Общество 17 авг 2018 1042

​Школы Бурятии могут передать от муниципалитетов республике

В минувшую среду в Улан-Удэ в рамках БОФ прошёл круглый стол по теме «Преобразование институтов управ­ления в системе образования» сообщает газета «Бурятия».

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

В июле прошлого года тогда ещё глава Минобр­науки РФ Ольга Васильева заявила, что сейчас в России наступил такой историче­ский момент, который тре­бует «огосударствления» школ, то есть их возвраще­ния государству. «Передача управления школами от му­ниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства», - сказала она.

Тогда же Ольга Василье­ва анонсировала проект, который укрепит вертикаль управления общим обра­зованием в стране. По её мнению, школы испыты­вают недостаток внимания со стороны государства по причине того, что школами управляют муниципальные власти. Поэтому «их нужно передать от муниципальных районов напрямую властям регионов».

Новый импульс масштаб­ному проекту в сфере об­разования придал майский Указ Президента РФ, кото­рый сформулировал стра­тегическую цель системы образования – обеспечение глобальной конкурентоспо­собности и вхождения РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году.

- А качество недостижимо без эффективного управле­ния, – подчеркнула замести­тель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина.

По её словам, мы живём в огромной стране, в кото­рой нет двух похожих реги­онов: каждый из них имеет свою специфику и проблемы. Именно поэтому сейчас, как отметила Татьяна Синюги­на, в пилотном режиме в 20 субъектах РФ отрабатыва­ется эффективная модель управления образования в регионах. Причём на пер­вый план выходит поиск эффективных механизмов в управлении системой обра­зования.

- Тема регионализации об­суждается достаточно давно, - подчеркнул депутат Госду­мы РФ Алдар Дамдинов.

По словам депутата Госду­мы, основная проблематика на уровне муниципалитетов заключается в хроническом недофинансировании си­стемы образования, и му­ниципалитеты по иерархии финансовой системы РФ не всегда могут исполнять все полномочия:

- Мы видим, что школы сегодня ветшают, и есть про­блема их ремонта, рекон­струкции. Это одна проблема. Другая – качество образова­ния. Есть ситуации, когда у нас некоторые школы про­сто выпадают, и здесь про­блема в подготовке кадров и в оснащении самих школ. Поэтому сегодня мы обсуждаем возможности вырав­нивания системы - чтобы оно прошло по всей Россий­ской Федерации: если мы говорим об одном образо­вательном пространстве, то соответственно мы должны говорить об одном качестве образования, и оно должно быть везде одинаковое. Ва­риация по преобразованиям институтов управления об­разованием достаточно ши­рока. И об этом шла речь на круглом столе.

АРХАИЧНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Как отметила на круглом столе Татьяна Синюгина, вариация региональных моделей – это «то, что нам необходимо для апробации проекта»:

- Пилотные регионы пред­ложили три основные мо­дели управления общим об­разованием. Первая модель – перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень субъекта с пере­дачей имущества образова­тельных организаций. Вторая – перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень субъекта без передачи имущества образовательных организаций. И, наконец, третья модель - орган исполнительной власти в сфере образования в субъекте РФ напрямую заключает соглашение с муни­ципалитетом и в соглашении детально прописывает усло­вия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию образова­тельных стандартов.

Как раз о первой модели управления в общем образо­вании, внедряемой в Киров­ской области, рассказала в своём докладе «Реализация проекта по созданию госу­дарственной модели управ­ления системой образова­ния в Кировской области» министр образования это­го региона Ольга Рысева. Вторую модель выбрала, в частности, Республика Тыва: об этом сообщила в своём докладе «Региональная мо­дель управления образова­тельными организациями: построение сетевой школы» заместитель министра образования и науки Республи­ки Тыва Елена Хардикова. Эта республика «занимается пе­реходом малокомплектных школ на государственный уровень».

- Сегодня система управ­ления общим образованием архаична, и её надо менять, - убеждён Алдар Дамдинов. – Конечно же, нужно приме­нять современные методы – это и качественный Интер­нет, и цифровая школа, и со­ответствующее образование. Всё это пока обсуждается. И вряд ли будет принят единый проект для Рос­сии в силу географических, экономических и других особенностей. К сожалению, Бурятия не участвует в числе 20 пилотных регионов, хотя наша республика некото­рые элементы использует и апробирует. Здесь нужно внимательно посмотреть и выбрать ту модель, которая будет нам ближе, принять своё решение и дальше дви­гаться. И принятие решения, какую модель выберет Бу­рятия, зависит от совмест­ного диалога школы муни­ципалитета и региональной власти.

По мнению Алдара Дам­динова, этот проект и в 2019 году будут реализовываться в режиме апробации.

Как сообщила Татьяна Синюгина, Министерство просвещения РФ приняло решение о распростране­нии пилотного опыта на другие регионы России, о включении в проект новых участников. После процеду­ры отбора новых пилотных регионов начнётся полно­ценная работа с «новичка­ми», «опираясь на опыт тех регионов-первопроходцев, которые вступили в проект год назад».

- Проект по разработке эффективных региональных моделей управления обра­зованием станет частью фе­дерального проекта «Современная школа» - одного из составляющих Националь­ного проекта «Образование», - уточнила заместитель за­местителя министра просве­щения РФ.

Фото пресс- службы Министертва образования и науки РБ

Автор: Баясхалан ДАБАИН