Общество 24 окт 2018 2400

​К 100-летию ВЛКСМ: Комсомольская юность Максима Молонова

Комсомол. Для сотен тысяч советских ребят это была не просто организация, а образ жизни. И сегодня, спу­стя десятилетия, они с ностальгией вспоминают о годах, прожитых в рядах комсомола, о малых и больших свер­шениях, к которым они приложили руку. Для Максима Молонова, уроженца баргузинского села Борогол, ком­сомольские годы до сей поры остаются самыми светлы­ми в его жизни. Воспоминаниями о них Максим Энхеевич поделился с корреспондентом газеты «Бурятия».

И КОНЮХ, И ЧАБАН

На свет Максим поя­вился за несколько ме­сяцев до начала Великой Отечественной войны. Его маму Эрэнжит Энхеевну на санях привезли из Баян­гола в роддом райцентра накануне Международно­го женского дня, боялись, что будут тяжёлые роды. И 8 марта 1941 года родился Максим.

В палате вместе с его мамой было восемь роже­ниц.

- У всех родились де­вочки, и я один мальчик, - смеётся Максим Энхеевич. – Соседки по палате пред­ложили маме назвать меня Максимом. Не знаю почему, может быть, это было вея­ние времени.

Впрочем, сам Максим Энхеевич сегодня даже рад своему имени, с латыни оно переводится как величай­ший. Хотя… до трёх лет его жизнь, можно сказать, висе­ла на волоске. Ребёнок был очень слабенький, кормить его было нечем, сказыва­лись голодные военные годы. Но здоровье Максима выдержало.

Детские воспоминания его в основном связаны с мамой.

- Она была мастерицей на все руки, работала в кол­хозе дояркой, телятницей, скотником, - рассказывает Максим Молонов.

Папу, к своему большо­му сожалению, он почти не помнит. Максим был ма­леньким, когда его не стало. Информация об отце только со слов родственников, рас­спрашивать маму он стес­нялся.

- В молодости из-за скромности никак не ре­шался спросить о папе, хотя много раз хотел, но всё откладывал. Позднее мама серьёзно заболела и в 1982 году умерла. Это моё упу­щение.

Поэтому у Максима Эн­хеевича отчество от дедуш­ки по маминой линии.

В ранние детские годы кем только ни довелось ра­ботать и ему самому. Когда Максиму было 6 лет, назна­чили конюхом сеноуборного звена. Довелось поработать и старшим чабаном в колхо­зе, и на сеноуборке.

- В четыре утра встаёшь, и босиком (надевать на ноги было нечего) по росе шага­ешь в поле искать коней или быков, или, пока роса лежа­ла, нужно было накормить всех овец на чабанской сто­янке. А их в колхозе имени Сталина было много, девять отар, - вспоминает Максим Энхеевич.

Когда поспела пора, пошёл учиться в школу. В первый класс - в Соёлскую начальную школу, а чуть позднее в Бороголе откры­ли начальную школу.

- Семилетку я уже за­канчивал в Улюне, а сред­нее образование получил в Баянголе, - рассказывает он.

ВСТУПЛЕНИЕ В КОМСОМОЛ - ВОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ

Все юношеские школь­ные годы Максима Молоно­ва связаны с комсомолом. Он до сих пор с волнением вспоминает торжественный момент, когда ему вручили комсомольский билет и на грудь повесили значок.

- По рекомендации на­шей классной руководи­тельницы Галины Семёнов­ны Семёновой нас, пятерых шестиклассников, приняли в комсомол, - вспоминает Максим Энхеевич.

Готовились к вступле­нию тщательно, поскольку принимали на бюро райко­ма ВЛКСМ, ребятам пред­стояло ответить на многие вопросы, вплоть до имён руководителей колхозов района, не говоря уже о руководителях района и республики. И они успешно прошли все испытания.

- Вместе со мной в этот день пополнили ряды ком­сомольцев Баргузина Эржэ­ма Эрхитуева из Улюна и Анатолий Бубеев, впослед­ствии он был начальником аэропорта в Усть-Баргузине, сегодня - пенсионер, живёт по-прежнему в родном по­сёлке, - рассказывает Мак­сим Молонов.

КОМСОМОЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ


Комсомольцы сёл Хилгана, Улюкчикан во время обмена комсомольскими документами в Баргузине. 22 марта 1967 года. Третий слева в первом ряду М.Э. Молонов, рядом с ним слева супруга Бучид Самбуевна

Комсомольца Молонова назначили ответственным за физкультработу в школе. Каждое утро, независимо от погоды, под его руковод­ством проводилась зарядка по 15 минут. Кроме того, на общешкольном собрании его избрали председателем ученического комитета.

- Нас было в комитете пять человек, каждый ку­рировал разные секторы: спорт, учебный сектор и другие, - рассказывает Мак­сим Энхеевич.

А спорт в улюнской шко­ле любили. Играли после обеда в волейбол, а во вре­мя большой перемены шли жаркие борцовские схватки. Молодёжь проводила кон­церты в соседних сёлах, на молочных гуртах, куда вы­езжали небольшими груп­пами, принимала активное участие в районном смотре художественной самоде­ятельности, выращивали картофель на пришкольном участке, разводили кур на нужды школы.

Одним словом, идей у комсомольцев хватало, и их инициативы поддерживали дирекция школы, правле­ние и партком колхоза, ко­торый к тому времени уже был переименован в колхоз имени XXII партсъезда КПСС.

- Мы с энтузиазмом бра­лись за каждое дело, вкла­дывая в него душу, - гово­рит Максим Энхеевич. – Для нас звание «комсомолец» было ответственно. Может, потому всё, что было сдела­но в те годы, по-прежнему остаётся в моей памяти.

НЕ МОГ ОСТАВИТЬ МАМУ

После окончания школы Максим Молонов, в отличие от остальных выпускников, не стал поступать в институт.

- Не мог оставить маму одну, поэтому решил остаться жить в Бороголе, - объясняет он. - Секретарь парткома колхоза рекомен­довал меня заведующим Хилганайской сельской би­блиотекой.

Это для него было очень удобно, ведь Хилгана со­всем недалеко от Борого­ла. Работы на новом месте хватало, одним из первых заданий было подготовить клуб к зиме.

- Мы организовали мо­лодёжь села, делали всё сами: клеили, белили, кра­сили. Колхоз выделил ма­шины, на которых завозили заготовленные нами дрова, - вспоминает Максим Энхе­евич.

Сельский клуб не пусто­вал, работал допоздна и по выходным. Здесь собира­лась в основном молодёжь, танцевали, обсуждали кол­хозные дела. Отметим, что Максим Молонов наряду с основной работой одновре­менно был и неосвобождён­ным секретарём комитета комсомола колхоза. Только через два года он займёт эту должность на постоян­ной основе.

- Ежегодно 29 октября в день рождения ВЛКСМ мы собирались, чтобы провести торжественное собрание. Проходили они во всех сё­лах колхоза – в Бороголе, Ярикте, Улюкчикане, Хилга­не и Улюне. Причём, никог­да заранее о собрании не объявляли, комсомольцы сами знали, что в этот день надо обязательно прийти на собрание, - рассказывает Максим Молонов.

Комсомольцы в те годы в хозяйстве составляли весомую силу. Молодёжь работала доярками, механизаторами, были ком­сомольско-молодёжные бригады, комсомольцы ра­ботали на приёмке ягнят, на уборочных работах. Комсо­мольская организация кол­хоза насчитывала более ста человек. За свой ударный труд она не раз награжда­лась, в том числе и на самом высоком уровне. В 1968 году организация заняла 1 место во всероссийском конкурсе по развитию физкультуры среди сельского населения.

- Тогда нам вручили Красное Знамя, денежную премию и борцовские маты. Особенно было приятно по­лучить борцовские ковры. В то время их практически не было в районах. В ка­кой-то мере это заложило основу будущих успехов на­ших борцов, - рассказывает Максим Молонов.

Другим памятным собы­тием в его комсомольской биографии стало строи­тельство Борогольской оро­сительной системы, которое решением бюро Баргузин­ского райкома комсомола было объявлено ударной комсомольской стройкой, поскольку была острая потребность в поливных водах для жителей сразу нескольких сёл. За три года, работая только в летний пе­риод, комсомольцы сумели без техники своими руками проложить оросительную систему протяжённостью 11 км. Руководил работой тех­ник-строитель Александр Бубеев.

- Мы установили водо­заборные щиты, провели бетонные работы, и всё вручную. Когда выполнили ответственное поручение, к нам приезжал первый секретарь райкома ком­сомола Климент Бадмаев, поздравил, вручил грамоты, - рассказывает Максим Эн­хеевич. – Открытие ороси­тельной системы позволило получать хорошие урожаи. К сожалению, сегодня она уже не существует, щиты растащили, а местное насе­ление пользуется водой из скважин.

Много хороших дел было сделано молодёжью колхоза. По инициативе ко­митета комсомола, поддер­жанной правлением и парт­комом, стали проводить сурхарбаны в сёлах, входя­щих в состав хозяйства. К каждой крупной дате орга­низовывали агитбригады, мероприятия, как положе­но, с транспарантами, крас­ными ленточками.

- Летом 1960 года в Улан-Удэ вместо сурхарба­на было решено провести фестиваль молодёжи и студентов, - рассказывает Молонов. – На него район выехал на 19 полуторках, участвовали во всех номе­рах программы фестиваля, а в борцовском турнире баргузинцы и курумканцы (тогда был объединённый район) заняли первое обще­командное место.

Свой вклад в общую ко­пилку внёс и Максим Моло­нов, занявший второе место в своей весовой категории среди молодёжи до 20 лет. Одной из дорогих наград для комсомольца Моло­нова стал Почётный знак ЦК ВЛКСМ, которым он на­граждён в 1968 году нака­нуне XVIII съезда комсомола страны. Этой награды за ак­тивную работу в комсомоле в районе были удостоены трое: первый секретарь Бар­гузинского райкома партии Виктор Шобогоров, первый секретарь райкома комсомола Климент Бадмаев, и он - секретарь комитета комсомола колхоза имени XXII партсъезда КПСС.

КОМСОМОЛЬСКО-СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ

В 1968 году Макси­ма направили на учёбу в межобластную партшко­лу в Читу, где учились по направлениям обкомов Якутской и Бурятской АССР, Иркутской и Читинской об­ластей. По окончании учёбы ему предложат возглавить комсомольскую организа­цию Баргузинского района. Но Максим вновь отдаст предпочтение семье – мама была уже в преклонном возрасте, да и у самого по­явилась семья, росли дети. Поэтому решил поехать в Хилгану, где принял ов­це-товарную ферму в род­ном колхозе.

- Она не была в числе передовых, и моя задача была вывести её из отстаю­щих, - рассказывает Максим Энхеевич.

С задачей он отлично справился. Только овец на 19 чабанских отарах насчи­тывалось более 12 тысяч, 8-9 из них регулярно стано­вились «сотниками», полу­чали от 100 овцематок 100 и свыше ягнят.

Последующая трудо­вая биография Молонова связана с райкомом пар­тии Баргузинского района, где с 1972 по 1974 год он был инструктором органи­зационного отдела. Потом возглавлял партийную ор­ганизацию в Хилгане, более 18 лет избирался главой ад­министрации сёл Хилгана и Улюн, причём уже находясь на заслуженном отдыхе. Сейчас он живёт в Улан-Удэ, приглядывает за внуками.

- Семья у нас комсо­мольско-спортивная, - го­ворит Максим Энхеевич. - Супруга Бучид Самбуевна и пятеро моих детей прошли через эту организацию.

И это, считает он, пра­вильно, поскольку комсо­мол дал многое людям, и ему в том числе.

- Находясь в рядах ком­сомола, получил закалку, определённый опыт рабо­ты, целеустремлённость, привычку доводить начатое дело до конца. Ведь именно комсомольцы были зачина­телями многих свершений как в целом в стране, так и в республике, районе и на селе. Так, по инициативе на­шего комитета комсомола в 1966 году впервые прошёл турнир по вольной борь­бе на призы легендарного командира партизанского отряда на Смоленщине Гур­жапа Очирова. Он - о дин из старейших в республике, перешагнул полувековой юбилей. С этого турнира, ко­торым сегодня мы отдаём дань памяти прославленно­му сыну нашей земли, на­чали путь в большой спорт многие известные сегодня спортсмены. И уверен, что таких начинаний у комсо­мола много.


Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также