Главная / Новости /Экономика / «Бурятский мёд даст фору»: пчеловоды обсудили проблемы отрасли и экспортный потенциал

«Бурятский мёд даст фору»: пчеловоды обсудили проблемы отрасли и экспортный потенциал

09-11-2018

На заседании по развитию пчеловодства, состояв­шемся в здании главного корпуса БГСХА, представители Минсельхоза РБ и пчеловоды обсудили наиболее острые проблемы отрасли, поговорили об экспортном потенци­але бурятского мёда, а также провели дегустацию про­дукта местного производства

На заседании по развитию пчеловодства, состояв­шемся в здании главного корпуса БГСХА, представители минсельхоза РБ и пчеловоды обсудили наиболее острые проблемы отрасли, поговорили об экспортном потенци­але бурятского мёда, а также провели дегустацию про­дукта местного производства, сообщает газета «Бурятия».

Россия занимает 7 ме­сто в мире по производству мёда, однако по объёму экспорта остаётся во второй десятке стран. В Бурятии в прошлом году произве­дено около 100 тонн мёда, что составляет 0,2% от об­щероссийских показателей. По данным Бурятстата, на 1 января этого года в Бурятии имеется 9 тысяч пчелосе­мей с небольшой тенден­цией к росту: благодаря поддержке правительства доля фермерских хозяйств в производстве этой продук­ции составляет 18%.

- Мы ставим большие задачи по увеличению экспорта в разы, что по­влечёт за собой развитие технологий и производ­ственных сил, - рассказал первый замминистра сель­ского хозяйства РБ Пётр Брыков. - Есть примеры ис­пользования программ по экономической поддержке малых форм собственности со стороны правительства. Мы проводим эту работу, хотелось бы проводить её системно.

На международном кон­грессе пчеловодов «Апис­лавия», который прошёл в сентябре, были подняты глобальные проблемы от­расли, такие как сокра­щение пчелосемей из-за неблагоприятных экологи­ческих условий, самих пче­ловодов в результате сме­ны поколений, также остро звучали вопросы качества мёда и его фальсификации.

Для того, чтобы пчело­водство в Бурятии могло подняться на новый уро­вень, необходимо разви­тие кооперации, создание крупных предприятий, вне­дрение стандартов на мёд с потенциалом международ­ного экспорта. Перед пчело­водами также стоит цель - выведение бурятского типа пчелы.

- Если создать хорошее базовое предприятие, оно станет опорным для разви­тия пчеловодства. Нужно внесение в ветеринарные правила изменений по со­держанию медоносных пчёл, привлечение зару­бежного опыта, в частности, формирование пчелиных пасек в сельских школах, по аналогии со Словакией, - уверен замминистра.

Конечно, основные ча­яния всех, кто неравноду­шен к этому делу, связаны с созданием специального органа, который будет по­средником между прави­тельством и пчеловодами, а также научного центра по пчеловодству для поддерж­ки на федеральном и реги­ональном уровнях. Пётр Брыков предложил такой научный центр создать при БГСХА, так как именно здесь есть необходимая база и поддержка.

Присутствующие пчело­воды рассказали о практике разведения пчёл в Респу­блике Бурятия. Свои особен­ности имеются с зимовкой, наличием качественных маток и генетического ма­териала. Пчеловод Юрий Назимов поделился опытом в реализации произведён­ного продукта: в частности, мужчина лично привозил людей к себе на пасеку в тайгу, чтобы те удостовери­лись в полной экологично­сти его мёда.

- Я также занимаюсь сбором маточного молоч­ка, работаю с фирмами по косметологии. Собираю пыльцу, очень хорошо берут сотовый мёд.

Больше всего пчелово­дов-практиков волнует не­возможность контроля над теми, кто продает мёд по заниженным ценам, убивая конкуренцию. Остро стоит и проблема фальсификата из Китая.

Грамотный маркетинг

О продвижении и пози­ционировании продукции пчеловодства рассказала начальник отдела пище­вой и перерабатывающей промышленности минсель­хозпрода РБ Татьяна Поло­зова.

- Большинство профес­сиональных пчеловодов продают продукт в розницу, но, кроме прямых продаж, существует взаимодействие с кондитерскими предпри­ятиями, а это увеличивает сбыт и производство. Про­давать мёд можно и через интернет.

В вопросе правильного маркетинга и фасовки сно­ва встаёт вопрос создания ассоциации и объединения пчеловодов.

- Созданием единого республиканского бренда должна заниматься ассо­циация. Нужна и торговая марка, и логотип упаковки. У нас развивается туризм, гостей много, можно фор­мировать подарочные ком­плекты.

Как рассказали пред­ставители ФБУ «Бурятский ЦСМ», Госдумой принят за­кон об органической про­дукции, в результате чего появился специальный ор­ган сертификации «Органик эксперт».

- Специалисты «Органик эксперта» готовы приехать сюда и сертифицировать ваши пасеки, чтобы затем ваш мёд и его производные маркировать как органиче­ские продукты. Без серти­фиката незаконно писать приставки био-, эко- будет неправомерно с января 2019 года, - предостерегла на­чальник отдела метрологи­ческого обеспечения и стан­дартизации ФБУ «Бурятский ЦСМ» Елена Полянская.

Центр стандартизации, в свою очередь, может по­мочь с оформлением мар­кировок, а также проводить потребительские испыта­ния, что полезно в случаях, когда нужно узнать каче­ство мёда и избежать не­справедливой конкуренции с теми, кто сильно занижает цены на рынке.

- Если вы, зная эту ситу­ацию, делаете нам заявку, мы и ваш продукт, и их про­верим, сделаем эти резуль­таты публичными. Конечно, на это нужны средства, но с ассоциацией всё это сделать намного проще.

Лучше нашего мёда нет

Одним из эффективных методов ведения предпри­нимательской деятель­ности, в том числе и для пчеловодов, является объе­динение в кооперативы, ко­торые успешно реализуют пчеловоды из Белгорода.

- Через кооперативы решаются вопросы закуп­ки, обмена технологиями. Мы готовы помочь с юридическими вопросами и привлечением инвестиций, внимания потребителей. Объединение в кооператив даст возможность получать господдержку, например, на приобретение автома­тов. Мы готовы провести мероприятия для обучения, - рассказала руководитель ГБУ «Информационный методологический центр» Аюна Цыренжапова.

В самом конце сове­щания представители Бу­рятского ЦСМ раскрыли анонсированные в самом начале встречи результаты тестов по образцам мёда на предмет соответствия их ГОСТу. Для исследования были взяты пять образцов, два из которых не прошли испытания по отдельным требованиям, таким как наличие постороннего смо­листого аромата и вкуса или повышенного содер­жания сахарозы. К радости собравшихся, два прова­ливших испытание образца оказались не нашими - это алтайский и петербургский мёд. Наши соответствуют всем требованиям качества. После окончания заседания вниманию собравшихся был представлен мёд на дегу­стацию, в том числе и про­дукция, победившая в лабо­раторных испытаниях.

- Наш бурятский мёд и наши пасеки - самые каче­ственные. Поэтому нам при сохранении качества нужно обязательно увеличивать объём производства. 100 тонн для нас - это не по­казатель. Для того, чтобы считать пчеловодство се­рьёзной отраслью, нужно повысить эти показатели до 500 тонн, - подытожил Пётр Брыков.

Фото Антона Иршутова

Антон ИРШУТОВ

Теги: сельское хозяйство пчеловодство торговля Бурятия Россия Минсельхозпрод РБ



Наши издания