Заслуженный артист Бурятии, солист БГАТОиБ Михаил Пирогов на днях вернулся из Москвы, где принимал участие в международном конкурсе теноров «Хосе Каррерас Гран-При». По его итогам Михаил стал обладателем четырёх призов: «За лучшее исполнение арии из оперы Джузеппе Верди», «За лучшее исполнение арии из репертуара Хосе Каррераса», также его пригласили ещё раз выступить на сцене Геликон-оперы и вручили диплом. О подготовке к конкурсу и впечатлениях об участии в нём Михаил Пирогов и художественный руководитель оперы БГАТОиБ Дарима Линховоин рассказали нашему корреспонденту.
- Михаил, как возникла идея выступить на этом конкурсе и каким образом проходила подготовка?
М.П.: Идея участия принадлежит Дариме Лхасарановне, она её предложила давно, а подготовка проходила с начала сезона.
- Присутствовало ли повышенное волнение в связи с тем, что в жюри сидит Хосе Каррерас?
М.П.: Само исполнение теноровых арий даётся непросто, потому что нужно справиться с волнением, выйти и выступить достойно, показать материал, трактовку человека. Взять арию Ричарда из «Бала-маскарада». Если бы это был другой конкурс, то жюри не обратило бы такого внимания на неё.
- Удалось ли поговорить с самим Хосе Каррерасом?
М.П.: Буквально пару слов. Он сказал, что всё замечательно, нужно дальше двигаться в том направлении. Когда он вышел вручать премию за лучшее произведение из его репертуара, он сказал, что она - именно за арию Ричарда – и это было очень важно. Он это заметил и отметил, значит, наш выбор был правильным.
- Дарима Лхасарановна была вместе с вами на конкурсе. Что для вас значит её поддержка?
М.П.: Подготовка к конкурсу, основная доля работы над образами легла именно на её плечи. Во всех этих наградах присутствует её огромная заслуга. Она была рядом, на всех турах, оказывала поддержку. Хорошо, что рядом есть такие профессионалы с огромным опытом, которые нас поддерживают и направляют в нашей музыкальной жизни.
Д.Л.: Конкурс очень необычный: участвуют только теноры, которых было очень много, не только из России. Хосе Каррерас даже сказал, что во всём мире, наверно, не найдётся столько теноров, как здесь (смеется). Мы готовились к нему, очень тщательно подбирали репертуар, чтобы Михаилу всё подошло. Заявку он подал буквально в последний день: прыгнул в последний вагон поезда.
Когда приехали и спели первый тур, то сразу заставили говорить о бурятах. Конечно, все, кто сидел в зале, в жюри, знают, что у нас глубокая театральная и именно вокальная история. Что раньше здорово пели, и эти традиции продолжаются молодым поколением. Буряты - это поющий народ. Сейчас абсолютно точно можно сказать, что мы готовы соревноваться со всеми выдающимися певцами мира. Возможно, кто-то отнесётся скептически к нашим певцам. Но, знаете, и на солнце есть пятна. При всём огромном количестве участников в финальный тур прошли 11 человек. Среди них - Михаил Пирогов, а с ним – и наша Бурятия.
Секретарь конкурса мне сказала: «Я свидетель того, что Каррерас сидел и в одной руке держал Гран-При, а в другой - премию за лучшее исполнение из его репертуара. Он сидел, играючи взвешивал и говорил: «Они равноценны. Но я свою премию отдаю Михаилу Пирогову». Абсолютно профессионально всё оценил, и это премия очень дорогого стоит.
Хотелось бы ещё отметить, что наш театр во главе с руководством оказывал нам поддержку, естественно, в том числе и финансовую. Дирекция абсолютно всё правильно поняла, что это очень престижно как для нашего театра, так и для всей Бурятии.
СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ВЫСТУПАТЬ ДОМА
- Михаил, у вас большой репертуар в бурятском театре оперы и балета. Это «Тоска», «Кармен», «Бал-маскарад», «Демон» и другие. Как вы привыкли к такому плотному ритму, учитывая, что являетесь ещё и приглашённым солистом Красноярского театра оперы и балета?
М.П.: Колоссальная работа в том, что нужно соблюдать режим, выдерживать постановочный график, очень аккуратно относиться к пению, я бы даже сказал, расчётливо, чтобы достойно всё показать на премьере. Я в своё время работал в Саратовском оперном театре, вернулся домой, и в это время сменилась дирекция: пришла Аюна Владимировна Цыбикдоржиева, и началась работа. Работа Даримы Лхасарановны над образами, партиями «Тоски», «Кармен», «Мадам Баттерфляй», в концертном варианте с Ариунбаатаром и Батчимэг был шикарный «Трубадур», который тоже очень запомнился многим нашим зрителям.
- В чём отличие для артиста, солиста концертного выступления и традиционного, с декорациями, гримом? Что легче?
М.П.: Любое выступление – это определённое напряжение, определённый режим. Как говорят, чтобы выйти и спеть арию Калафа, нужно два дня соблюдать режим. В концертном исполнении или в полноценной постановке – разницы не имеет. В любом случае мы, выходя на сцену, выходим и на суд зрителя. Наша задача – именно донести до него ту музыку, которую создавал композитор, работу, проделанную режиссером. Если человек это воспринял, то работа проделана не зря.
- Расскажите о ближайших планах.
М.П.: 29 сентября будет «Мадам Баттерфляй». Это тот спектакль, в котором я дебютировал в партии Пинкертона в Мариинском театре. Потом, в декабре, будет «Пиковая дама». К ней, конечно, нужно очень серьёзно готовиться, в планах работы много.
- Ваш сольный концерт, который проходил в прошлом году, называется Nessun Dorma. Ария Калафа и опера «Турандот» имеют для вас особенное значение?
М.П: Nessun Dorma - значит «никто не спит». Человек находится в подвешенном состоянии, что во все времена актуально. Опера «Турандот» является последней для Пуччини, и на самом деле непроста. С тех пор, как столкнулся с ней впервые, так и сталкиваюсь по жизни с арией Калафа. В первую очередь, она теноровая, и одна из самых сложных арий, потому что там есть верхняя нота, которую, если тенор берёт, значит, может считаться профессионалом.
- Где выступать сложнее: на известных сценах или дома?
М.П.: Самое сложное - на сцене родного театра, потому что свой зритель строже, многие артисты со мной согласятся. А в целом, как говорят артисты, выходя, ты не должен делать различие. Каждый раз ты должен помнить, что выступаешь на самой лучшей сцене мира.
СЧИТАТЬ СЕБЯ СЛОЖИВШИМСЯ ПЕВЦОМ – ЭТО КОНЕЦ
- Всё-таки извечный вопрос: что важнее - божий дар или работа над собой?
М.П.: Бывает, когда люди, обладающие от природы огромной силы голосом, ничего в жизни не добиваются. Нежели те, кто, имея, небольшой материал, обладают колоссальной трудоспособностью. В любой профессии, если человек трудится, работает над собой, то достигает определённых результатов. Каждый, я думаю, несмотря на то, что в нём заложено, должен ставить себе задачи и добиваться их.
- В марте 2018 года вы получили звание заслуженного артиста Бурятии. Считаете ли вы себя уже сложившимся профессионалом, есть ли направления и планы, в которых вам хотелось бы себя попробовать?
М.П.: Думаю, что если человек будет таким себя считать, это конец. Для певца каждый день – поиск, работа над самим собой. Сложившимся певцом себя ни в коем случае не считаю, есть очень много нераскрытого материала для меня самого, очень много партий, которые хочется исполнить.
- Насколько сейчас востребовано оперное искусство у нашего зрителя?
М.П.: Многие должны понимать и осознавать то, что мы имеем. Тот дар, ту ценность, которая есть у нас в Бурятии. К сожалению, это понимание есть не у всех. Оперное искусство - то, что объединяет в мировом масштабе. Говорят, что брендом Бурятии является именно голос. Когда наш директор пригласила меня в театр, мне говорили, что, имея такую природу, нужно ли ехать в провинцию, когда можно в Москву, в Европу. Что-то тогда задело меня, и я приехал обратно. И нисколько об этом не жалею. Потому что сейчас нахожусь в истории нашего театра. Улан-Удэ в оперном мире называют Милан-Удэ, а наших певцов старшего поколения знают даже больше, чем здесь. Здорово, когда так дорожат нашими земляками старшего поколения. И подрастающему поколению солистов не надо бить себя в грудь и пытаться что-то из себя изображать. Величие не в том, что ты заслуженный. Скромность должна двигать нами и преданность профессии. Молодёжи я бы посоветовал быть преданными своему делу, проявлять огромное уважение к прошлому нашей республики, старшему поколению. Любить своё дело и думать только о хорошем, чтобы наши дети гордились нами так же, как и мы гордимся старшим поколением.
- Спасибо!
Фото пресс-службы БГАТОиБ