Культура 8 окт 2018 1802

​​Хранители музеев Бурятии

Любовь Левитина

Среди музейных про­фессий есть уникальная профессия – хранитель музейных предметов и музейных коллекций. Благодаря этим людям собраны, сформированы в коллекцию и сохранены уникальные предметы в наших музеях сообщает газета “Бурятия”.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

История хранительско­го дела в Бурятии имеет начало со дня создания музея. Мы с особой бла­годарностью вспоминаем сподвижников, энтузиастов музейного дела, это: Аки­лина Герасимова, Гени-Дар­ма Нацов, Жалсан Жабон, Нина Бадлаева, Роза База­рова, Валентина Базарова и многие другие. Легендой хранительского дела республи­ки стала Галина Обухова – главный хранитель Кях­тинского краеведческого музея, которая посвятила музею всю свою жизнь.

Кадровый состав фондо­вых работников в те годы был малочисленным - был один хранитель на все предметы, сотрудник по учёту фондов. В 1980-х го­дах в республике начина­ется новый этап развития музейного дела, появляют­ся нормативные докумен­ты, Инструкция по учёту и хранению музейных цен­ностей. В 1978-м создаётся Бурятский государственный объединённый историче­ский и архитектурно-худо­жественный музей. Фон­ды, которые находились в здании Одигитриевского собора ещё с 1930-х годов, были выделены в отдель­ную структуру, затем был сформирован штат научных сотрудников – хранителей.

С 1981 года фондовые со­брания музея были разде­лены тематически на груп­пы хранения, назначены ответственные хранители под руководством главно­го хранителя фондов Нины Бадлаевой.

ЧТО ЗНАЧИТ ПРОФЕССИЯ ХРАНИТЕЛЯ?

Данной профессии не учат ни в одном учебном заведении. Хранителем становятся только в про­цессе работы. Сохранение коллекций, ценностей – это главная функция не только хранителя, но и всего музея. Работая в фондах музея, хранители обычно навсегда привязываются к предме­там, остаются преданными выбранной стезе. Благода­ря хранителям уникальные вещи музейных коллекций сохраняются, свидетель­ствуя о богатстве духовной, материальной жизни про­шлых веков.

Новых сотрудников при­нимают в отделы фондов только после прохождения стажировки или работы в других отделах музея. Не ка­ждому суждено стать хра­нителем. Помимо знаний, навыков, орфографической, компьютерной грамотности, он должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, ответ­ственность, аккуратность и даже выносливость. Приём, выдача, перемещение, упа­ковка предметов для выставок, создание экспози­ций, обеспыливание, чистка требуют физических усилий.

Хранитель – это практи­ка, которая нарабатыва­ется годами. 10 лет стажа, по меркам музея, - этого мало. Вещь, находящуюся под твоей ответственно­стью, нужно уметь описать, показать на экспертном совете и доказать, что этот предмет принадлежит ма­стеру именно XVIII века, а не XVII, что старое описание не соответствует действи­тельности и так далее. Не­обходимо владеть особой терминологией, чтобы гра­мотно описать скульптуру, танка, икону, предметы быта, живописное полотно. Хранитель должен уметь находить абсолютно чёткие идентификационные при­знаки, характерные только для этого предмета, чтобы на основании описания дру­гие поколения хранителей смогли опознать эту вещь в ряду других музейных предметов.

Хранитель должен знать каждый предмет «в лицо», затем смотреть и наблю­дать за его сохранностью. Заметив изменение состо­яния сохранности, должен обратиться к реставратору, созвать реставрационный совет. Естественное ста­рение вещей, попавших в музей, неизбежно, и задача музейного хранения – за­медлить процесс, донести крупицы истории, артефак­ты прошлого до следующих поколений. Хранитель и реставратор работают как единое целое, потому что от них зависит здоровье му­зейного предмета, своевре­менное предупреждение, профилактические меры, чтобы не доводить до состо­яния глубокой реставрации или до безвозвратной поте­ри вещи. Они решают, будет экспонироваться предмет, возможен ли вывоз экспо­ната на выставку.

Каждая коллекция, му­зейный предмет требуют разного подхода к спосо­бам хранения, обращения с ними. Для хранителя жи­вописи, скульптуры или предметов декоратив­но-прикладного искусства из хрупких материалов, памятников археологии, ар­тефактов из органических материалов важно умение обращаться с хрупким ма­териалом. И, соответствен­но, хранитель, хотя он и гу­манитарий, должен хорошо разбираться в химико-фи­зических параметрах, ведь оптимальная температура и влажность для каждого ма­териала может быть разной.

При монтаже выставок присутствие хранителя и ре­ставратора обязательно. Эти специалисты должны знать, как обращаться с хрупкими предметами, каким образом монтировать экспонат в ви­трину, как укрепить, обеспе­чить безопасность.

ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ СТАРИНЫ

Общее количество фон­дов Национального музея РБ составляет 143769 еди­ниц, в трёх секторах хране­ния работают 10 хранителей, 3 реставратора, 2 специали­ста сектора учёта.

В Музее истории Буря­тии им. М.Н. Хангалова при распределении коллекций был тематический под­ход. Например, у хранителя Светланы Бардалеевой, ко­торая работала в профес­сии почти 40 лет, хранится уникальная буддийская коллекция, насчитывающая 7410 скульптур, танка, пред­метов буддийского культа. В настоящее время вся кол­лекция хранится в одном хранилище, в новом здании Национального музея за­проектированы отдельные хранилища по видам мате­риалов. В настоящее время Светлана Батюровна – один из крупных специалистов буддийского искусства, профессионал-музеевед, ак­тивно изучает коллекцию, вводит в научный оборот, создает концепции, выставки.

Хранитель Любовь Леви­тина, посвятившая 41 год этому нелегкому, но инте­ресному делу, как никто другой знающая предметы быта, этнографии, декора­тивно-прикладного искус­ства народов, проживаю­щих в Бурятии - эвенков, бурят, русских, старообряд­цев - хранит 6030 единиц. Она увлекательно может рассказать о каждом пред­мете, оказать неоценимую помощь сотрудникам при построении любой экспози­ции. В настоящее время её предметы описаны, прошли инвентаризацию больше половины коллекции.

У хранителя фотодоку­ментального фонда Жарга­лы Ухановой, имеющей стаж 38 лет, на ответственном хранении числится 50608 фотографий, документов, рукописей, свидетельству­ющих об основных вехах развития общества, страны, республики. В настоящее время ведётся работа по фондированию, введению их в электронную базу дан­ных автоматизированной информационной системы «КАМИС», подготавлива­ются каталоги. Материалы данного фонда всегда вос­требованы, ни одна выстав­ка не обходится без участия хранителя.

Большую коллекцию де­коративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней, пред­метов нумизматики, госу­дарственных наград, пред­метов вооружения с общей численностью 15417 единиц хранит, систематизирует, ведет учёт хранитель с му­зейным стажем в 40 лет Би­лигма Жамсаранова.

Бережное, профессио­нальное отношение к кол­лекции, глубокое знание материала отличает храни­теля археологической кол­лекции Ларису Ярославцеву. В настоящее время в кол­лекции чёткая систематиза­ция, продолжается работа над составлением археоло­гических описей коллекций, введение в электронную базу данных.

Профессионалы храни­тельского отдела музея щедро делятся опытом работы, обучают молодых коллег - Арюну Бальжурову, Людмилу Цыремпилову.

СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Сектор хранения изо­бразительного искусства Художественного музея им. Ц. Сампилова имеет на хранении 9102 единицы. Возглавляет сектор Татьяна Алексеева, хранитель-про­фессионал своего дела, искусствовед, которая де­лится знаниями, опытом с молодыми коллегами Ою­ной Малгатаевой и Светла­ной Гунгаровой.

Собрания Музея приро­ды составляют 18818 еди­ниц хранения. Вся есте­ственно-научная коллекция числится на ответственном хранении заведующей сек­тором Баирмы Долгоровой – грамотного, ответственно­го специалиста-музееведа. Сектор учёта возглавляет Баирма Аюшеева - человек, отвечающий за основную до­кументацию музея – Главная инвентарная книга, Акты по­ступлений и так далее.

С 2008 года в Националь­ном музее работает авто­матизированная информа­ционная система «КАМИС». Создание электронной базы данных, включение музейных предметов и музейных коллекций в со­став музейного фонда РФ, в Государственный каталог Музейного фонда Россий­ской Федерации – это также функциональные обязанно­сти хранительского отдела, редактора базы данных На­тальи Пакулевой.

Наталья Пакулева

Лучшая награда для хра­нителя, когда все его вещи «живы, здоровы, возвраща­ются с выставок в хорошем самочувствии» – это значит, что ты на своём месте. Не­вероятное счастье созна­вать, что ты продлеваешь жизнь шедевру, раритету! Это колоссальная награда за труд, ведь то, что великие шедевры прошлого живы и сегодня, – заслуга именно хранителей.

Профессия эта удивитель­на, без неё немыслим ни один музей. Хранители исто­рии, времени, памяти народа, связав себя с далёким про­шлым, собирают бесценные творения человечества в настоящем, хранят их для будущего, чтобы не прекра­щалась связь времен.

Валентина ЧОЙБСОНОВА, главный хранитель Этнографического музея народов Забайкалья