Культура 26 сен 2018 1529

​​Солист оперного театра Бурятии Михаил Пирогов: «Главное – это любить своё дело»

Заслуженный артист Бурятии, солист БГАТОиБ Миха­ил Пирогов на днях вернулся из Москвы, где принимал участие в международном конкурсе теноров «Хосе Кар­рерас Гран-При». По его итогам Михаил стал обладате­лем четырёх призов: «За лучшее исполнение арии из оперы Джузеппе Верди», «За лучшее исполнение арии из репертуара Хосе Каррераса», также его пригласили ещё раз выступить на сцене Геликон-оперы и вручили диплом. О подготовке к конкурсу и впечатлениях об участии в нём Михаил Пирогов и художественный руко­водитель оперы БГАТОиБ Дарима Линховоин рассказали нашему корреспонденту.

- Михаил, как возник­ла идея выступить на этом конкурсе и каким образом проходила подготовка?

М.П.: Идея участия при­надлежит Дариме Лхасара­новне, она её предложила давно, а подготовка прохо­дила с начала сезона.

- Присутствовало ли повышенное волнение в связи с тем, что в жюри си­дит Хосе Каррерас?

М.П.: Само исполнение теноровых арий даётся не­просто, потому что нужно справиться с волнением, выйти и выступить до­стойно, показать материал, трактовку человека. Взять арию Ричарда из «Бала-ма­скарада». Если бы это был другой конкурс, то жюри не обратило бы такого внима­ния на неё.

- Удалось ли погово­рить с самим Хосе Карре­расом?

М.П.: Буквально пару слов. Он сказал, что всё за­мечательно, нужно дальше двигаться в том направле­нии. Когда он вышел вру­чать премию за лучшее произведение из его репер­туара, он сказал, что она - именно за арию Ричарда – и это было очень важно. Он это заметил и отметил, значит, наш выбор был пра­вильным.

- Дарима Лхасаранов­на была вместе с вами на конкурсе. Что для вас зна­чит её поддержка?

М.П.: Подготовка к кон­курсу, основная доля ра­боты над образами легла именно на её плечи. Во всех этих наградах присутствует её огромная заслуга. Она была рядом, на всех турах, оказывала поддержку. Хо­рошо, что рядом есть такие профессионалы с огромным опытом, которые нас поддерживают и направляют в нашей музыкальной жизни.

Д.Л.: Конкурс очень не­обычный: участвуют только теноры, которых было очень много, не только из России. Хосе Каррерас даже сказал, что во всём мире, наверно, не найдётся столько тено­ров, как здесь (смеется). Мы готовились к нему, очень тщательно подбирали ре­пертуар, чтобы Михаилу всё подошло. Заявку он по­дал буквально в последний день: прыгнул в последний вагон поезда.

Когда приехали и спели первый тур, то сразу заста­вили говорить о бурятах. Конечно, все, кто сидел в зале, в жюри, знают, что у нас глубокая театральная и именно вокальная история. Что раньше здорово пели, и эти традиции продолжа­ются молодым поколением. Буряты - это поющий народ. Сейчас абсолютно точно можно сказать, что мы го­товы соревноваться со всеми выдающимися певцами мира. Возможно, кто-то отнесётся скептически к нашим певцам. Но, знаете, и на солнце есть пятна. При всём огромном количестве участников в финальный тур прошли 11 человек. Сре­ди них - Михаил Пирогов, а с ним – и наша Бурятия.

Секретарь конкурса мне сказала: «Я свидетель того, что Каррерас сидел и в одной руке держал Гран-При, а в другой - премию за лучшее исполнение из его репертуара. Он сидел, игра­ючи взвешивал и говорил: «Они равноценны. Но я свою премию отдаю Михаилу Пирогову». Абсолютно про­фессионально всё оценил, и это премия очень дорогого стоит.

Хотелось бы ещё отме­тить, что наш театр во главе с руководством оказывал нам поддержку, естествен­но, в том числе и финансо­вую. Дирекция абсолютно всё правильно поняла, что это очень престижно как для нашего театра, так и для всей Бурятии.

СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ВЫСТУПАТЬ ДОМА

- Михаил, у вас боль­шой репертуар в бурят­ском театре оперы и бале­та. Это «Тоска», «Кармен», «Бал-маскарад», «Демон» и другие. Как вы привыкли к такому плотному ритму, учитывая, что являетесь ещё и приглашённым со­листом Красноярского те­атра оперы и балета?

М.П.: Колоссальная ра­бота в том, что нужно со­блюдать режим, выдержи­вать постановочный график, очень аккуратно относиться к пению, я бы даже сказал, расчётливо, чтобы достойно всё показать на премьере. Я в своё время работал в Саратовском оперном те­атре, вернулся домой, и в это время сменилась дирек­ция: пришла Аюна Влади­мировна Цыбикдоржиева, и началась работа. Работа Даримы Лхасарановны над образами, партиями «Тоски», «Кармен», «Мадам Баттерфляй», в концертном варианте с Ариунбаатаром и Батчимэг был шикарный «Трубадур», который тоже очень запомнился многим нашим зрителям.

- В чём отличие для ар­тиста, солиста концертного выступления и традицион­ного, с декорациями, гри­мом? Что легче?

М.П.: Любое выступле­ние – это определённое напряжение, определённый режим. Как говорят, чтобы выйти и спеть арию Калафа, нужно два дня соблюдать режим. В концертном ис­полнении или в полноцен­ной постановке – разницы не имеет. В любом случае мы, выходя на сцену, выходим и на суд зрителя. Наша задача – именно донести до него ту музыку, кото­рую создавал композитор, работу, проделанную ре­жиссером. Если человек это воспринял, то работа проде­лана не зря.

- Расскажите о бли­жайших планах.

М.П.: 29 сентября будет «Мадам Баттерфляй». Это тот спектакль, в котором я дебютировал в партии Пинкертона в Мариинском театре. Потом, в декабре, будет «Пиковая дама». К ней, конечно, нужно очень серьёзно готовиться, в пла­нах работы много.

- Ваш сольный концерт, который проходил в про­шлом году, называется Nessun Dorma. Ария Ка­лафа и опера «Турандот» имеют для вас особенное значение?

М.П: Nessun Dorma - значит «никто не спит». Человек находится в подвешенном состоянии, что во все времена актуально. Опера «Турандот» являет­ся последней для Пуччини, и на самом деле непроста. С тех пор, как столкнулся с ней впервые, так и стал­киваюсь по жизни с арией Калафа. В первую очередь, она теноровая, и одна из са­мых сложных арий, потому что там есть верхняя нота, которую, если тенор берёт, значит, может считаться профессионалом.

- Где выступать слож­нее: на известных сценах или дома?

М.П.: Самое сложное - на сцене родного театра, потому что свой зритель строже, многие артисты со мной согласятся. А в целом, как говорят артисты, вы­ходя, ты не должен делать различие. Каждый раз ты должен помнить, что вы­ступаешь на самой лучшей сцене мира.

СЧИТАТЬ СЕБЯ СЛОЖИВШИМСЯ ПЕВЦОМ – ЭТО КОНЕЦ

- Всё-таки извечный вопрос: что важнее - бо­жий дар или работа над собой?

М.П.: Бывает, когда люди, обладающие от при­роды огромной силы голосом, ничего в жизни не добиваются. Нежели те, кто, имея, небольшой матери­ал, обладают колоссаль­ной трудоспособностью. В любой профессии, если человек трудится, работа­ет над собой, то достигает определённых результатов. Каждый, я думаю, несмотря на то, что в нём заложено, должен ставить себе задачи и добиваться их.

- В марте 2018 года вы получили звание заслу­женного артиста Бурятии. Считаете ли вы себя уже сложившимся професси­оналом, есть ли направ­ления и планы, в которых вам хотелось бы себя по­пробовать?

М.П.: Думаю, что если человек будет таким себя считать, это конец. Для пев­ца каждый день – поиск, работа над самим собой. Сложившимся певцом себя ни в коем случае не считаю, есть очень много нераскры­того материала для меня самого, очень много партий, которые хочется исполнить.

- Насколько сейчас вос­требовано оперное искус­ство у нашего зрителя?

М.П.: Многие должны понимать и осознавать то, что мы имеем. Тот дар, ту ценность, которая есть у нас в Бурятии. К сожалению, это понимание есть не у всех. Оперное искусство - то, что объединяет в мировом мас­штабе. Говорят, что брендом Бурятии является именно голос. Когда наш директор пригласила меня в театр, мне говорили, что, имея такую природу, нужно ли ехать в провинцию, когда можно в Москву, в Европу. Что-то тогда задело меня, и я приехал обратно. И ни­сколько об этом не жалею. Потому что сейчас нахожусь в истории нашего театра. Улан-Удэ в оперном мире называют Милан-Удэ, а на­ших певцов старшего поко­ления знают даже больше, чем здесь. Здорово, когда так дорожат нашими земля­ками старшего поколения. И подрастающему поколению солистов не надо бить себя в грудь и пытаться что-то из себя изображать. Величие не в том, что ты заслуженный. Скромность должна двигать нами и преданность профессии. Молодёжи я бы посоветовал быть предан­ными своему делу, прояв­лять огромное уважение к прошлому нашей республи­ки, старшему поколению. Любить своё дело и думать только о хорошем, чтобы наши дети гордились нами так же, как и мы гордимся старшим поколением.

- Спасибо! 

Фото пресс-службы БГАТОиБ

Автор: Антон ИРШУТОВ