Общество 11 окт 2018 1548

​​Афганский дневник: «Выжил, чтобы воспитать детей»

Судьба ломала его не раз, испыты­вая на прочность. Он выдержал всё, всем смертям назло. Выжил в Афганистане, когда, казалось бы, выжить было нельзя. Вернулся домой живым, но с двумя кон­тузиями. Вернулся, чтобы воспитать сына и дочку достойными людьми. Сегодня Валерий Дармаевич Найданов, кавалер ордена Красной Звезды, медалей «За от­вагу» и «За боевые заслуги» - гость на­шей рубрики.

ДЕТСТВО КАК ДЕТСТВО

Село Жаргаланта, в переводе с бурят­ского «счастливый». Для его уроженца Ва­лерия Найданова, судьбой уготованного родиться в этом селе, она во многом стала таковой. Хотя детство его можно назвать непростым.

Родился Валерий в многодетной семье, кроме него было ещё четверо братьев и одна сестра. К сожалению, братьев сегодня в живых уже нет, сестра живёт далеко от дома в Латвии. Отец его Дарма Жимбуевич всю жизнь работал табунщиком, а мама Ханда Базаровна – дояркой. В раннем воз­расте Валерия отдали на воспитание сестре отца Мани Найдановне Дашиевой в село Харгана всё того же Селенгинского района. В Харгане Валерий и пошёл в 1958 году в нулевой класс. Но связь с родной семьёй не прерывалась, он часто бывал у родителей, помогал маме на ферме, да и по хозяйству работ хватало.

- Наколоть дров, принести воды и мно­гое другое – дело обыденное, это была наша святая обязанность, - говорит Валерий.

Учиться ему довелось во многих местах. Первые три класса учился в Харганайской начальной школе, потом Валерия перевели в Бурятский интернат №1 в Улан-Удэ. Но и здесь пробыл недолго, после пятого клас­са мама перевела Валерия в село Дунгуй Кяхтинского района в Алтайский интернат, затем была учёба в Кяхте. Среднее образо­вание парень получил, закончив вечернюю школу при Селендумском ремонтно-меха­ническом заводе, где он работал токарем. После окончания учёбы в школе Найданов поступает в индустриальный техникум в посёлке Селенгинск Кабанского района. Отсюда со второго курса в 1968 году его и забирают в армию.

Впрочем, несмотря на все жизненные сложности, молодость брала своё. Как и все мальчишки, Валерий любил спорт, особенно увлекался хоккеем. Пробовал себя в боксе, борьбе, но, как он считает, тренеры не при­знали в нём боксёра и борца. Позднее, уже в армии, Валерий приобщится к рукопашно­му бою, что очень пригодится ему во время службы в Афганистане.

В БОЙ ВСТУПАТЬ БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО

Срочная служба для нашего земляка началась в Чите-16, где он обучался на ме­ханика-водителя. По окончании учебки его направили в разведывательный батальон. Но демобилизовавшись в 1970 году, Вале­рий не стал расставаться с армией, остал­ся на сверхсрочную. Десять лет прослужил прапорщиком в Кяхте, в пятой танковой дивизии, а затем за хорошую службу его направили в Германию в группу советских войск, после чего службу проходил в Крас­нознамённом Киевском военном округе в городе Кривой Рог на должность команди­ра пулемётной роты.

- Чуть больше двух лет пробыл на Укра­ине, пока в 1985 году не поступило пред­ложение поехать в Афганистан. Тогда ещё можно было отказаться, но куда с «подво­дной лодки денешься», поэтому сказал, что согласный я, - смеётся Валерий.

Хотя другие этим правом воспользо­вались, у кого-то срочно мама заболела, у другого жена рожает.

В августе 1985 года прибыл он в Аф­ганистан, в Баграме за вновь прибывшим пополнением приехали «покупатели». Ко­го-то забрали в десантные войска, кого-то в спецназ, Найданов же попал в глубинную разведку.

- Меня проверили на профпригодность по рукопашке, на турнике, сказали, что под­хожу, - вспоминает Валерий.

Отметим, что ещё в середине 70-х годов прошлого столетия в отдельных разведы­вательных батальонах мотострелковых и танковых дивизий создавались разведыва­тельно-десантные роты, которые в первые годы своего существования именовались «ротами глубинной разведки», или неофициально просто «третьими ротами». В задачи рот глубинной разведки входили добыча информации и изучение сведений о действующем или вероятном противнике, а также в районе предполагаемых военных действий в целях подготовки к успешному ведению операции войсками объединения.

- Нередко доводилось группой уходить в глубокий рейд в тыл врага. Причём всту­пать в открытый бой нам категорически запрещалось. Мы должны были выяснить, где находятся душманы, сосредоточение их подразделений, где передвигается караван, находятся склады боеприпасов, потом их координаты передаю на базу, а сам делаю ноги. После этого работает наша авиация, - рассказывает Валерий Найданов.

Однажды в ходе операции в 1985 году произошёл случай, который надолго остал­ся в его памяти. В ходе боя Валерий с со­служивцами спас раненного офицера. Им оказался Руслан Аушев, Герой Советского Союза, будущий Президент Ингушетии.

- Откуда я мог знать, что тот офицер - Руслан Аушев, - говорит Валерий Дармае­вич.

Впрочем, неважно было, кто бы ни был он, спасение товарищей в бою для них было в порядке вещей. После того случая Вале­рию ещё несколько раз доводилось встре­чаться с Аушевым в Афганистане.

Кстати, за героические действия, прояв­ленные в этой операции, Валерий Найданов был награждён орденом Красной Звезды.

«МАМА ПОЛУЧИЛА ПОХОРОНКУ НА МЕНЯ»

За два года в Афганистане Валерий Най­данов не раз находился на грани гибели. Первый раз, когда боевая машина, на ко­торой он направлялся на боевое задание, подорвалась на мине.

- Это была «итальянка», - рассказывает Валерий. – Она пластмассовая, потому на неё не реагируют миноискатели, сапёры не всегда обнаруживают.

Осколок мины попал в лицо нашему земляку, ему выбило все зубы. А гематома на лице оставила след на всю оставшуюся жизнь.

Второй раз жизнь Валерия едва не оборвалась после того, как после взрыва фугаса он потерял сознание, но, получив контузию, остался жив.

И, наконец, чудом Найданов избежал смерти, когда попал в плен к душманам. К тому времени Валерий уже отслужил год в Афганистане. Во время очередного задания БМД, на которой ехал Валерий, была под­бита.

- Очнулся на земле, смотрю: вокруг меня бородатые мужики, они скрутили меня, привезли на свою базу и бросили в яму. Сколько пробыл там, не помню, но жить хочется, поэтому, улучив удобный момент, сбежал, - горько улыбается Валерий.

Это было только полдела, впереди – до­рога в неизвестность по незнакомой для него местности.

- Кругом степь, шёл, шёл, пока не поте­рял сознание, - вспоминает он. - Подобрали меня пуштуны, очнулся, какая-то женщи­на в парандже кинжалом раздвинула мне зубы и влила в рот что-то…

Когда Валерий немного оправился, пуштуны проводили его в дорогу. Они ду­мали, что Валерий казах, о бурятах они и не слышали.

- Они мне сказали, чтобы я возвращал­ся в свою Бурят-Монголию, дали в дорогу деревянную фляжку с водой, лепёшек, а на прощанье посоветовали не воевать за шу­рави. Так я остался живым, - говорит Вале­рий Найданов.

К своим он вышел спустя некоторое время, его подобрала сапёрная часть. А в части его уже похоронили, даже похоронку маме отправили.

- Захожу в свою землянку, смотрю: на моей койке полотенце, кружка, хлеб и три куска сахара, - рассказывает он. – Ну, что славяне, привет. А мои сослуживцы в ответ: «Монгол живой вернулся». Радости было много.

А в 1987 году Валерий Найданов поки­нул Афганистан. За свою службу на афган­ской войне он награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», знаком ЦК ВЛКСМ «Воинская до­блесть», почётной грамотой Верховного Со­вета СССР.

ДОМОЙ ЧЕРЕЗ КРИВОЙ РОГ

Вернулся он опять в Кривой Рог. По состоянию здоровья служить в линейных частях ему не положено было, хорошо, что пошли навстречу, направили командиром роты в местное суворовское училище.

- До этого в Кривом Роге его не было, была лишь спецшкола, на базе которой и создано училище, - поясняет Валерий. – Меня приставили к мальчишкам, делать из них настоящих воинов. Пацаны попадались разные, многие без родителей, в основном при их обучении упор делал на физиче­скую подготовку.

В училище раскрылся педагогический дар Валерия Дармаевича, но долго прослу­жить в суворовском училище не довелось. Серьёзно заболела мама, и парень перевёз её к себе в Кривой Рог, но тамошний сухой климат для женщины, страдавшей астмой, не подошёл, и тогда Найданов решил вернуться в Бурятию.

- Пять лет пробыл я в Кривом Роге, но, видимо, было пора возвращаться домой. Передал свою служебную квартиру другу, а сам с семьей поехал на родину. Прово­дили меня, как положено, - вспоминает Валерий.

Кстати, там же в Криворожском суво­ровском училище воспитывался первое время и его сын Андрей, потом он будет учиться в Благовещенском суворовском училище. Как говорится, отец воспользо­вался служебным положением. В училище Андрею сказал, чтобы никому не говорил, что он его сын. Позднее Валерий Найданов ещё раз воспользуется этим, когда отпра­вит сына в армию.

- У Андрея слабое сердце было, его бы ни в какую в армию не взяли, поэтому при­шлось устраивать через военкома, - пояс­няет Валерий.

И Андрей не подвёл отца, честно отслу­жил, в том числе и в Чечне, стал професси­ональным военным, окончив военное учи­лище. Достойна отца и его дочка Марина Бадмаева (Найданова), кандидат в мастера спорта по стрельбе из лука, выступающая за сборную Бурятии среди спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппа­рата.

Но не всё так безоблачно оказалось в семейной жизни Валерия Найданова. В на­чале «нулевых» он потерял самого дорого для себя человека – супругу Светлану, ко­торая погибла в аварии.

- Спасибо ей за то, что родила мне пре­красных детей, - с грустью говорит Вале­рий.

Сегодня главным смыслом его жизни являются внуки, которых у него четверо. И, конечно, в светлой памяти остаются годы, проведённые в Афганистане, боевые то­варищи, с которыми он прошёл огненные дороги Афгана. Многих из них уже нет в живых, но Валерий Найданов помнит их. Правда, сегодня те кошмары, с которыми ему довелось столкнуться на афганской земле, реже напоминают о себе.

- Первое время Афганистан часто снил­ся, порой просыпался в холодном поту. Сегодня сплю уже спокойно, - говорит Ва­лерий Найданов.

Герман НАМЖИЛОВ

Автор: Герман НАМЖИЛОВ