Общество 13 мар 2018 708

​Энергия юбилейного года в новом номере журнала «Байкал»

Владимир Бараев

Предыдущий 2017 год, когда отмечалось 70-летие со дня основания «Байкала», был для журнала особенно насыщен событиями: состоялись презентация новых номеров, встречи с учащимися гуманитарных вузов, с литераторами старшего поколения, с теми, кто прича­стен к славной истории журнала. Прошло награждение авторов лучших публикаций, была осуществлена подго­товка специального выпуска, объединённого городской тематикой, проведён конкурс «Улан-Удэнский рассказ», который выявил круг перспективных авторов. Всё это придало новый импульс для продолжения традиций ли­тературного творчества, формирования художественной среды в нашем городе, развитию связей с общероссий­скими изданиями для дальнейшего продвижения и по­пуляризации местных писателей и поэтов.

Потому новый, только что увидевший свет номер журнала «Байкал» (№ 1 за 2018 год) сохранил и приум­ножил энергию юбилейно­го года, как бы вознося на чудотворной байкальской волне – иногда штормовой, иногда гармонично-спо­койной – имена не всегда известные широкому чи­тателю, и имена тех, кто достойно зарекомендовал себя, работая со словом, создавая безграничные ху­дожественные миры. Таков, например, роман известно­го монгольского писателя Балжирын Догмида «Беркут умирает в небе». Это произ­ведение формата «большой прозы» – и оно заслуженно открывает номер. Роман по­свящён военным походам и сложным перипетиям во взаимоотношениях мно­гочисленных родов ала­шаньских ойратов в период правления Галдана-бошиг­ту-хана (1645-1697), быв­шего главой Джунгарского ханства. В повествовании отражены исторические реалии, их преломление в судьбе правителя, счита­ющего себя наследником Чингисхана и желающего повторить доблестный путь великого завоевателя.

Далее, тему Великой степи в буквальном смысле про­должают три рассказа Вик­тора Балдоржиева из цикла «Великая степь». Известный писатель, живущий в Чите, представляет удивитель­ный мир, где традиционный быт степняков-кочевни­ков причудливо встроен в реалии новой эпохи. Это и время коллективизации, и Великая Отечественная война, и пятидесятые годы. В эпическом ключе звучит зачин рассказа «Жаргалма и Жаргал»:

«Дикие слухи, как весен­ние сухие ветры и пыльные смерчи, гуляли по степи и хлопали дверями юрт. Гово­рили, что появились волки с человечьими головами, что начальник аймачного ГПУ в прежней жизни был летучей мышью и теперь шуршит, невидимый, но­чами по степи; говорили, что ламы, отправленные в красноярские лагеря, не­ожиданно превратились в красно-жёлтых птиц и с протяжными криками улетели в Тибет; что кра­савица Соелэй Жаргалма и невзрачный председатель колхоза «Красный степняк» Санданов Бухо по кличке Хорхой-Борбо бежали в Японию на секретной маши­не по подземному тоннелю. А ещё говорили, что по но­чам на белых конях появля­ются умершие и высасыва­ют кровь колхозных коров и овец, присвоенных у них когда-то живущими ныне; что знаменитый драчун и убийца Батын Жаргал, с ма­лых лет прозванный Будун Хузуном, бежал из лагеря, убив солдата, но либо сги­нул в тайге, либо провалил­ся под лёд большой реки…».

«БУДЬТЕ ДОБРЫ»

Поэтическую рубрику от­крывает подборка Алексан­дра Сокольникова «Будьте добры». Иркутский поэт, признанный мастер верли­бра, посвящает стихи деяте­лям культуры, родившимся в Улан-Удэ. Это театральный режиссёр Вячеслав Коко­рин, фотограф из Иркутска Александр Князев, детство и юность которого прошли в нашем городе.

Дворники сметают наши тени

Как опавшую листву сновидений

Обрывки плащей

Проходимцев земли

И пилигримов Неба.

Иван Волосюк родился в 1983 году в Дзержинске Донецкой области в се­мье шахтёра. В его стихах бьётся живой нерв вре­мени… Сложная обстанов­ка на Донбассе, военные действия, которые кро­воточащей раной прошли по сердцам двух народов, втянутых в конфликт. Поэт не пытается быть судь­ей – он непосредственный участник событий, – и че­ловеческая жалость нис­ходит в его словах на всех, пусть даже и находящихся по разные стороны «линии разграничения».

Хорошо, что снегами

укрыта земля,

что солдат в маскхалате

стреляет в меня.

Что отсюда улыбка его

не видна,

что я будто бы падаю

в погреб без дна.

Булат Молонов зареко­мендовал себя как замеча­тельный рассказчик, пере­дающий в повествовании неповторимый бурятский народный колорит и буд­дийский взгляд на мир. Его новые миниатюры, пред­ставленные в журнале под названием «Ветер в ушах», в присущем автору стиле – ироничном и серьёзном одновременно – трогают, вдохновляют, смешат и все­ляют надежду.

Рассказы Сергея Кутейни­кова «Хахалова, 4» имеют подзаголовок «Истории из 80-х». Кутейников рабо­тал научным сотрудником ВостСибрыбНИИпроек та, участвовал в экспедициях на Байкал, в Приамурье, в Монголию. С ностальгиче­ским чувством, с иронич­ным взглядом писателя он вглядывается в прошлое, рассказывая о бедах и радостях человека, занятого наукой. Некоторые события, которые в те времена каза­лись едва ли не катастро­фой – ныне приобретают анекдотический оттенок. Однако это не умаляет их значения как своеобразных граней, в которых отразился и эмоциональный настрой, и романтическое отношение к жизни, присущее тому вре­мени.

«Институтский туалет был оборудован унитазами допотопного образца. Бачок высоко сверху. Дёргаешь за верёвочку — вода с шумом устремляется вниз и смыва­ет всё в канализацию… «Ага, – подумал я, – прорывные идеи в рыбоводстве». Вдох­новлённый открывшейся истиной, я вернулся в лабо­раторию и произнёс:

– Я знаю, откуда идея!

– Что в туалет сходил? — хохотнул Володя.

Фотич сходу понял смысл диалога.

– Чаще надо туда ходить, — изрёк он».

РЕЖИССЁР И ПОЭТ

Барас Халзанов (1938– 1993) известен прежде все­го как кинорежиссёр. Его дипломной работой стал короткометражный худо­жественный фильм «Белая лошадь», получивший ме­даль на I Международном кинофестивале в Ташкенте в 1968 году. После оконча­ния ВГИКа он был распре­делён в Свердловскую ки­ностудию, где снял фильмы «Кочующий фронт», «Открытие», «Горький можже­вельник», «В ночь лунного затмения», «Нет чужой зем­ли». Кроме того, из-под его пера вышло семь поэтиче­ских сборников. В своих сти­хах он совмещает краткую афористическую мудрость и масштабный, как бы аб­страгированный взгляд на происходящие события.

«Все горести – до первого луча» – так озаглавлена под­борка известной в Бурятии поэтессы Галины Чеботаре­вой. Автор семи поэтических книг: «Я могла бы доверить судьбе», «Стихотворения», «Свидание с собой», «Осени призрачный бал», «Про что? Да так, про жизнь…», «Сон бабочки», «Память о лете». К сожалению, в начале 2018 года она ушла из жизни. Её поэтические строки звучат как напоминание нам, жи­вущим, о прекрасных мгно­вениях бытия, где и боль, и радость составляют единую, данную свыше, Гармонию.

И радость возводится

в степень блаженства,

уносится ветром

в небесные бездны.

Свершает природа

затейливым жестом

обряд воскрешенья…

Во всём. Безвозмездно.


ПАМЯТЬ О ШЕСТИДЕСЯТНИКАХ

«Шум начался с «Улитки на склоне». В середине 60-х книги Стругацких с трудом проходили цензуру, в 1967-м на них наложили вето. Я хо­рошо знал, на что шёл. Пер­вая часть «Улитки» – «Лес», вышла ранее в Ленинграде, а «Байкал» издал вторую часть – «Управление». Ког­да цепь замкнулась, сое­динение частей превысило критическую массу, и прои­зошёл взрыв небывалого ин­тереса читателей. Стоимость первого номера «Байкала» на чёрном рынке выросла с 60 копеек до 100 рублей. Чувствуя, что это добром не кончится, я поместил на об­ложке № 2 гравюру «Байкал перед штормом»».

Это цитата из статьи Вла­димира Бараева «Послед­ние залпы по шестидесят­никам». В январе этого года на 85-м году окончился земной путь этого замеча­тельного человека, писа­теля и журналиста. До по­следних дней он продолжал работать за письменным столом, отвечал на пись­ма, планировал встречи с читателями. Неоценим его вклад в становление и развитие журнала «Байкал», в то, что издание стало сим­волом свободомыслия, вы­разителем чаяний поколе­ния Оттепели, сменившейся вскоре долгими годами за­стоя. В память о Владимире Бараеве опубликована его статья, посвящённая тем драматическим событиям.

«Небесные светила в ли­рике Бориса Сыренова». Эта статья Ирины Булгутовой посвящена 75-летию поэта.

«В мифологическом со­знании одним из отправных моментов является созда­ние космогонии и объясне­ние мирозданья, при этом небо, земля, солнце, луна и звёзды являются устойчи­выми базовыми элемента­ми. Их мифологическое ос­мысление, таким образом, закономерно и становится основой для последующего художественного освоения мира начиная с глубокой древности. В метафориза­ции этих образов в лирике Б. Сыренова прослеживаются определённые закономер­ности традиционного миро­понимания, а именно следы культового отношения к ним…».

В разделе «Переводы» представлена современная китайская поэзия. 100-ле­тию писателя Чимита Цы­дендамбаева посвящена статья «Опыт литературной биографии» Ларисы Халха­ровой. Людмила Дампилова рассказывает о «Сокровен­ных помыслах» Даши-Дон­допа Очирова, а Виктор Ха­ритонов в рубрике «История и краеведение» сообщает, о чём писал «Верхнеудин­ский листок» более 100 лет назад.

Всем читателям новых от­крытий, знаний, обогащения жизненным опытом, кото­рым редакция не устаёт де­литься со страниц журнала. Нас ждут новые встречи, новые имена. Традиции и современность как всегда идут рука об руку в редак­ционной политике, в новом литературном году.

Автор: Юрий НЕВСКИЙ

Читайте также