Главная / Новости /Спорт / ​Вернётся ли лыжная подготовка в школы Бурятии?

​Вернётся ли лыжная подготовка в школы Бурятии?

08-11-2018

На дворе ноябрь, не за гора­ми новый зимний спортивный сезон. Но чтобы заглянуть в год грядущий, вернёмся в про­шлое. За всю историю бурят­ского спорта достижения наших спортсменов в зимних видах спорта большими результата­ми своих поклонников особо не радовали. Можно назвать лишь конькобежцев, выходивших на олимпийские старты в середине прошлого столетия, да лыжницу Алису Жамбалову, выступив­шую на Олимпийских играх в Южной Корее.

В чём причина такой картины? Сразу ответить не просто. Ветера­ны спорта и образования, многие годы отдавшие такому нужному школьному предмету, как физи­ческая культура, уверены: причина в отсутствии в средних образо­вательных учреждениях занятий по лыжной подготовке. Точнее, они есть, но в силу разных причин учителя физкультуры, директора школ неохотно вводят лыжную подготовку в школьное обуче­ние. Хотя, по большому счёту, го­сударственная образовательная программа по лыжам никем не отменялась.

Об этом мы побесе­довали с заслуженным учителем Республики Бурятия, почётным мастером спорта по лыжным гон­кам России Олегом Харитоновым и его супругой Валентиной. У обо­их педагогический стаж свыше 40 лет. В разговоре также приняли участие супруги Мороковы: Николай, мастер спорта СССР по лыжам, и Валентина, отличник народного просвещения РСФСР, более 40 лет преподававшая физическую куль­туру в школах.

Сегодня они с большим сожа­лением отмечают, что в абсолют­ном большинстве учебных заведений не преподают их любимый вид спорта. А ведь именно с этих занятий начинают путь в большой спорт многие известные спортсмены. Эта тема для них больная, поскольку всю жизнь они отдали своему любимому школьному предмету и виду спорта.

Нужна ли лыжная подготовка в школе?

Вопрос, вынесенный в подза­головок, вряд ли должен вызвать какие-либо споры. Она однознач­но нужна. Тем более в школьной программе по физической куль­туре лыжная подготовка введена как обязательный раздел с I по XI классы. Предусмотрено, что уча­щиеся должны владеть хотя бы минимальными знаниями об ос­новных способах передвижения на лыжах. Обусловлено это тем, что занятия лыжами во многом влияют на общее состояние здоро­вья детей, обеспечивают высокую моторность.

В настоящее время ведётся большая разъяснитель­ная работа среди родителей о зна­чении физической культуры, в том числе и лыжного спорта, для укре­пления здоровья. Однако, большая часть детей приходит в школу, не умея передвигаться на лыжах. Поэтому все ребята, начиная с 1 класса, должны пройти «школу лыжника» - систему подводящих и подготовительных упражнений, которые позволят овладеть лы­жами как снарядом, научиться управлять ими при движении по снегу и при перемещении по воз­духу. Но реалии сегодня другие.

Раньше лыжи были в почёте

Насколько себя помню, в школьные годы занятия на лыжах у нас проводились постоянно. До лыжной базы приходилось до­бираться неблизко, но при этом мы успевали не только получить лыжи, но пробежать на них опре­делённое количество времени. Правда, этому помогали сдвоенные уроки или занятия проходи­ли в конце учебного дня. Такая подготовка во многом помогала в будущем.

- Большой популярностью пользовались лыжи в посёлке Загорск, где расположены шко­лы №№ 7, 22 и 36, - рассказывают мои собеседники. – Сколько было разных соревнований, начиная с внутришкольных заканчивая пер­венствами города, республики, спартакиадами среди школьников по тринадцати видам спорта. В них участвовало большое количество детей.

И материальная база у школ была хорошая, правда, всего это­го учебные заведения добивались сами при поддержке авиазавода.

- Завод выделял нам средства на приобретение спортивного ин­вентаря, на проведение и поезд­ки на различные соревнования, оборудование спортивных залов, - рассказывают Олег и Валентина Харитоновы. – Дети с удовольстви­ем ходили на уроки физкультуры. Занятия проводились и в спортза­лах, и на лыжной базе авиазавода. Отсюда и были результаты.

В то же время был серьёзный контроль за занятиями физкуль­турой, за тем, какую нагрузку получают дети.

- По вторникам уроки физкуль­туры не ставили, это был специ­альный методический день для учителей физкультуры города. Регулярно проводились открытые уроки с анализом и обсуждением. К сожалению, всего этого, да и много другого, сегодня нет, - гово­рит Олег Харитонов.

В чём причина?

Почему сейчас государствен­ная программа по лыжной подго­товке в школах не выполняется? Причин тому несколько. Первая, и, пожалуй, основная, – это недоста­точное финансирование. Слабая материально-техническая база школ не позволяет обеспечивать учащихся необходимым количе­ством лыж. Лыжную подготов­ку в школах всё чаще заменяют кроссовой подготовкой.

Учителя благодаря вариативной части про­граммы зачастую строят учебный процесс исходя из условий школы, всё больше отдавая предпочтение игровым видам спорта, что зна­чительно облегчает им работу. Немаловажно и то, кто проводит занятия физкультурой. Это, как правило, выпускник спортфа­ка БГУ. И если он не лыжник, то вряд ли будет пропагандировать этот вид спорта у себя на уроках. Исключения, конечно, есть, но их мало…

- Понимаете, многое зависит от учителя, от того, любит ли он наш вид спорта, вкладывает ли он душу в свои занятия. Если нет, то о какой лыжной подготовке можно говорить, - отмечает Валентина Морокова.

И ещё. В какой-то мере энтузи­азм отдельных учителей, которые всё же смогли убедить пап и мам в пользе лыжной подготовки для их детей, сводит на нет школь­ная администрация. Дело в том, что организация уроков лыжной подготовки в школе требует пре­одоления целого ряда проблем: смены расписания – объединения уроков в пару, обеспечения мест для хранения лыжного инвента­ря, своевременного переодевания школьников… Проще отказаться от уроков лыжной подготовки, заме­нив их чем-то другим.

- Мы ежегодно бываем на со­ревнованиях в Прибайкальском районе, которые проводятся в честь Олега, - рассказывает Ва­лентина Харитонова. - На одном из них обратила внимание на мальчишку, он катался очень хо­рошо, по всему видно, что парень талантлив. Но потом исчез из поля зрения. Оказалось, что мальчик сломал лыжи, а новые родители купить не могут. А в школе лыжи детям выдают только на соревно­вания. Такая вот картина.

Или другой случай: Олег Ха­ритонов несколько лет жил в селе Покровка в этом же районе, вёл бесплатно занятия по лыжам. На неоднократные просьбы выдать детям лыжи директор по разным причинами уклонялся.

- Лыжи всегда ломались, но мы выходили из положения, - добавляет Валентина Морокова. – Чаще всего в нашей школе их ремонтировал мой муж Николай. Бывало до глубокой ночи клеил он сломанные лыжи. А к утру они «вновь в строю».

Мои собеседники уверены – без решения проблемы на го­сударственном уровне вернуть лыжную подготовку в школы не удастся. Прежде всего, необходи­мо обеспечить учебные заведения достаточным финансированием, прежде всего для приобретения спортивного инвентаря, и достой­ной зарплатой для учителей физ­культуры. Это в советские годы учителя могли работать на одном энтузиазме, а сейчас другие вре­мена. Если учитель будет полу­чать мало, то и желания работать с душой у него не будет. И понять это нужно и на уровне государ­ства, и на уровне школьной адми­нистрации. Иначе о возвращении лыжной подготовки в школах, а значит, о здоровье детей, говорить не приходится.

Герман НАМЖИЛОВ


Наши издания