(Продолжение. Начало в №39 от 3.10.2018 г.).
Интервью с доктором исторических наук Булатом Раднаевичем Зориктуевым, которого мы попросили ответить на вопрос: «Кто мы буряты?»
Масла в огонь подлило неожиданно возникшее соперничество между Енисейским и Красноярским острогами за право первого объясачивания буратов.
В итоге к началу 40-х годов, после длительной борьбы, сопровождавшейся многочисленными жертвами, казаками была прочно освоена только долина Ангары от Падуна до устья Оки и отрезок долины Оки до устья реки Ии. Остальная часть Предбайкалья оставалась по cyщecтвy независимой и враждебной территорией, откуда казаки в любое время ожидали нападения буратских князцов.
Упорное сопротивление встретили русские при продвижении на Верхнюю Лену. Несколько раз верхоленские роды отказывались платить ясак, побивали ясачных сборщиков, осаждали Верхоленский острог. В середине 40-х годов верхоленцы прибегли к крайней мере: подняли вооруженное восстание, в котором участвовали булагаты, эхириты, батулинцы, ашебагаты, хонгодоры и другие этнические подразделения Предбайкалья и жившая на западной стороне Байкала часть хоринцев. Выступление буратов началось с того, что они в сентябре 1645 года отогнали от Верхоленского острога скот и лошадей служилых людей, в январе 1646 года - устроили осаду острога. В третий раз к острогу «брацкие люди всею землицею» пришли в июле. По словам очевидцев тех событий, численность осаждавших составляла более двух тысяч человек. Череда восстаний продолжалась. За верхоленцами поднялись бураты, жившие на Ангаре, которых поддержали роды Верхоленского края и Ольхона. В последующие годы систематические погромы и разорение их улусов не прекращалось. Своего апогея они достигли при управителе Братского и Балаганского острогов Иване Похабове. В 1660 году, перебив посланных к ним сборщиков ясака, забрав скот, бураты ушли. Балаганская степь полностью опустела, что для русских властей стало катастрофой, поскольку побег большого количества ясачных плательщиков наносил ощутимый ущерб государственной казне. Сын боярский Яков Похабов (однофамилец И.Похабова), посланный в 1661 году для поиска беглецов, доносил: «В Балаганском отнюдь нет ни единого человека, ясачные люди все разбежалися за камень в Мунгальскую землю». Так как в ХVII в. Монголией называлась не только собственно Монголия, но и часть долины Селенги на юге современной Бурятии, то многие беглые роды буратов стекались туда под защиту монголов. Возвращение буратов на свои породные земли в Балаганском уезде началось в 60-х годах XVII в. Этот процесс усилился в следующем десятилетии, когда вернулись многие беглецы из Монголии, измученные насилием со стороны монгольских ханов.
Все эти факты свидетельствуют о том, что в Предбайкалье существовала соплеменность бурат. Способность выставить по две-три тысячи человек подтверждают предположения М.Н. Богданова и А.П. Окладникова о существовании западнее Байкала хорошо организованного объединения племен.
- По сути, внешняя угроза ускорила процесс объединения?
- Начавшееся в 30-х годах XVII в. и достигшее пика в период правления И.Похабова, бегство буратов в Забайкалье приводило к смешению племен, разрушению территориальной разобщенности, осознанию населением как Предбайкалья, так и Забайкалья своего этнического единства в ходе восстания на Верхней Лене, в нем приняли участие все четыре основных племени Предбайкалья и Забайкалья: булагат, эхирит, хонгодор, хори. Особенно примечательно участие в восстании хоринцев. Основная их масса в это время жила в Забайкалье, недавно вернувшись из северо- восточных районов Монголии (время и причины ухода туда неизвестны). Некоторая же часть хоринцев, перебравшаяся на западную сторону Байкала, где береговая полоса, прилегающая к бассейну Верхней Лены и остров Ольхон, также относились к числу их «породных» земель, не пожелала остаться безучастной к происходившим событиям. Этот факт является дополнительным штрихом к атмосфере единства, пронизавшее все автохтонное население Предбайкалья и хоринцев, которые в XVII в., несмотря на разделение на предбайкальскую и забайкальскую части, по месту расселения родов, в целом, твердо считались забайкальским племенем. Принимая во внимание два исключительно важных события - верхоленское и ангарское восстание - можно сделать вывод, что начальной точкой отсчета формирования собственно бурятской народности является середина ХVII в. Конкретно - 1645 год.
- Когда ж мы стали «бурят»?
- Я нашел два документа, один их которых датирован 1788 г., другой – 1789 г. Они показывают, что в это время объединительные процессы в Забайкалье в основном получили свое завершение. Первый документ имеет длинное название и написан, что очень важно, не русскими или их толмачами на русском языке, а представителями коренного населения - селенгинским казачьим атаманом Цэрэном Бадлуевым и хоринским тайшой Юмцэрэном Ванчиковым на монгольском языке. В переводе название звучит примерно так: «Положение о правилах жизни бурятского податного народа, принятое главным атаманом четырех бурятских кавалерийских полков Цэрэн Бадлуевым и вторым тайшой одиннадцати хоринских родов Юмцэрэном Ванчиковым с сановниками». В нем содержатся унифицированные положения о брачном праве, выработанные для хоринцев и селенгинцев в связи с участившимися между ними случаями заключения браков. Документ четко показывает, что в конце 80-х годов XVIII в. обе группы называли себя бурятами, что говорит как об углублявшемся процессе их сближения, так и о том, что они осознавали себя частью единого народа, в состав которого входили не только жители Забайкалья, но и Предбайкалья. У хоринцев, напомню, впервые понимание этнической целостности с жителями Предбайкалья проявилось в середине XVII в. в период верхоленских событий. Теперь вслед за хоринцами, как видно из приведенного документа, чувство принадлежности к одной общности как с ними, так и с населением по западную сторону Байкала, пришло к забайкальским монголам.
Не исключено, что первыми среди монголов стали называть себя бурятами представители самого крупного рода табангут. Поскольку они жили в близости к Селенгинскому острогу. Это очень быстро могло стать известно русскими, на мой взгляд, могло сыграть решающую роль в том, что новое имя «бурят» по официальным каналам получило быструю и широкую известность в стране. Еще один немаловажный фактор - правительственный запрет на использование самоназвания «монгол». Он был обусловлен непрекращающимися претензиями со стороны маньчжурского двора. Он, о чем свидетельствуют архивные документы, требовал возвращения монгольских родов, оказавшихся по Буринскому договору 1727 г. в пределах России, на территорию Монголии. Во избежание такого развития событий государство сочло нужным закрепить забайкальских монголов за Россией путем как можно более быстрого укоренения среди них в качестве самоназвания имени «бурят».