В рамках подготовки к заседанию Совета Народного Хурала РБ депутаты Комитета по социальной политике посетили несколько средних профессиональных учебных заведений, где встретились со студентами и преподавательским составом, чтобы более детально узнать о проблемах, с которыми сталкиваются наши ссузы. В Бурятском аграрном колледже им. Ербанова парламентарии посетили общежитие и учебные аудитории, где на месте смогли увидеть проблемы и совместными усилиями попытаться найти пути их решения, сообщает газета «Бурятия».
Куда идти работать после учёбы?
В аграрном колледже обучается более 800 студентов по 13 специальностям, и сегодня одна из самых острых проблем, которая стоит перед руководством учебного заведения, - дальнейшая судьба выпускников, так как нет единых стандартов трудоустройства молодёжи после окончания учёбы.
Этот вопрос заинтересовал и депутатов Народного Хурала РБ: куда идут работать выпускники колледжа. Точного ответа так и не было получено, потому что до сих пор в нашей стране не выстроена система трудоустройства молодых специалистов, и каждый из них, в большинстве случаев, ищет работу себе сам.
«Какая-то часть продолжает обучение в вузах, довольно много ребят уходят служить в армию, а девушки выходят замуж, рожают детей и уходят в декретный отпуск. Но все эти данные не учитываются при выполнении индикаторов по трудоустройству. Поэтому получается, что многие из них официально нигде не работают, хотя сейчас есть большой спрос на специальности, которые ребята получают в этом колледже. Получается, что необходимый процент мы выдерживаем, но, конечно, сложности возникают, особенно по филиалам колледжа», - объяснила ситуацию заместитель министра образования и науки РБ Галина Фомицкая.
В последние годы стали востребованы такие специальности, как «ветеринария» и «кинология», где, по словам преподавателей аграрного колледжа, есть неплохой конкурс во время поступления. В перспективе открытие новых специальностей: «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Электромонтёр по обслуживанию электрооборудования», также планируется обучение по специальностям «животновод», «дояр» и «чабан».
По мнению парламентариев, необходимо возрождать традиции, когда студент, отучившись в каком-либо колледже или техникуме, должен отработать определённый срок именно в том регионе, где он и получал образование.
«Государство тратит средства на обучение, а мы, получается, даже не отслеживаем дальнейшую судьбу «наших детей». И получается, мы для кого их учим? Если для частников, то пусть они тогда и платят за своих будущих специалистов», - высказала свою точку зрения зампредседателя Комитета по социальной политике Народного Хурала РБ Светлана Будаева.
Об этом говорил и председатель комитета Игорь Марковец, отметив, что уже принят федеральный закон о целевом обучении, и в самое ближайшее время он будет рассмотрен и одобрен на сессии Народного Хурала РБ. По его словам, основная суть закона заключается в том, что абитуриент, поступающий в ссузы в рамках целевого направления, будет зачисляться по отдельному конкурсу, получать дополнительную стипендию от предприятия и точно знать, куда пойдёт работать после окончания учебного заведения.
«У нас принят федеральный закон о целевом обучении. И когда мы в Народном Хурале утвердим, то у нас будет целевое обучение на все бюджетные места. Тогда обучающийся обязан будет вернуться туда, откуда получил контракт, договор и проработать три года. В случае невозвращения он будет обязан оплатить все средства, которые были потрачены на его обучение. Целевое обучение помогает решить сразу две проблемы - трудоустройство выпускника и обеспечение кадрами предприятия», - подчеркнул Игорь Марковец.
Острая нехватка молодых специалистов
Не менее острый вопрос, который обсудили депутаты с руководством аграрного колледжа - кадровый состав учебного заведения. По словам директора колледжа, на сегодняшний день коэффициент совместительства составляет почти две ставки. Не хватает кадров и в филиалах колледжа, о чём уже не первый год говорят практически на всех возможных «площадках» и совещаниях, но ощутимого результата пока что нет.
«У вас идёт практически двойная нагрузка на учителей, а какая у них заработная плата?» - поинтересовался Игорь Марковец.
Как было сказано гостям колледжа, на сегодняшний день зарплата составляет 30900 рублей, и выдерживать индикаторы «майских указов» Президента получается только путём совмещения, что, конечно, не может беспокоить руководство колледжа, так как существует большая вероятность продолжения оттока преподавательского состава.
По проведённым исследованиям, многие сельскохозяйственные предприятия, да и районы республики в целом, нуждаются в молодых, по-современному подготовленных ветеринарах, так как средний возраст специалистов, которые сегодня работают на селе, равняется 60 годам.
«В управлении ветеринарии уже открытым текстом говорят, что идёт старение кадров, и, несмотря на то, что мы выпускаем ветеринарных фельдшеров, их очень не хватает. А всё потому, что небольшая заработная плата, нет жилья, социальных условий, и всё это отпугивает молодых специалистов», - поделился своим мнением директор Бурятского аграрного колледжа Эдуард Галсандоржиев.
Выслушав эти доводы, депутаты ещё раз задались вопросом - а сколько не хватает специалистов, где они наиболее востребованы. Ведь это может быть и частный сектор, и большие сельхозпредприятия, и районные ветеринарные станции. На сегодня, по словам депутатов, этот вопрос остаётся открытым, так как нет чёткой позиции по кадровому наполнению.
«Я уверен, что вам нужно теснее работать не только с Министерством образования, тем более, что они являются вашими учредителями. Необходимо налаживать взаимовыгодное взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики, непосредственно с каждым районом. Они должны быть заинтересованы в специалистах, определять потребности в той или иной профессии, причём как по республике в целом, так и по каждому району. Должно быть межведомственное взаимодействие, они должны быть заинтересованы в ваших выпускниках», - сказал депутат Народного Хурала РБ Андреян Зыбынов.
Время заняться капитальным ремонтом
Помимо «кадрового голода» колледж всерьёз обеспокоен и своей материально-технической базой. В этом наглядно убедились депутаты Хурала, пройдя по общежитию и территории колледжа.
Один из корпусов общежития постройки начала 60-х годов уже не может полностью удовлетворить запросы студентов, хотя сотрудники колледжа делают всё возможное, чтобы учащиеся чувствовали себя как дома.
В общежитии обустроен небольшой борцовский зал, комната отдыха, несколько кружков, при этом состояние, в котором находятся помещения, вызывает множество вопросов. Этому есть как объективные, так и субъективные причины. И хотя сами студенты «не ропщут», по их лицам видно, что они хотят жить в современных комнатах, а не ходить по скрипучим полам и затыкать щели в окнах.
«Я учусь на четвёртом курсе, за это время есть небольшие сдвиги: практически везде вставлены пластиковые окна, и это сказывается на температуре зимой, хотя ещё хватает окон, где нужно затыкать дыры. Есть библиотека в общежитии, комната отдыха, занимаемся спортом, есть теннисный стол, девочкам есть чем заняться, но, я думаю, что раз мы живём в 21 веке, нужно переходить на современные стандарты, а не жить в прошлом веке», - считает студент колледжа Виктор.
Сегодня, по словам руководства учебного заведения, крайне необходим капитальный ремонт зданий, так как, если будет увеличен приём студентов, особенно иногородних, то их просто негде будет размещать. При этом на территории колледжа есть где построить новые здания, но для этого нужно решить множество вопросов, связанных с передачей уже практически разрушенного дома в собственность учебного заведения.
«Вот тут раньше жили десять семей. Видите, в каком состоянии здание, но мы ничего не можем сделать, так как оно нам не принадлежит. На сегодня четыре семьи уже получили новое жильё, но остались ещё люди, которые там официально прописаны. Мы сами эту проблему не решим. Очень многое упирается в бюрократические нюансы», - посетовал директор колледжа.
Такие же строительные и бытовые проблемы есть и в остальных зданиях. И хотя колледж пытается решить хозяйственные проблемы своими силами, необходим комплексный подход, и тогда можно будет говорить о современном обучении специалистов сельского хозяйства.
Подводя итоги рабочей поездки, Игорь Марковец отметил, что в большинстве своём проблемы профтехобразования похожи, и в подавляющем большинстве это касается недофинансирования отрасли. Все поднятые проблемы, как заверил парламентарий, будут обобщены и вынесены на Совет Народного Хурала РБ, который планируется провести в ноябре текущего года.