Хозяин восьмистенной юрты с двумя своими жёнами
Фото bookarchive.net
Сегодня в нашей редакции доктор исторических наук Булат Раднаевич Зориктуев, которого мы также попросили ответить на вопрос: «Кто мы буряты?»
- Вы исключаете происхождение названия «бурят» от русского «брат» и не принимаете версию Ц.Цыдендамбаева?
- Одним из крупных недостатков существующих гипотез об этимологии имени «бурят» является их отрыв от данных письменных источников. А надо понимать, что именно летописный материал дает ключ к разгадке.
Рашид ад-Дину в «Сборнике летописей» пишет: «Некоторым из монгольских племен, у которых «юрт» был около леса, дали имя «ойин иргэн», т.е. лесное племя. В отличие от них монголы, живущие в степи, назывались степными: «А тех, что сидят в степи, называют хэрин баяут». Подобная традиция деления людей по месту жительства существовала не только у монголов.
Одно из огузских племен, по Рашид ад-Дину «которое имело обиталище (юрт) в пределах лесов, прозвали именем «агач-эри», что означает «лесные люди». Так, очевидно, возникло название баргут, относившееся к одному из основных племен Забайкалья и означавшее «Жители Барги», т.е. Баргуджин Токума. В свою очередь, Барга имеет значение «глухой, лесистый, малоосвоенный уголок или край». В некоторых случаях данное правило распространялось на отдельные, несколько обособленно расположенные группы племен, которые компактно обитали на одной территории. Понятно, что они вели схожий образ жизни, имели общие мифы и отличались от чистых кочевников. Эти племена степные монголы, а вслед за ними и другие народы могли называть «бураад».
В монгольском «бураа» - густая роща, лесная чаща, густой лесок, растущий кучами или полосами на горах или в степи. «Д»- суффикс множественности. Любое определение применимо к Предбайкалью. Поэтому слово «бураад» в широком смысле означающее «люди леса» точно соответствует понятию лесные племена, которым степные монголы называли население южной и средней полосы Сибири, включая Баргуджин Токум.
Мое предположение, что племена Предбайкалья степные монголы называли бурат, подтверждает сообщение уроженца Хорватии, католического священника Юрия Крижанича, который в 1661-1676 гг. находился в ссылке в Тобольске и написал о Сибири большую статью. В ней он указал, что жители Предбайкалья называются Brati. Аналогичная информация содержится в дорожных записях французского иезуита Жербильона, который жил в Пекине при дворе китайского императора Канси и в конце XVII в. совершил ряд служебных поездок по Халхе. Он писал, что монголы - народ, живущий у Байкала, зовут Brattes.
Ученый Долгих Б.О. считал, что предки бурят, лишь войдя в состав России, получили общее название, которого раньше у них не было. Он полагал, что русские вначале объединили их именем браты или братские люди, а затем - буряты, которое стало вытеснять старые племенные названия. Но откуда русские могли взять название браты или братские люди? Могли ли они сами назвать отнюдь не миролюбиво встретивших их коренных жителей братами? Поэтому, я уверен, речь идет о наименовании, бытовавшем среди самого населения еще задолго до прихода русских. Таковым могло быть только имя бурат, которое иностранцы воспринимали и «слышали» каждый по-своему. То же можно сказать и в отношении слов пырат или бырат, которыми хакасы и тувинцы именуют бурят.
- Неужели бурятские ученые эту гипотезу не поддержали никак?
- В Бурятии только М.Н. Богданов выявил бытование имени бурат на Западной стороне Байкала. «Поскольку первые сведения об аборигенах Предбайкалья русские получили от минусинских татар, в языке которых название бурат звучало как пырат, то в результате общения с ними они улавливали знакомое брат», - писал он. Между тем существование праформы бурат доказывается рядом письменных источников. Самый ранний датируется XVI веком, это узбекский памятник «Маджму ат-таварих». В нем указано, что в этническом составе узбеков имеется род под названием «бурат».
По данным Витсена, во второй половине XVII в. коренное население Предбайкалья называлось Burat. Ойраты во времена джунгарского Галдан Бошокту-хана (1671-1697) в более ранний и поздний по отношению к ним периоды обитавшие у Байкала племена тоже называли бурат. Такое же сведение содержится у главы русского посольства в Китае, уроженца Голштинии Избранта Идеса. В конце XVII в., проезжая через Балаганский и Братский остроги, он отметил, что этот край до Байкальского озера орошаемый Ангарой, населен язычниками, называемыми Buratti. И таких упоминаний в западных источниках много. Что касается времени образования соплеменности бурат, то ориентиром для его хотя бы приблизительного определения служат «Маджу ат-таварих» и труд В.М. Бакунина. Они показывают, что если в XVI в. вошедшие в состав узбеков и ойратов небольшие группы буратов уже имели это имя, то тогда племенное объединение, из состава которого они выделились, предположительно возникло на рубеже XV-XVI вв. или, в крайнем случае, во второй половине XV в. Следует учесть и другой немаловажный факт, что в XVI в. началось формирование монгольской народности халха. С ее образованием халхасцы начали четко отличать себя от окружающих их народов, так как характерная особенность этнических общностей как раз состоит в том, что их «непременным свойством является взаимное различение» (по Бромлею). Поэтому со вступлением Северной Монголии, территориально включавшей в свои границы до прихода русских южную часть Забайкалья, на самостоятельный путь развития, у оказавшихся в обособленном положении предбайкальских племен, так или иначе, должны развиться центростремительные тенденции, которые в конечном итоге должны были привести к пониманию необходимости объединения. Так западнее Байкала начал складываться союз из разрозненных прежде этнических подразделений, которые войдя в его состав, сохраняли, с одной стороны, свою относительную автономность, с другой - обладали все более углублявшимся сознанием единства.
По архивным документам до и после прихода русских соплеменность бурат была реально существовавшей и функционировавшей общностью. Бураты взимали дань не только с ближайших к ним кыштымов, но и совершали эпизодические экспедиции в бассейн Среднего Енисея и Кана с целью сбора дани с обитавших там аринов, ассанов, коттов, камасинцев и других племен. Но положение часто осложнялось тем, что некоторые из этих племен платили дань и кыргызам. В результате в 10-20 гг. XVII в. на Енисее завязался сложный узел взаимоотношений между буратами и кыргызами, который неминуемо грозил вылиться в военный конфликт. В 1622 г. князец аринов Татауш предупреждал жившие по Чулуму и Июсу племена, что браты численностью в 3000 «окромя кыштымов», идут на них войной.
- То есть речь идет о времени, когда в Предбайкалье еще не подозревали о будущих завоевателях?
- В 1628 г. сотник Петр Бекетов в устье реки Оки вошел в прямой контакт с буратами и, объясачив их, с богатой добычей вернулся в Енисейский острог. 30-е годы вошли в историю Предбайкалья как годы беспрерывной борьбы между пришельцами и аборигенами.
(Продолжение следует)