Любовь Левитина
Среди музейных профессий есть уникальная профессия – хранитель музейных предметов и музейных коллекций. Благодаря этим людям собраны, сформированы в коллекцию и сохранены уникальные предметы в наших музеях сообщает газета “Бурятия”.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
История хранительского дела в Бурятии имеет начало со дня создания музея. Мы с особой благодарностью вспоминаем сподвижников, энтузиастов музейного дела, это: Акилина Герасимова, Гени-Дарма Нацов, Жалсан Жабон, Нина Бадлаева, Роза Базарова, Валентина Базарова и многие другие. Легендой хранительского дела республики стала Галина Обухова – главный хранитель Кяхтинского краеведческого музея, которая посвятила музею всю свою жизнь.
Кадровый состав фондовых работников в те годы был малочисленным - был один хранитель на все предметы, сотрудник по учёту фондов. В 1980-х годах в республике начинается новый этап развития музейного дела, появляются нормативные документы, Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей. В 1978-м создаётся Бурятский государственный объединённый исторический и архитектурно-художественный музей. Фонды, которые находились в здании Одигитриевского собора ещё с 1930-х годов, были выделены в отдельную структуру, затем был сформирован штат научных сотрудников – хранителей.
С 1981 года фондовые собрания музея были разделены тематически на группы хранения, назначены ответственные хранители под руководством главного хранителя фондов Нины Бадлаевой.
ЧТО ЗНАЧИТ ПРОФЕССИЯ ХРАНИТЕЛЯ?
Данной профессии не учат ни в одном учебном заведении. Хранителем становятся только в процессе работы. Сохранение коллекций, ценностей – это главная функция не только хранителя, но и всего музея. Работая в фондах музея, хранители обычно навсегда привязываются к предметам, остаются преданными выбранной стезе. Благодаря хранителям уникальные вещи музейных коллекций сохраняются, свидетельствуя о богатстве духовной, материальной жизни прошлых веков.
Новых сотрудников принимают в отделы фондов только после прохождения стажировки или работы в других отделах музея. Не каждому суждено стать хранителем. Помимо знаний, навыков, орфографической, компьютерной грамотности, он должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, ответственность, аккуратность и даже выносливость. Приём, выдача, перемещение, упаковка предметов для выставок, создание экспозиций, обеспыливание, чистка требуют физических усилий.
Хранитель – это практика, которая нарабатывается годами. 10 лет стажа, по меркам музея, - этого мало. Вещь, находящуюся под твоей ответственностью, нужно уметь описать, показать на экспертном совете и доказать, что этот предмет принадлежит мастеру именно XVIII века, а не XVII, что старое описание не соответствует действительности и так далее. Необходимо владеть особой терминологией, чтобы грамотно описать скульптуру, танка, икону, предметы быта, живописное полотно. Хранитель должен уметь находить абсолютно чёткие идентификационные признаки, характерные только для этого предмета, чтобы на основании описания другие поколения хранителей смогли опознать эту вещь в ряду других музейных предметов.
Хранитель должен знать каждый предмет «в лицо», затем смотреть и наблюдать за его сохранностью. Заметив изменение состояния сохранности, должен обратиться к реставратору, созвать реставрационный совет. Естественное старение вещей, попавших в музей, неизбежно, и задача музейного хранения – замедлить процесс, донести крупицы истории, артефакты прошлого до следующих поколений. Хранитель и реставратор работают как единое целое, потому что от них зависит здоровье музейного предмета, своевременное предупреждение, профилактические меры, чтобы не доводить до состояния глубокой реставрации или до безвозвратной потери вещи. Они решают, будет экспонироваться предмет, возможен ли вывоз экспоната на выставку.
Каждая коллекция, музейный предмет требуют разного подхода к способам хранения, обращения с ними. Для хранителя живописи, скульптуры или предметов декоративно-прикладного искусства из хрупких материалов, памятников археологии, артефактов из органических материалов важно умение обращаться с хрупким материалом. И, соответственно, хранитель, хотя он и гуманитарий, должен хорошо разбираться в химико-физических параметрах, ведь оптимальная температура и влажность для каждого материала может быть разной.
При монтаже выставок присутствие хранителя и реставратора обязательно. Эти специалисты должны знать, как обращаться с хрупкими предметами, каким образом монтировать экспонат в витрину, как укрепить, обеспечить безопасность.
ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ СТАРИНЫ
Общее количество фондов Национального музея РБ составляет 143769 единиц, в трёх секторах хранения работают 10 хранителей, 3 реставратора, 2 специалиста сектора учёта.
В Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова при распределении коллекций был тематический подход. Например, у хранителя Светланы Бардалеевой, которая работала в профессии почти 40 лет, хранится уникальная буддийская коллекция, насчитывающая 7410 скульптур, танка, предметов буддийского культа. В настоящее время вся коллекция хранится в одном хранилище, в новом здании Национального музея запроектированы отдельные хранилища по видам материалов. В настоящее время Светлана Батюровна – один из крупных специалистов буддийского искусства, профессионал-музеевед, активно изучает коллекцию, вводит в научный оборот, создает концепции, выставки.
Хранитель Любовь Левитина, посвятившая 41 год этому нелегкому, но интересному делу, как никто другой знающая предметы быта, этнографии, декоративно-прикладного искусства народов, проживающих в Бурятии - эвенков, бурят, русских, старообрядцев - хранит 6030 единиц. Она увлекательно может рассказать о каждом предмете, оказать неоценимую помощь сотрудникам при построении любой экспозиции. В настоящее время её предметы описаны, прошли инвентаризацию больше половины коллекции.
У хранителя фотодокументального фонда Жаргалы Ухановой, имеющей стаж 38 лет, на ответственном хранении числится 50608 фотографий, документов, рукописей, свидетельствующих об основных вехах развития общества, страны, республики. В настоящее время ведётся работа по фондированию, введению их в электронную базу данных автоматизированной информационной системы «КАМИС», подготавливаются каталоги. Материалы данного фонда всегда востребованы, ни одна выставка не обходится без участия хранителя.
Большую коллекцию декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней, предметов нумизматики, государственных наград, предметов вооружения с общей численностью 15417 единиц хранит, систематизирует, ведет учёт хранитель с музейным стажем в 40 лет Билигма Жамсаранова.
Бережное, профессиональное отношение к коллекции, глубокое знание материала отличает хранителя археологической коллекции Ларису Ярославцеву. В настоящее время в коллекции чёткая систематизация, продолжается работа над составлением археологических описей коллекций, введение в электронную базу данных.
Профессионалы хранительского отдела музея щедро делятся опытом работы, обучают молодых коллег - Арюну Бальжурову, Людмилу Цыремпилову.
СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ
Сектор хранения изобразительного искусства Художественного музея им. Ц. Сампилова имеет на хранении 9102 единицы. Возглавляет сектор Татьяна Алексеева, хранитель-профессионал своего дела, искусствовед, которая делится знаниями, опытом с молодыми коллегами Оюной Малгатаевой и Светланой Гунгаровой.
Собрания Музея природы составляют 18818 единиц хранения. Вся естественно-научная коллекция числится на ответственном хранении заведующей сектором Баирмы Долгоровой – грамотного, ответственного специалиста-музееведа. Сектор учёта возглавляет Баирма Аюшеева - человек, отвечающий за основную документацию музея – Главная инвентарная книга, Акты поступлений и так далее.
С 2008 года в Национальном музее работает автоматизированная информационная система «КАМИС». Создание электронной базы данных, включение музейных предметов и музейных коллекций в состав музейного фонда РФ, в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации – это также функциональные обязанности хранительского отдела, редактора базы данных Натальи Пакулевой.
Наталья Пакулева
Лучшая награда для хранителя, когда все его вещи «живы, здоровы, возвращаются с выставок в хорошем самочувствии» – это значит, что ты на своём месте. Невероятное счастье сознавать, что ты продлеваешь жизнь шедевру, раритету! Это колоссальная награда за труд, ведь то, что великие шедевры прошлого живы и сегодня, – заслуга именно хранителей.
Профессия эта удивительна, без неё немыслим ни один музей. Хранители истории, времени, памяти народа, связав себя с далёким прошлым, собирают бесценные творения человечества в настоящем, хранят их для будущего, чтобы не прекращалась связь времен.
Валентина ЧОЙБСОНОВА, главный хранитель Этнографического музея народов Забайкалья