Ара-Киретский дацан "Галдан Даржалинг"
Из окна дома жителя села Хаян Алдара Санжиева открывается величественная панорама: чистое белое покрывало Ара-Киретской долины, укрывшее благодатную землю, голубая «юрта» небес. А на фоне нерукотворной природной красоты - золотыми красками сверкают купол и шпиль нового буддийского храма. Это Чойжал-Сахюусан дуган Ара-Киретского дацана.
ШЛИ НА ВОЙНУ КАЗАКИ-АШАГАБАТЫ
Много воды в бирюзовом Хилке утекло с той поры, как в нескольких километрах от сёла Хаян на берегу реки Ара-Киреть был основан Ара-Киретский дацан «Галдан Даржалинг».
Открытый более 250 лет назад (в 1763 году) этот дацан был первым родовым дацаном казаков-ашабагатов. Ему дали одноименное название со станицей Первого Верхнеудинского военного отдела Забайкальского казачьего войска (сегодня на месте казачьей станицы стоит село Ара-Киреть). К слову, в 1831 году у реки Убэр-Киреть воздвигли второй ашабагатский дацан – «Тубдэн Даржалинг».
Более 300 лет назад (в 1686 году) ашабагаты приняли подданство «белого» царя и поселились в местности «пяти целебных аршанов» – по левобережью Хилка и правобережью Чикоя. До того времени представители этого племени проживали к западу от Байкала, в Приангарье. Основанные в 1763 году Ара-Киретсикй и Убур-Киретский дацаны были духовной опорой, в том числе ашабагатам-казакам. В 1764 году был создан шестисотенный Ашабагатский полк, казаки которого охраняли восточные рубежи российской империи. С тех пор определение Ара-Киретского дацана как казачьего ашабагатского обрело новый смысл. Ведь после Сенатского Указа 1764 бурятские казаки, в том числе ашабагаты, официально были причислены к казачеству.
Казаки-ашагабаты
Архивные документы, которые отыскала кандидат филологических наук, переводчик Галина Очирова, свидетельствуют о том, что часть лам и настоятелей Ара-Киретского дацана вышли из казачьего сословия. К примеру, из казаков был хуварак в 1864 году и гэлун (высшая степень буддийских монахов) в 1875 году Чойван Намсараев. А в 1896 году гэлуном военным губернатором Забайкальской области утвержден принадлежавший к казачьему сословию Ирдэни Дылгыров. Одним из ширээтэ-лам дацана был в прошлом атаман Ашабагатского полка Цыбэк Данцуев (возможно, Динцуев или Данжуев), который будучи настоятелем этого дацана в 1839 году построил деревянный сумэ (малый храм) «Найдан». Ещё одним ширээтэ-ламой дацана был служивший казаком 3-й конной бригады Чоймпол Цыбыков. В должности настоятеля буддийского храма его в 1857 году утвердил военный губернатор Забайкальской области…
Уходя в дальние походы, казаки-буряты, проживавшие в сёлах Ара-Киреть, Дунда-Киреть, Хаян, обязательно приходили помолиться и получить благословение лам Ара-Киретского дацана.
АЮР САКИЯЕВ – ПОЛНЫЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР
По словам уроженца Хаяна, художника, мастера резьбы по дереву, одного из инициаторов возрождения родового дацана ашабагатов Алдара Санжиева, уходя на войну, казаки-буряты получали буддийские обереги - дугаргаржама, благодаря которым они возвращались к родным очагам живыми.
Возвратился в родной Хаян живым с Первой мировой и дед Алдара Санжиева – Цырен Ниндакович Санжиев.
- Мы же, хаянцы, дундакиретцы – ара-киретские казаки, поэтому моего деда в 1915 году призвали на военную службу, - рассказывает Алдар Санжиев. – А до призыва на службу он был хувараком: учился в дацане Хамбын хурэ (Тамчинском): около десяти лет с раннего детства изучал буддийскую философию.
Хаянский казак Цырен Санжиев в 1916 году сражался в составе 1-го Нерчинского казачьего полка в Польше и за подвиг, совершённый на войне, удостоен Георгиевского креста. После ранения и расформирования полка он вернулся в родное село.
Георгиевский крест I степпени (для иноверцев)
- И тут его мобилизовали семёновцы, - продолжает свой рассказ о корнях и традициях Алдар Санжиев. – А потом он добровольно перешёл к красным. Мой дед был мобилизован и во время Великой Отечественной войны: служил в городе Усолье-Сибирское Иркутской области на военном заводе в составе охраны.
Таким вот героическим был казак, дархан и воин Цырен Санжиев, в судьбе которого, как в капле степной хаянской росы, отразилась история небольшого казачьего села, расположенного на границе степей и гор (в переводе с бурятского «хаяа» –край, окраина, сторона).
Немало казаков-ашабагатов в той или иной степени повторили путь Цырена Ниндаковича. Один из самых ярких представителей этого сословия – Аюр Сакияев. В некоторых источниках его имя указывается как Аюша. Однако с этим категорически не согласны местные жители, в том числе ещё один инициатор возрождения Ара-Киретского дацана Бимбажап Шодоев.
- На самом деле, нашего легендарного земляка, полного Георгиевского кавалера звали Аюром Ринчиновичем Сакияевым, - поясняет Бимбажап Шодоев. – Во-первых, его сына звали Бадмажапом Аюровичем. Во-вторых, моя тётушка, когда была в Георгиевском зале Кремля в Москве, среди других полных кавалеров «Георгия» увидела имя Аюра Сакияева. Говорят, его брат был кавалером двух Георгиевских крестов.
Судя по ранее опубликованным материалам и по рассказам бичурян, выдающийся казак-бурят, бомбардир 4-й Забайкальской казачьей батареи Аюр Сакияев воевал во время русско- японской войны.
- В бою он захватил японскую батарею, уничтожил орудийную прислугу, - рассказывает Бимбажап Шодоев. – Развернул захваченное в бою орудие в сторону врага и открыл огонь по японцам.
В небольшом краеведческом музее в селе Хаян видим увеличенную фотографию казака из села Дунда-Киреть Аюра Сакияева.
- Конечно же, наш знаменитый земляк-казак мастерски владел шашкой и пикой, одним прыжком вскакивал на коня, - вступает в разговор Алдар Санжиев. – Впрочем, такими качествами воина обладали и другие казаки-ашабагаты.
ДУГАН ВОЗВЕЛИ ВСЕМ МИРОМ
А ещё семейные предания гласят о том, что его судьба тесно связана с Ара-Киретским дацаном. Он, талантливый художник, иконописец, расписывал бурятские дацаны. В последние годы жизни служил атаманом Ара-Киретской станицы. После его смерти золотой крест его мать отдала на строительство одного из дуганов Ара-Киретского дацана.
По воспоминаниям Бимбажапа Шодоева, его дед Гарма Ринчинович Соктоев также служил 25 лет: участвовал в русской-японской войне, был награждён Георгиевским крестом. До сих пор в семье Шодоевых хранится настоящая реликвия – казачий сундучок. Казаками также были дядя Бимбажапа Шодоева – Рабжа Шодоев, Самарин Будаев.
Интересную историю о хаянском казаке Батомунко (Апонтий) поведали его земляки. Когда он возвращался домой с войны, то, говорят, он заехал в Заиграево к богатому буряту. Там, проявив находчивость, представился состоятельным человеком и взял в жёны дочь богатея.
Многие хаянцы и ашабагаты из соседних деревень отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них – гвардии старшина Даша Ленхоев, прошедший боевой путь от Великих Лук до Кёнигсберга, награждённый орденами Отечественной войны и Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу». Двумя орденами Славы был награждён Цыбик Параев. До Берлина дошёл Жигмит-Доржо Очиров…
Когда хаянцы и мужчины соседних деревень уходили на фронт, Ара-Киретского дацана уже не было: он был уничтожен в 1933 году. Поговаривают, что из бревен ликвидированного храма построили скотный двор, но скотина туда не заходила. Местные жители полагают, что буддийские монахи сумели спрятать имущество - статуэтки и ценные книги в одном из колодцев, из которых ламы брали воду, неподалёку от места, где раньше находился буддийский храм. Однако пока там ничего не нашли.
Многие годы после смутных тридцатых годов помыслы жителей Хаяна и близлежащих сёл были направлены на возрождение Ара-Киретского дацана.
Дуган в священном месте у села Хаян достроили в 2014 голу. Инициаторами возрождения Ашабагатского казачьего дацана были Намдак Аюшеев, ширээтэ-лама Солбон Дайндаров, Очир Линхожиев, Дамба-Доржо Мункуев, Виктор Санжалов, Алдар Санжиев, Олег Цыдендамбаев, Маргарита Шагжитарова, Бимбажап Шодоев, Владимир Эрдынеев, Бадмажап Эрдынеев.
– Для строительства нашего дацана мы ездили к Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву и брали у него разрешение, – продолжает свой рассказ о прошлом и настоящем Ара-Киретского дацана Алдар Санжиев. – И четыре года назад Сахюусан дуган возвели. Всем миром.
Хамбо лама Дамба Аюшеев и прихожане дацана. Слева - Алдар Санжиев, справа - ширээтэ-лама Солбон Дайндаров
С прежнего места дацана привезли Мааниин Шулун – каменную плиту с высеченными на ней текстами почитания хранителя дацана Чойжал-Сахюусан и Божества Силы Очирвани (Ваджрапани) – защитника воинов и казаков Ара-Киретской станицы.
Алдар Санжиев и его земляки считают, что новый дуган Ара-Киретского дацана построен рядом с местами могущественной силы.
- Наши деды рассказывали, что недалеко от нашего села со своим 40-тысячным войском восемь столетий назад проходил великий Чингисхан, - задумчиво говорит, указывая на местность за Хилком, Алдар Санжиев. – Здесь, по месту Нарин Адаг, расположенному напротив дацана, и проходил Чингисхан, чтобы разбить меркитов и вызволить из плена свою жену Бортэ. По Селенге нельзя ему было идти: там, видимо, меркиты устроили засаду. Поэтому его друг Джамуха предложил идти на врага по Хилку: там есть место, которое мы называем «тропа Чингисхана». Говорят, что в горах на плато – на окаменевшей глине сохранились отпечатки следов скота, который гнали воины Чингисхана.
Недалеко от дацана есть ещё одно священное место – Габжын Хунды. Там в своё время медитировали ламы.
А в новом Сахюусан дугане у Хаяна постоянно горит зула (лампада), которую по очереди возжигают местные жители. Зула горит, значит, жизнь в благословенной Ара-Киретской долине, где сегодня живут потомки бурятских казаков, которые находятся под защитой Чойжал Сахюусана, продолжается…
Фото Иннокентия Харанутова