Общество 21 ноя 2018 1219

​​Цыденжап Батуев: «Руководство парламента меняется, а преемственность в работе остаётся»

На фото: депутаты второго созыва Софья Алексеева, Александр Попов и Константин Соболев

Летом 2019 года исполнится 25 лет с начала работы депутатов Народного Хурала Бурятии пер­вого созыва. Юбилею республиканского парламента по­свящён цикл публикаций в газете «Бурятия». Сегодня пред­лагаем вниманию читателей интервью с руководителем аппарата НХ РБ Цыденжапом Батуевым.

- В газете «Бурятия» №109 от 16 ноября опубли­кована ваша статья о на­чальном периоде деятельности Народного Хурала. А каков Народный Хурал «в лицах», ведь депутат­ский корпус меняется, а аппарат остаётся. Есть у аппарата свои традиции, расскажите о них.

- Отвечу на примере второго созыва. После из­брания председателем Народного Хурала Михаи­ла Семёнова стал вопрос о его заместителе. При этом практика формирования руководящих органов пар­ламента была следующая: в первый день сессии избира­ли председателя, а в после­дующем его заместителя и председателей комитетов. Безусловно, первоначаль­ные намётки по тем или иным кандидатурам были. Но в связи с отказом идти на постоянную работу в парламент депутата Абрама Леоновича Ефимова за­местителем председателя была предложена канди­датура Виктора Вавилови­ча Измайлова, известного в республике своей обще­ственной и профессиональ­ной деятельностью. В связи с реорганизацией комитета по экономической политике в промышленном, аграр­ном секторе, использова­нию природных ресурсов, экологии и торговле на два самостоятельных комитета, персональный состав руко­водителей уже 6 комитетов выглядел следующим обра­зом: Комитет по аграрной политике – Шаралдаев Б.Б., Комитет по экономической политике – Лубсанов А.Г., Ко­митет по международным и региональным связям – Цы­ремпилов В.Ж., Комитет по бюджету – Семёнов Б.Ц-Д., Комитет по социальной по­литике – Мезенин С.Г., Ко­митет по государственному устройству и местному са­моуправлению – Батуев Ц.Б.

Организационные сес­сии не занимали много времени, всё проходило буднично, а вот сами сессии шли по полной неделе. Нор­мативная база того периода определяла обязательное раздельное на первое и вто­рое чтения проектов зако­нов, что позволяло депута­там детально вникать в суть вопросов.

- На выборах руково­дящего состава парла­мента во втором созыве не было ни партийной, ни личностной конкуренции?

- Не было, первичные выборы на соответствующих округах проходили в острой конкурентной борьбе, но без партийного «окраса». Ведь до соответствующего изменения федерального выборного законодатель­ства партийность депутатов не имела большого значе­ния при принятии решений. Что же касается личностной конкуренции, то при фор­мировании руководящего состава второго созыва На­родного Хурала альтернатив не было. «Ажиотаж» вокруг выборов руководства в На­родном Хурале сформиро­вался уже в последующие созывы.

- Чем запомнился вам этот созыв, какие из при­нятых решений действуют сегодня?

- Во втором созыве про­должалась работа по даль­нейшему формированию нормативно-правовой базы по местному самоуправ­лению. В тот период нами был создан Совет пред­ставительных органов, и впервые проведён съезд депутатов всех уровней. Я с большой благодарностью вспоминаю настойчивость и целеустремлённость тог­дашнего председателя рай­онного совета Бичурского района Василия Петровича Полютова. Именно в этом районе впервые райсовет стал юридическим лицом, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами (организационная самосто­ятельность, отдельная стро­ка финансирования, неболь­шой аппарат).

Мы, в свою очередь, максимально старались приблизить свою работу к органам местного самоуправления, избирателям. Был пример, и, пожалуй, он единственный, когда мы провели выездное заседа­ние Совета Народного Ху­рала в одном из сельских районов республики.


Начальники управлений и отделов аппарата: Насыров А.Х., Петрякова Л.В., Хандуев П.Ж., Усенов К.О.

- Но, наверное, не всё так благополучно. Что из сделанного критически переосмысливается?

- К сожалению, по­степенно «затихла» де­ятельность Ассоциации парламентов Агинского, Усть-Ордынского и Народ­ного Хурала, но тому есть объективные и субъектив­ные причины. Оглядываясь назад, отмечу: Ассоциация парламентов много сдела­ла для сближения трёх тог­да самостоятельных субъ­ектов. На её заседаниях рассматривались проблем­ные вопросы по организа­ции местного самоуправ­ления, экологии, в области культуры, спорта, бурят­ского языка. В успешной деятельности Ассоциации большую мобилизующую роль имела активная по­зиция Михаила Семёнова. А Совет представительных органов благодаря настой­чивости Ботоева Б.Н., Малы­шенко В.А. в пятом созыве набрал «второе» дыхание. Упор в работе сделали на анализ правоприменитель­ной практики республикан­ских законов, и не только по местному самоуправлению. По всей видимости, это вы­веренное решение будет продолжено.

- Порядок назначения на должность руководи­теля аппарата всегда был такой?

- Нет, во втором созыве по инициативе Софьи Баль­чиновны Алексеевой, зам­председателя Комитета по государственному устрой­ству, местному самоуправ­лению, законодательству, законности и правопорядку, мы изменили порядок на­значения на эту должность. Прежде управляющий де­лами Народного Хурала назначался распоряжением Председателя НХ. Наш комитет предложил сегод­няшний вариант, и депутаты поддержали. В условиях зарождающейся многопар­тийности и действия фрак­ций и депутатских групп в Народном Хурале – это было правильное решение.

- Кто занимал до вас эту ответственную долж­ность, и как состоялось ваше назначение?

- Решение о рекомен­дации моей кандидатуры было коллегиальным, внёс на сессию Владимир Павлов. Я признателен депутатам шестого созыва за поддерж­ку. За меня проголосовал 61 депутат, при одном воздер­жавшемся и трёх против.

До меня руководителя­ми аппарата были: Куприян Ильич Бахрунов, Владимир Батоцыренович Эрдынеев, Доржа Мункожапович Сы­быков. Во втором созыве я был избран председателем очень сложного по функ­ционалу Комитета по госу­дарственному устройству, местному самоуправлению, законодательству, закон­ности и правопорядку. Моё «вхождение», становление произошло во многом бла­годаря Куприяну Ильичу. Он сам прошёл большую школу руководителя в сель­ском, городском районах, именно по советской, хо­зяйственной работе. Очень интеллигентно и тактично вместе с Даримой Доржиев­ной Сундарон, начальником Организационного отдела, они помогали нам в первые месяцы работы. Владимир Батоцыренович пришёл из Правительства республики, имея опыт работы руково­дителя хозяйства. Благода­ря ему организация работы парламента по электрон­но-техническому сопрово­ждению признавалась од­ной из лучших по Сибири и Дальнему Востоку. Доржа Мункожапович за короткий период сумел создать и ор­ганизовать работу Обще­ственной приёмной.

- А в чём особенность деятельности аппарата НХ?

- В особой ответствен­ности. Руководство пар­ламента меняется, а пре­емственность в работе законодательного собрания остаётся. А кто её может поддерживать и качествен­но наполнять реальным со­держанием – только аппа­рат! Ведь в правительстве, в любом другом исполнительном органе работа идёт по утверждённым докумен­там. А аппарат НХ обеспе­чивает законотворческий процесс депутатов, в этом его принципиальное отли­чие. Приведу такой пример: отдельные проекты зако­нов бывают «переходные», то есть принятые в первом чтении. А другие в годич­ном плане законопроектной работы парламента затвер­ждаются в разделе «на перспективу». И по ним ведут черновую, аналитическую и накопительную работу со­трудники аппарата. Вторая особенность - немногочис­ленность. К примеру, кон­сультант Комитета по экономической политике Базаров Д.Д. «ведёт» Министерство строительства и модер­низации жилищно-ком­мунального комплекса, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства, Ми­нистерство имущественных и земельных отношений. А консультант Комитета по со­циальной политике Никон­чук Н.В. отвечает за работу Министерства социальной защиты населения, спорта и молодёжной политики и республиканской комиссии по делам несовершенно­летних. И такое закрепление - не исключение, а правило. Потому что в аппарате пар­ламента всего 77 должно­стей государственной граж­данской службы, включая консультантов шести коми­тетов, правого, информаци­онно-аналитического, орга­низационно-технического, финансового управлений, и сотрудников отделов организационного, элек­тронно-технического, мате­риально-технического обе­спечения, государственной службы и кадров, по работе со средствами массовой ин­формации. Это сопоставимо с численностью аппарата одного министерства или крупной районной админи­страции.

Говоря о традициях кол­лектива аппарата Народ­ного Хурала, нужно отме­тить крепкую, сплочённую ветеранскую организацию, её возглавляет Анатолий Степанович Коренев. А так­же сильную профсоюзную организацию НХ, председа­тель профкома - Скосыр­ский С.И.

- Спасибо за беседу.

Автор: Владимир МАТВЕЕВ