В рамках БИФ и Книжного салона прошла презентация книги Александра Махачкеева «Карымы Бурятии. История и география поселений русско-бурятских метисов». Она охватывает историю карымских сел Бурятии с XVII по XXI вв. Но кто такие карымы? Это метисы из крещенных бурят и эвенков. В разных районах Бурятии они носят и другие местные названия: крестники, харануты, баргуты и ясачные, а в соседнем Забайкальском крае их зовут гуранами. Кроме карымов среди русских Забайкалья есть еще казаки, семейские и сибиряки – старожильческое русское население.
С момента первых встреч русских и бурят межнациональные браки стали практически повседневным и распространенным явлением. Первоначальное русское заселение Забайкалья осуществлялось казаками. Среди них не было женщин. В итоге, как отмечал С.В.Максимов: «…. за Байкалом явилось целое племя карымов от матерей - буряток и монголок и отцов из сибирских казаков и русских поселенцев».
К концу XIX века метисы составляли не менее трети населения Забайкалья. Это по данным иркутского врача П.Г.Мацокина, впервые научно зафиксировавшего наличие монголоидных черт в русском населении Забайкалья:
«Население Забайкалья в настоящее время распадается, по официальным данным, на три группы: 1) православных – 65,2% общей суммы населения; 2) ламаитов – 27,5% и 3) раскольников 6% (прочих же 1,3%). Метисы входят в 65,2% православных и составляют, по меньшей мере, половину этого числа».
Ныне, по данным Управления ЗАГС РБ за 1990 – 2017 гг. 9,6% заключенных браков являются межнациональными. Такой процент не критичен, он не затрагивает сердцевину этноса и в то же время обеспечивает необходимое обновление.
За четыре века совместного проживания наши народы обрели общую историю, сблизились не только культурно, но и генетически. Именно через метисов русские укоренились здесь, а определения «карым» или «гуран» - это синонимы настоящего сибиряка, соединившего в себе черты и характеры разных народов Забайкалья.
Книгу можно приобрести в магазинах «Полином», а также в Национальной библиотеке.