь лунного затмения», «Нет чужой земли». Кроме того, из-под его пера вышло семь поэтических сборников. В своих стихах он совмещает краткую афористическую мудрость и масштабный, как бы абстрагированный взгляд на происходящие события.
«Все горести – до первого луча» – так озаглавлена подборка известной в Бурятии поэтессы Галины Чеботаревой. Автор семи поэтических книг: «Я могла бы доверить судьбе», «Стихотворения», «Свидание с собой», «Осени призрачный бал», «Про что? Да так, про жизнь…», «Сон бабочки», «Память о лете». К сожалению, в начале 2018 года она ушла из жизни. Её поэтические строки звучат как напоминание нам, живущим, о прекрасных мгновениях бытия, где и боль, и радость составляют единую, данную свыше, Гармонию.
И радость возводится
в степень блаженства,
уносится ветром
в небесные бездны.
Свершает природа
затейливым жестом
обряд воскрешенья…
Во всём. Безвозмездно.
ПАМЯТЬ О ШЕСТИДЕСЯТНИКАХ
«Шум начался с «Улитки на склоне». В середине 60-х книги Стругацких с трудом проходили цензуру, в 1967-м на них наложили вето. Я хорошо знал, на что шёл. Первая часть «Улитки» – «Лес», вышла ранее в Ленинграде, а «Байкал» издал вторую часть – «Управление». Когда цепь замкнулась, соединение частей превысило критическую массу, и произошёл взрыв небывалого интереса читателей. Стоимость первого номера «Байкала» на чёрном рынке выросла с 60 копеек до 100 рублей. Чувствуя, что это добром не кончится, я поместил на обложке № 2 гравюру «Байкал перед штормом»».
Это цитата из статьи Владимира Бараева «Последние залпы по шестидесятникам». В январе этого года на 85-м году окончился земной путь этого замечательного человека, писателя и журналиста. До последних дней он продолжал работать за письменным столом, отвечал на письма, планировал встречи с читателями. Неоценим его вклад в становление и развитие журнала «Байкал», в то, что издание стало символом свободомыслия, выразителем чаяний поколения Оттепели, сменившейся вскоре долгими годами застоя. В память о Владимире Бараеве опубликована его статья, посвящённая тем драматическим событиям.
«Небесные светила в лирике Бориса Сыренова». Эта статья Ирины Булгутовой посвящена 75-летию поэта.
«В мифологическом сознании одним из отправных моментов является создание космогонии и объяснение мирозданья, при этом небо, земля, солнце, луна и звёзды являются устойчивыми базовыми элементами. Их мифологическое осмысление, таким образом, закономерно и становится основой для последующего художественного освоения мира начиная с глубокой древности. В метафоризации этих образов в лирике Б. Сыренова прослеживаются определённые закономерности традиционного миропонимания, а именно следы культового отношения к ним…».
В разделе «Переводы» представлена современная китайская поэзия. 100-летию писателя Чимита Цыдендамбаева посвящена статья «Опыт литературной биографии» Ларисы Халхаровой. Людмила Дампилова рассказывает о «Сокровенных помыслах» Даши-Дондопа Очирова, а Виктор Харитонов в рубрике «История и краеведение» сообщает, о чём писал «Верхнеудинский листок» более 100 лет назад.
Всем читателям новых открытий, знаний, обогащения жизненным опытом, которым редакция не устаёт делиться со страниц журнала. Нас ждут новые встречи, новые имена. Традиции и современность как всегда идут рука об руку в редакционной политике, в новом литературном году.