Главная / Новости /Общество / ​Кто мы - буряты?

​Кто мы - буряты?

11-10-2018

(Продолжение. Начало в №39 от 3.10.2018 г.).

Интервью с доктором исторических наук Булатом Раднае­вичем Зориктуевым, которого мы попросили ответить на вопрос: «Кто мы буряты?»

Масла в огонь подлило не­ожиданно возникшее сопер­ничество между Енисейским и Красноярским острогами за право первого объясачивания буратов.

В итоге к началу 40-х годов, после длительной борьбы, сопровождавшейся многочислен­ными жертвами, казаками была прочно освоена только доли­на Ангары от Падуна до устья Оки и отрезок долины Оки до устья реки Ии. Остальная часть Предбайкалья оставалась по cyщecтвy независимой и враж­дебной территорией, откуда казаки в любое время ожидали нападения буратских князцов.

Упорное сопротивление встретили русские при продви­жении на Верхнюю Лену. Не­сколько раз верхоленские роды отказывались платить ясак, побивали ясачных сборщиков, осаждали Верхоленский острог. В середине 40-х годов верхолен­цы прибегли к крайней мере: подняли вооруженное восста­ние, в котором участвовали бу­лагаты, эхириты, батулинцы, ашебагаты, хонгодоры и дру­гие этнические подразделения Предбайкалья и жившая на за­падной стороне Байкала часть хоринцев. Выступление бура­тов началось с того, что они в сентябре 1645 года отогнали от Верхоленского острога скот и лошадей служилых людей, в ян­варе 1646 года - устроили осаду острога. В третий раз к острогу «брацкие люди всею землицею» пришли в июле. По словам оче­видцев тех событий, числен­ность осаждавших составляла более двух тысяч человек. Че­реда восстаний продолжалась. За верхоленцами поднялись бураты, жившие на Ангаре, ко­торых поддержали роды Вер­холенского края и Ольхона. В последующие годы системати­ческие погромы и разорение их улусов не прекращалось. Своего апогея они достигли при упра­вителе Братского и Балаганско­го острогов Иване Похабове. В 1660 году, перебив посланных к ним сборщиков ясака, забрав скот, бураты ушли. Балаганская степь полностью опустела, что для русских властей стало ката­строфой, поскольку побег боль­шого количества ясачных пла­тельщиков наносил ощутимый ущерб государственной казне. Сын боярский Яков Похабов (однофамилец И.Похабова), по­сланный в 1661 году для поис­ка беглецов, доносил: «В Балаганском отнюдь нет ни единого человека, ясачные люди все разбежалися за камень в Мун­гальскую землю». Так как в ХVII в. Монголией называлась не только собственно Монголия, но и часть долины Селенги на юге современной Бурятии, то многие беглые роды буратов стекались туда под защиту монголов. Возвращение бура­тов на свои породные земли в Балаганском уезде началось в 60-х годах XVII в. Этот про­цесс усилился в следующем де­сятилетии, когда вернулись многие беглецы из Монголии, измученные насилием со сто­роны монгольских ханов.

Все эти факты свидетель­ствуют о том, что в Предбайка­лье существовала соплеменность бурат. Способность выставить по две-три тысячи человек под­тверждают предположения М.Н. Богданова и А.П. Окладникова о существовании западнее Бай­кала хорошо организованного объединения племен.

- По сути, внешняя угроза ускорила процесс объедине­ния?

- Начавшееся в 30-х годах XVII в. и достигшее пика в пе­риод правления И.Похабова, бегство буратов в Забайкалье приводило к смешению племен, разрушению территориальной разобщенности, осознанию населением как Предбайкалья, так и Забайкалья своего этниче­ского единства в ходе восстания на Верхней Лене, в нем приняли участие все четыре основных племени Предбайкалья и За­байкалья: булагат, эхирит, хон­годор, хори. Особенно приме­чательно участие в восстании хоринцев. Основная их масса в это время жила в Забайкалье, недавно вернувшись из северо- восточных районов Монголии (время и причины ухода туда неизвестны). Некоторая же часть хоринцев, перебравшаяся на западную сторону Байкала, где береговая полоса, прилега­ющая к бассейну Верхней Лены и остров Ольхон, также отно­сились к числу их «породных» земель, не пожелала остаться безучастной к происходившим событиям. Этот факт является дополнительным штрихом к атмосфере единства, пронизав­шее все автохтонное население Предбайкалья и хоринцев, ко­торые в XVII в., несмотря на раз­деление на предбайкальскую и забайкальскую части, по месту расселения родов, в целом, твердо считались забайкаль­ским племенем. Принимая во внимание два исключительно важных события - верхоленское и ангарское восстание - можно сделать вывод, что начальной точкой отсчета формирования собственно бурятской народ­ности является середина ХVII в. Конкретно - 1645 год.

- Когда ж мы стали «бурят»?

- Я нашел два документа, один их которых датирован 1788 г., другой – 1789 г. Они показывают, что в это время объединительные процессы в Забайкалье в основном полу­чили свое завершение. Первый документ имеет длинное назва­ние и написан, что очень важно, не русскими или их толмачами на русском языке, а представи­телями коренного населения - селенгинским казачьим ата­маном Цэрэном Бадлуевым и хоринским тайшой Юмцэрэном Ванчиковым на монгольском языке. В переводе название зву­чит примерно так: «Положение о правилах жизни бурятского податного народа, принятое главным атаманом четырех бу­рятских кавалерийских полков Цэрэн Бадлуевым и вторым тайшой одиннадцати хорин­ских родов Юмцэрэном Ванчи­ковым с сановниками». В нем содержатся унифицированные положения о брачном праве, выработанные для хоринцев и селенгинцев в связи с участив­шимися между ними случаями заключения браков. Документ четко показывает, что в конце 80-х годов XVIII в. обе группы называли себя бурятами, что говорит как об углублявшемся процессе их сближения, так и о том, что они осознавали себя частью единого народа, в состав которого входили не только жители Забайкалья, но и Пред­байкалья. У хоринцев, напомню, впервые понимание этниче­ской целостности с жителями Предбайкалья проявилось в середине XVII в. в период верхо­ленских событий. Теперь вслед за хоринцами, как видно из при­веденного документа, чувство принадлежности к одной общ­ности как с ними, так и с населе­нием по западную сторону Бай­кала, пришло к забайкальским монголам.

Не исключено, что первыми среди монголов стали назы­вать себя бурятами предста­вители самого крупного рода табангут. Поскольку они жили в близости к Селенгинскому острогу. Это очень быстро мог­ло стать известно русскими, на мой взгляд, могло сыграть ре­шающую роль в том, что новое имя «бурят» по официальным каналам получило быструю и широкую известность в стра­не. Еще один немаловажный фактор - правительствен­ный запрет на использование самоназвания «монгол». Он был обусловлен непрекра­щающимися претензиями со стороны маньчжурского двора. Он, о чем свидетель­ствуют архивные докумен­ты, требовал возвращения монгольских родов, оказав­шихся по Буринскому догово­ру 1727 г. в пределах России, на территорию Монголии. Во избежание такого раз­вития событий государство сочло нужным закрепить забайкальских монголов за Россией путем как можно более быстрого укоренения среди них в качестве самона­звания имени «бурят».

Норжима ЦЫБИКОВА

Теги: Бурятия Монголия история бурят



Наши издания