Общество 8 авг 2018 1263

​Принял удар на себя

Начала 60-х годов прошлого века. Цырендоржи Бадарханов с супругой Хандой Галсановной

Фото предоставлено Санжидмой Бадархановой

Накрапывал мелкий августовский дождь впере­межку с пеплом и порохом: привычный фронтовой ка­рельский пейзаж сорок четвёртого. Сибиряк-разведчик, получив опасное задание на одном из участков фрон­та, вместе с группой боевых друзей выдвинулся в тыл врага. Красноармеец из 122 разведроты 313 Петрозавод­ской Краснознамённой дивизии (32 Армия) Цыдендоржи Бадарханов, как следует из наградного листа, «при вы­полнении боевой задачи по разведыванию высоты около озера Люконвара, встретился с группой противника до 18 человек». Он не растерялся и принял, возможно, един­ственно верное решение – обойти врага с севера и уда­рить по нему с фланга.

ПЕРВАЯ МЕДАЛЬ – ЗА ОТВАГУ

За тот личный боевой подвиг рядовой Бадарханов был удостоен своей первой боевой награды – медали «За отвагу». А почти через четверть века после этого наш земляк совершит ещё один героический поступок - на этот раз в мирное вре­мя, после которого навсегда войдёт в когорту шагнувших в вечность. Между этими двумя событиями – жизнь необыкновенного человека с большим сердцем и рас­пахнутой душой, который знал настоящую цену жиз­ни, а смерти смотрел прямо в глаза, который сражался на фронте и служил в мили­ции не ради славы, наград и зарплаты, а просто всё делал как надо, поступал по совести и превыше всего ценил справедливость.

На войне, которая ему часто снилась, рядовой Ба­дарханов в перерывах меж­ду боями писал короткие письма домой – в Хоринский район. Там, в степном при­волье, где всегда солнце и ветер, в улусе Баянгол ро­дился он в семье скотовода Бадархана, сына Бадмажа­па. Бадмажабай Бадархан в тридцатые годы прошло­го века попал под жернова репрессий и, вернувшись из гулаговских лагерей, скончался. Так что матери будущего героя войны и мирного времени Бутид Сультимовне пришлось тя­нуть лямку за двоих и в одиночку поднимать семе­рых детей.

Старший из Бадархано­вых Цыдендоржи в 1937 году был призван в Красную Ар­мию. И, судя по наградным листам, он с 25 октября 1942 года на передовой.

Свою вторую боевую на­граду - орден Славы III сте­пени - он получил за «муже­ство и отвагу, проявленные в боях» в начале марта 1945 года в ходе Восточно-По­меранской наступательной операции. Представляя сво­его подчиненного к награде, командир 1068 стрелкового полка полковник Степанов отмечал, что красноарме­ец Бадарханов « в бою за деревни Коров и Ной-Коров при выполнении задачи по разведыванию переднего края обороны противника одним из первых ворвался в траншею противника и уничтожил пять немецких солдат». При этом храбрый красноармеец сумел доста­вить в штаб командования батальона «важные сведе­ния о противнике».

СЛУЖИТЬ ПРИШЁЛ ПО ЗОВУ СЕРДЦА

Весной сорок пятого разведчик из Бурятии потом и кровью заработал вто­рую медаль «За отвагу»: он скрытно подполз к враже­скому станковому пулемёту, забросал его гранатами, ис­требив до 6 немцев, и пле­нил одного гитлеровца.

- Мой отец рассказывал, что как-то на фронте он и не­сколько его однополчан по­пали в плен, - говорит дочь фронтовика, ветеран педагогического труда Санжи­дма Бадарханова (Дашини­маева). - Их немцы закрыли в каком-то сарае. Но папе и его сослуживцам удалось разобрать крышу, обезору­жить охранников и благо­получно вернуться в свою часть. И ещё отец однажды показал шрам на лице и сказал, что это след от снайперской пули: «Ещё чуть- чуть - и меня бы не было». Часть наград, в том чис­ле боевых (орден Славы, две медали «За отвагу», гвардейский нагрудный знак, медаль «За взятие Кёнигсберга», знак «Отлич­ный разведчик»), знак «От­личник милиции», а также его милицейский китель бережно хранятся в музее истории МВД по РБ.

- Эти бесценные релик­вии принесли к нам музей его сыновья Михаил и Алек­сандр, - рассказывает ди­ректор музея Галина Багла­ева. - А это его служебное удостоверение командира отделения, старшего сер­жанта милиции.

Служить в милицию фронтовик пришёл в фев­рале 1946 г ода, не сомневаюсь, что по зову сердца. Эта работа была по душе вчерашнему фронтовому разведчику - живая, сре­ди людей и , главное, для людей. Да и навыки, нара­ботанные в разведроте на фронте, пришлись как нель­зя кстати на службе. Так, в один из июньских дней 1954 года бывалый фронтовик в предельно короткий срок раскрыл преступление, со­вершённое в Хоринске. Тог­да злоумышленники про­никли в киоск сельпо через дымоходную трубу и похи­тили ценности на несколько тысяч рублей. Цыдендоржи Бадмажапович быстро на­пал на след преступников, установил их личности. Эта операция была проведе­на настолько молниеносно, что расхитители не успели и глазом моргнуть, как были арестованы на берегу Уды. Также стремительно в лучших милицейских традици­ях прошла другая операция – по задержанию вооружен­ного самодельным пистоле­том и малокалиберной вин­товкой дебошира, который терроризировал население отдалённого посёлка.

Удостоверение Цырендоржи Бадарханова

Фото из фондов музеев истории МВД по РБ

НА СЛУЖБЕ КАК НА ВОЙНЕ

В начале 1967 года ру­ководство МВД республики попросило ветерана Бадар­ханова поработать немного, пока не окрепнет новый Ки­жингинский райотдел.

- В шестьдесят седьмом году папа вышел в отставку, и мы начали кочевать в Эр­хирик. Отец купил там дом и говорил, что теперь будет заниматься домашним хо­зяйством и учить детей, – рассказывает С анжидма Цыдендоржиевна. - Он нас привёз в Эрхирик, а в Ки­жинге оставалась корова и ещё немного имущества. Отец поехал в Кижингу за сыновьями и оставшимся имуществом. И как раз в то время там с лучилось ЧП: мужчина убил свою бере­менную жену, застрелил мотоциклиста и скрылся. И папа пошёл вперёд, хотя уже был на пенсии. Пре­ступник закрылся в своём доме, вокруг которого были сотрудники милиции, и вёл прицельный огонь по мили­ционерам.

Коммунист старши­на Бадарханов согласился помочь своим коллегам и вызвался принять участие в особо важном задании (как на передовой!): для него общее дело всегда было превыше личного. Легендарный милиционер тогда принял решение – не открывая огня, вынудить его сдаться: уже светало, и слепая пуля могла угодить в кого-нибудь из прохожих. Стали проводить отвлекаю­щий манёвр, чтобы Бадар­ханов смог незаметно (как тогда, на Карельском фрон­те, когда врага нужно было обойти с севера) с обратной стороны с мог в плотную приблизиться к дому и обе­звредить преступника. И фронтовик-разведчик без тени сомнения шагнул на­встречу опасности. А в ответ прозвучал роковой вы­стрел. Старшина-герой был смертельно ранен: скон­чался от большой кровопо­тери. Тех мгновений, когда бесстрашный милиционер заслонил собой окно, откуда вёлся огнь, хватило, чтобы обезвредить преступника.

- Папа принял удар на себя и спас других людей, - говорит дочь героя. - Он ушёл из жизни рано - ему было 54 года. Он был кра­сивый мужчина, ни одно­го седого волоса у него не было. Когда хоронили отца, его младший сын Игорь спал на руках у матери, а старшему сыну Мише тогда отцовскую фураж­ку надели, мол, будешь продолжать дело отца. На похоронах много народу собралось. Папу похоронили с воинскими почестями. Был почётный караул.

Как утверждали неко­торые коллеги бесстраш­ного милиционера, память о котором увековечена в названии улицы, в мемори­альном комплексе в Кижин­ге, высечено на памятных мемориалах, имя которого навечно внесено в Книгу памяти МВД по РБ, за этот подвиг он был представлен к ордену Славы. Также в мирное время он был на­граждён медалью «За бое­вые заслуги».

По словам дочери про­славленного милиционера, когда её отец умер, вся хо­ринская деревня Баянгол плакала: он всем землякам, особенно старикам, помо­гал: все его уважали и лю­били.

- В жизни отец был по­рядочным, честным, юмор­ным, - продолжает рассказ об отце Санжидма Бадар­ханова. - Чистая душа у папы была. Он всегда ак­куратно одевался. Он любил нас. Никогда не повышал на нас голос. Придёт с работы, спит, а мы на нём скачем. Мама воспитывала нас на примере отца. И она подни­мала всех нас пятерых …

Сыновья Цыдендоржи Бадмажаповича Михаил (Данзан-Шоймпол) и Алек­сандр (Данзан-Дагба) пошли по его стопам.

- Мои б ратья были та­кими же, как отец, - расска­зывает С анжидма Ц ыден­доржиевна. - У них в крови и генах были честность и порядочность. Михаил, заслуженный юрист РБ, ушёл в отставку с должно­сти заместителя начальни­ка Управления уголовного розыска МВД республики, был единственным полков­ником милиции из Хорин­ского района. А Александр, окончивший академию МВД, долгое время трудил­ся заместителем начальни­ка ОВД Железнодорожного района. Также по стопам героического деда пошла моя племянница Дарима Мехонцева. Она окончила Уральскую юридическую академию и сейчас работает в мировом суде Октябрь­ского района нашего города.

Близкие прославленного фронтового разведчика и сотрудника милиции пом­нят, как Цыдендоржи Бад­мажапович в День Победы ходил в сельскую школу, нёс красное знамя. В те дни на редкость мужествен­ный человек прятал лицо за стягом и ронял скупую мужскую слезу. Быть мо­жет, этот светлый человек 9 Мая вспоминал, каково было ему там, где каждый день мог стать последним, где весной всегда пахло порохом войны…

P.S. Редакция газеты «Бурятия» выражает бла­годарность за предостав­ленные материалы для написания этой статья руководству МВД по Ре­спублике Бурятия, музею истории МВД по РБ, а так­же Санжидме Бадархановой.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также