​Сартулы

17-10-2018

Название это впервые отмечено в «Сокровенном сказании монголов» — sarta’ul [Сумъяабаатар 1990: §263, 264, 265]. В XII−XIII вв. находившихся под властью Хорезма мусульман монголы называ­ли сартаулами (sartaүul).

Сартаул – это санскритское слово. В санскритском языке sart означает торговец, а словом sartavaxi называ­ют главу торговых людей [Древне­тюркский словарь 1969: 490]. Назва­ние sartaүul (сартаул) образовалось путем присоединения к санскрит­скому слову sart (сарт) аффикса -ul (-уул) монгольского разговорного языка. Завоевав народы Средней Азии в 1219−1225 гг., Чингис-хан при­вел на монгольские земли часть мусульманского населения, в основ­ном, торговцев и ремесленников в количестве 120000 человек из Ур­генча, Бухары, Самарканда и Мерва [Жүвэйни 1989: 146]. Так среди мон­голов появилась этническая группа сартаул, представителей которой и начально поселили на Алтайских го­рах, близлежащих землях к крепости Чингай, для занятий земледелием [Čan Čun 1993: 56−63].

Со времени своего прихода в Монголию в начале XIII в. сартаулы управлялись потомками Чингис-ха­на, в середине XVI в., став поддан­ными сына Гэрэсэндзэ-хунтайд­жи Далдан Хөндлөн, поселились на западных склонах Хангайских гор. С покорением Монголии маньчжу­рами сартаулы были организованы в отдельный хошун в составе Дза­сагтухановского аймака, который назывался хошуном сартаул Сэцэн дзасака, а официально — восточ­ным хошуном Джунгарии западной дороги Халхи. Территория хошуна включала земли современных со­монов Цэцэн-Уул, Завханмандал, Ургамал, Түдэвтэй, Сантмаргац, Сонгино,Эрдэнэхайрхан Завханско­го аймака и восточную часть со­мона Завхан Убсунурского аймака. На протяжении длительного исто­рического времени, проживая вме­сте с монголами, сартаулы раство­рились в их среде, омонголились, полностью утратили мусульман­скую веру, язык и культуру, хотя жили компактно и большими груп­пами. При этом сартаулы выделя­ются своими обычаями и наречием, которые сформировались под не­посредственным влиянием монго­лов после их прихода на монголь­ские земли. Потому современное сартаульское наречие считается одним из ветвей западно-халхаско­го наречия. По имеющимся сведе­ниям, сартаулы вместе с другими проживают в сомоне Ихтамир Ар­хангайского аймака; сомонах Гур­ванбулаг, Баянбулаг, Хүрээмарал, Заг, Жаргалант, Бөмбөгөр, Баа­цагаан, Баянцагаан, Баянлиг, Баянговь, Шинэжинст Баянхонгор­ского аймака; сомонах Тэшиг, Сэлэнгэ, Хутаг-Өндөр; Хөхморьт, Цогт Булганского аймака; сомоне Халхгол Восточного айма­ка; сомонах Нөмрөг, Тэлмэн, Яруу, Алдархаан, Цагаанхайрхан Завханского аймака; сомоне Бул­ган Кобдоского аймака [Монгол Ард Улсын угсаатны судлал 1979: 144 71; Очир, Сэржээ 1998: 10−17, 20, 25, 27−29, 38−45].

Сартаулы есть также среди эвен­ков Монголии, среди них баахшил сартуул, гачинх сартуул, гуриг сар­туул, кэцэнүүд сартуул, махан сар­туул, модоргон сартуул и шинжэ­эк сартуул [Ринчен 1969: 28−29], что является свидетельством их смешения с эвенками - народом тунгусо-маньчжурской группы. Сартаулы смешались и с бурятами Хэнтэйского аймака, о чем говорит у них наличие родов сартуул, саар­дуул, хартуул, хартууд. Часть сарта­улов, находившихся среди бурят и эвенков с различными названиями и прозвищами, ушла вместе с ними в Бурятию в XVI−XVII вв. и возвра­тилась в Монголию к началу ХХ в. Ушедшие из Монголии сартаулы поселились в Бурятии [Окладников 1976: 64; Вяткина 1969: 38−40], в Читинском округе [Патканов 1912: 560, 668] и Забайкалье рядом с эвенками [Шубин 1973: 34]. Таким образом, сартаулы вошли в состав не только монголов, но и сибир­ских народов тюркского и тунгу­со-маньчжурского происхождения, приняв участие в их этнокультур­ном развитии.

Фото из личной страницы Фейсбук

Аяс АЛТАНХУУ 


Теги: история Бурятии история бурят



Наши издания