В ходе визита делегации Народного Хурала Бурятии во главе с председателем парламента Цырен-Даши Доржиевым депутаты побывали в Российском центре науки и культуры в Улан-Баторе, музее им. Г.К. Жукова и монголо-российской школе №3, сообщает газета «Бурятия».
Российский центр науки и культуры в Улан-Баторе - часть представительства в Монголии Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Он открылся в 1976 году и является сегодня крупнейшим российским информационно-культурным центром Азиатско-Тихоокеанского региона. Благодаря деятельности РЦНК граждане Монголии могут познакомиться с достижениями российской культуры и науки.
РЦНК ведёт работу по популяризации и поддержке русского языка, продвижению российского образования в Монголии. Здесь проводятся культурные и научные мероприятия, музыкальные фестивали, кинопросмотры, научные семинары, фотовыставки, выступления творческих коллективов из России. В 2015 году здесь открылась библиотека с фондом более 30 тысяч книг. В читальном зале электронной Президентской библиотеки им. Ельцина можно получить доступ к более 600 тысячам оцифрованных книг и документов по истории, культуре, юриспруденции, географии и этнологии России.
И.о. руководителя представительства Россотрудничества в Монголии Татьяна Будаева рассказала о мероприятиях, организуемых РЦНК в Улан-Баторе. Депутаты осмотрели обновлённое после капитального ремонта здание, посетили выставку медицинских услуг, которая проходила в это время в рамках Международного форума «Инновации и достижения в стоматологии–2018».
Депутаты ознакомились с работой расположенной при РЦНК начальной школы «Кириллица», где обучение ведётся на русском языке. Директор школы Цэвэгын Магсар рассказал, что в школе работают учителя из России. После завершения учёбы дети продолжают обучение в лицее при Улан-Баторском филиале РЭУ им. Плеханова, с которым подписано Соглашение о сотрудничестве. Депутаты высоко оценили деятельность РЦНК и пополнили художественную коллекцию центра ещё одной картиной.
Живая память
Парламентарии также посетили Дом-музей Жукова, расположенный в уютном двухэтажном домике в одном из центральных микрорайонов Улан-Батора. Здесь находилась выставка Жукова. В этом доме он жил со своей семьёй после приезда из района Халхин-Гола в Улан-Батор с октября 1939 года до мая 1940 года. На мраморных плитах перед входом на монгольском и русском языках написано: «В этом доме жил и работал Георгий Константинович Жуков. 1939-1940гг.».
Экспозиция музея располагается в трёх смежных залах первого этажа музея и рассказывает о разгроме японских агрессоров объединёнными войсками под командованием Жукова в районе реки Халхин-Гол в 1939 году, совместных действиях советских и монгольских войск по разгрому Квантунской армии Японии в августе 1945 года. В музее выставлены боевые знамёна армейских частей, образцы оружия, фотографии и документы. Директор музея госпожа Д. Амартайван ознакомила депутатов с фотоматериалами, личными вещами маршала, подаренными его семьёй. По её словам, это единственный русский музей в Улан-Баторе, делегации из России всегда посещают его, сюда приводят монгольских школьников.
«Память о подвигах русских солдат, маршале Жукове, великой роли Советского Союза в освобождении Монголии жива в нашей памяти», - сказала госпожа Д. Амартайван.
Образцовая школа
Одно из передовых образовательных учреждений Монголии - совместная монголо-российская школа №3, в которой побывали депутаты, недавно отметила своё 25-летие. Как рассказала директор школы Жамбын Соронзон, за четверть века своей деятельности школа стала образцовым учебным заведением монгольской столицы, трижды удостоившись звания «Лучшая школа Монголии» и дважды – диплома «Знак качества образования Российской Федерации».
В настоящее время в школе учится более 2500 тысяч человек, срок обучения – 12 лет. За это время дети осваивают три языка. Помимо основного русского здесь учат английский, немецкий, японский языки. Выпускники школы имеют возможность сдавать ЕГЭ на территории России. Многие из них поступают в ведущие российские вузы. Выпускники школы учатся также в вузах США, Японии, Турции, Великобритании, Франции, Южной Кореи и Китая.
По словам директора, кроме прекрасного знания русского языка, который получают ученики школы во время учёбы, они приобретают ещё и много знаний о России.
«Я надеюсь, что эти знания в дальнейшем послужат развитию и углублению отношений между нашими странами», - подчеркнула Жамбын Соронзон.
В школе три корпуса: есть бассейн, два спортивных зала, футбольные и волейбольные площадки, библиотека, все кабинеты оборудованы в соответствии с современными требованиями.
Здесь работают преподаватели из России, многие из которых имеют высшую квалификационную категорию.
«Мы очень требовательны к профессионализму педагогического состава школы, - пояснила Соронзон, - и поэтому стремимся, чтобы к нам приезжали только лучшие учителя».
Народные избранники посетили несколько уроков, пообщались с ребятами, послушали концерт.
Во время беседы с депутатами госпожа Созорон затронула важный вопрос: учителей русского языка в Монголии стало значительно меньше по сравнению с предыдущими десятилетиями. Раньше русский язык был обязательной дисциплиной в учебных заведениях страны. Всё взрослое население Монголии изучало его на курсах и в кружках. Сегодня такого нет. Всё большую популярность обретает английский язык. С другой стороны, очевидно, что в Монголии помнят роль России и Советского Союза в социально-экономическом, культурном развитии страны.
«Важно сохранять и поддерживать у граждан Монголии интерес к российской культуре, русскому языку, - сказал Председатель парламента Бурятии Цырен-Даши Доржиев. - В этом смысле и музей, и российский центр науки и культуры, и монголо-российская школа делают большое дело. Они способствуют развитию российско-монгольских двусторонних связей, помогают установлению контактов двух стран в области экономики и бизнеса, науки, культуры и спорта, формируют позитивное восприятие современной России среди самых широких кругов монгольской общественности».