Название это впервые отмечено в «Сокровенном сказании монголов» — sarta’ul [Сумъяабаатар 1990: §263, 264, 265]. В XII−XIII вв. находившихся под властью Хорезма мусульман монголы называли сартаулами (sartaүul).
Сартаул – это санскритское слово. В санскритском языке sart означает торговец, а словом sartavaxi называют главу торговых людей [Древнетюркский словарь 1969: 490]. Название sartaүul (сартаул) образовалось путем присоединения к санскритскому слову sart (сарт) аффикса -ul (-уул) монгольского разговорного языка. Завоевав народы Средней Азии в 1219−1225 гг., Чингис-хан привел на монгольские земли часть мусульманского населения, в основном, торговцев и ремесленников в количестве 120000 человек из Ургенча, Бухары, Самарканда и Мерва [Жүвэйни 1989: 146]. Так среди монголов появилась этническая группа сартаул, представителей которой и начально поселили на Алтайских горах, близлежащих землях к крепости Чингай, для занятий земледелием [Čan Čun 1993: 56−63].
Со времени своего прихода в Монголию в начале XIII в. сартаулы управлялись потомками Чингис-хана, в середине XVI в., став подданными сына Гэрэсэндзэ-хунтайджи Далдан Хөндлөн, поселились на западных склонах Хангайских гор. С покорением Монголии маньчжурами сартаулы были организованы в отдельный хошун в составе Дзасагтухановского аймака, который назывался хошуном сартаул Сэцэн дзасака, а официально — восточным хошуном Джунгарии западной дороги Халхи. Территория хошуна включала земли современных сомонов Цэцэн-Уул, Завханмандал, Ургамал, Түдэвтэй, Сантмаргац, Сонгино,Эрдэнэхайрхан Завханского аймака и восточную часть сомона Завхан Убсунурского аймака. На протяжении длительного исторического времени, проживая вместе с монголами, сартаулы растворились в их среде, омонголились, полностью утратили мусульманскую веру, язык и культуру, хотя жили компактно и большими группами. При этом сартаулы выделяются своими обычаями и наречием, которые сформировались под непосредственным влиянием монголов после их прихода на монгольские земли. Потому современное сартаульское наречие считается одним из ветвей западно-халхаского наречия. По имеющимся сведениям, сартаулы вместе с другими проживают в сомоне Ихтамир Архангайского аймака; сомонах Гурванбулаг, Баянбулаг, Хүрээмарал, Заг, Жаргалант, Бөмбөгөр, Баацагаан, Баянцагаан, Баянлиг, Баянговь, Шинэжинст Баянхонгорского аймака; сомонах Тэшиг, Сэлэнгэ, Хутаг-Өндөр; Хөхморьт, Цогт Булганского аймака; сомоне Халхгол Восточного аймака; сомонах Нөмрөг, Тэлмэн, Яруу, Алдархаан, Цагаанхайрхан Завханского аймака; сомоне Булган Кобдоского аймака [Монгол Ард Улсын угсаатны судлал 1979: 144 71; Очир, Сэржээ 1998: 10−17, 20, 25, 27−29, 38−45].
Сартаулы есть также среди эвенков Монголии, среди них баахшил сартуул, гачинх сартуул, гуриг сартуул, кэцэнүүд сартуул, махан сартуул, модоргон сартуул и шинжээк сартуул [Ринчен 1969: 28−29], что является свидетельством их смешения с эвенками - народом тунгусо-маньчжурской группы. Сартаулы смешались и с бурятами Хэнтэйского аймака, о чем говорит у них наличие родов сартуул, саардуул, хартуул, хартууд. Часть сартаулов, находившихся среди бурят и эвенков с различными названиями и прозвищами, ушла вместе с ними в Бурятию в XVI−XVII вв. и возвратилась в Монголию к началу ХХ в. Ушедшие из Монголии сартаулы поселились в Бурятии [Окладников 1976: 64; Вяткина 1969: 38−40], в Читинском округе [Патканов 1912: 560, 668] и Забайкалье рядом с эвенками [Шубин 1973: 34]. Таким образом, сартаулы вошли в состав не только монголов, но и сибирских народов тюркского и тунгусо-маньчжурского происхождения, приняв участие в их этнокультурном развитии.
Фото из личной страницы Фейсбук
Аяс АЛТАНХУУ