В минувшую среду в Улан-Удэ в рамках БОФ прошёл круглый стол по теме «Преобразование институтов управления в системе образования» сообщает газета «Бурятия».
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В июле прошлого года тогда ещё глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявила, что сейчас в России наступил такой исторический момент, который требует «огосударствления» школ, то есть их возвращения государству. «Передача управления школами от муниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства», - сказала она.
Тогда же Ольга Васильева анонсировала проект, который укрепит вертикаль управления общим образованием в стране. По её мнению, школы испытывают недостаток внимания со стороны государства по причине того, что школами управляют муниципальные власти. Поэтому «их нужно передать от муниципальных районов напрямую властям регионов».
Новый импульс масштабному проекту в сфере образования придал майский Указ Президента РФ, который сформулировал стратегическую цель системы образования – обеспечение глобальной конкурентоспособности и вхождения РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году.
- А качество недостижимо без эффективного управления, – подчеркнула заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина.
По её словам, мы живём в огромной стране, в которой нет двух похожих регионов: каждый из них имеет свою специфику и проблемы. Именно поэтому сейчас, как отметила Татьяна Синюгина, в пилотном режиме в 20 субъектах РФ отрабатывается эффективная модель управления образования в регионах. Причём на первый план выходит поиск эффективных механизмов в управлении системой образования.
- Тема регионализации обсуждается достаточно давно, - подчеркнул депутат Госдумы РФ Алдар Дамдинов.
По словам депутата Госдумы, основная проблематика на уровне муниципалитетов заключается в хроническом недофинансировании системы образования, и муниципалитеты по иерархии финансовой системы РФ не всегда могут исполнять все полномочия:
- Мы видим, что школы сегодня ветшают, и есть проблема их ремонта, реконструкции. Это одна проблема. Другая – качество образования. Есть ситуации, когда у нас некоторые школы просто выпадают, и здесь проблема в подготовке кадров и в оснащении самих школ. Поэтому сегодня мы обсуждаем возможности выравнивания системы - чтобы оно прошло по всей Российской Федерации: если мы говорим об одном образовательном пространстве, то соответственно мы должны говорить об одном качестве образования, и оно должно быть везде одинаковое. Вариация по преобразованиям институтов управления образованием достаточно широка. И об этом шла речь на круглом столе.
АРХАИЧНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Как отметила на круглом столе Татьяна Синюгина, вариация региональных моделей – это «то, что нам необходимо для апробации проекта»:
- Пилотные регионы предложили три основные модели управления общим образованием. Первая модель – перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень субъекта с передачей имущества образовательных организаций. Вторая – перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень субъекта без передачи имущества образовательных организаций. И, наконец, третья модель - орган исполнительной власти в сфере образования в субъекте РФ напрямую заключает соглашение с муниципалитетом и в соглашении детально прописывает условия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию образовательных стандартов.
Как раз о первой модели управления в общем образовании, внедряемой в Кировской области, рассказала в своём докладе «Реализация проекта по созданию государственной модели управления системой образования в Кировской области» министр образования этого региона Ольга Рысева. Вторую модель выбрала, в частности, Республика Тыва: об этом сообщила в своём докладе «Региональная модель управления образовательными организациями: построение сетевой школы» заместитель министра образования и науки Республики Тыва Елена Хардикова. Эта республика «занимается переходом малокомплектных школ на государственный уровень».
- Сегодня система управления общим образованием архаична, и её надо менять, - убеждён Алдар Дамдинов. – Конечно же, нужно применять современные методы – это и качественный Интернет, и цифровая школа, и соответствующее образование. Всё это пока обсуждается. И вряд ли будет принят единый проект для России в силу географических, экономических и других особенностей. К сожалению, Бурятия не участвует в числе 20 пилотных регионов, хотя наша республика некоторые элементы использует и апробирует. Здесь нужно внимательно посмотреть и выбрать ту модель, которая будет нам ближе, принять своё решение и дальше двигаться. И принятие решения, какую модель выберет Бурятия, зависит от совместного диалога школы муниципалитета и региональной власти.
По мнению Алдара Дамдинова, этот проект и в 2019 году будут реализовываться в режиме апробации.
Как сообщила Татьяна Синюгина, Министерство просвещения РФ приняло решение о распространении пилотного опыта на другие регионы России, о включении в проект новых участников. После процедуры отбора новых пилотных регионов начнётся полноценная работа с «новичками», «опираясь на опыт тех регионов-первопроходцев, которые вступили в проект год назад».
- Проект по разработке эффективных региональных моделей управления образованием станет частью федерального проекта «Современная школа» - одного из составляющих Национального проекта «Образование», - уточнила заместитель заместителя министра просвещения РФ.
Фото пресс- службы Министертва образования и науки РБ