На фото: депутаты второго созыва Софья Алексеева, Александр Попов и Константин Соболев
Летом 2019 года исполнится 25 лет с начала работы депутатов Народного Хурала Бурятии первого созыва. Юбилею республиканского парламента посвящён цикл публикаций в газете «Бурятия». Сегодня предлагаем вниманию читателей интервью с руководителем аппарата НХ РБ Цыденжапом Батуевым.
- В газете «Бурятия» №109 от 16 ноября опубликована ваша статья о начальном периоде деятельности Народного Хурала. А каков Народный Хурал «в лицах», ведь депутатский корпус меняется, а аппарат остаётся. Есть у аппарата свои традиции, расскажите о них.
- Отвечу на примере второго созыва. После избрания председателем Народного Хурала Михаила Семёнова стал вопрос о его заместителе. При этом практика формирования руководящих органов парламента была следующая: в первый день сессии избирали председателя, а в последующем его заместителя и председателей комитетов. Безусловно, первоначальные намётки по тем или иным кандидатурам были. Но в связи с отказом идти на постоянную работу в парламент депутата Абрама Леоновича Ефимова заместителем председателя была предложена кандидатура Виктора Вавиловича Измайлова, известного в республике своей общественной и профессиональной деятельностью. В связи с реорганизацией комитета по экономической политике в промышленном, аграрном секторе, использованию природных ресурсов, экологии и торговле на два самостоятельных комитета, персональный состав руководителей уже 6 комитетов выглядел следующим образом: Комитет по аграрной политике – Шаралдаев Б.Б., Комитет по экономической политике – Лубсанов А.Г., Комитет по международным и региональным связям – Цыремпилов В.Ж., Комитет по бюджету – Семёнов Б.Ц-Д., Комитет по социальной политике – Мезенин С.Г., Комитет по государственному устройству и местному самоуправлению – Батуев Ц.Б.
Организационные сессии не занимали много времени, всё проходило буднично, а вот сами сессии шли по полной неделе. Нормативная база того периода определяла обязательное раздельное на первое и второе чтения проектов законов, что позволяло депутатам детально вникать в суть вопросов.
- На выборах руководящего состава парламента во втором созыве не было ни партийной, ни личностной конкуренции?
- Не было, первичные выборы на соответствующих округах проходили в острой конкурентной борьбе, но без партийного «окраса». Ведь до соответствующего изменения федерального выборного законодательства партийность депутатов не имела большого значения при принятии решений. Что же касается личностной конкуренции, то при формировании руководящего состава второго созыва Народного Хурала альтернатив не было. «Ажиотаж» вокруг выборов руководства в Народном Хурале сформировался уже в последующие созывы.
- Чем запомнился вам этот созыв, какие из принятых решений действуют сегодня?
- Во втором созыве продолжалась работа по дальнейшему формированию нормативно-правовой базы по местному самоуправлению. В тот период нами был создан Совет представительных органов, и впервые проведён съезд депутатов всех уровней. Я с большой благодарностью вспоминаю настойчивость и целеустремлённость тогдашнего председателя районного совета Бичурского района Василия Петровича Полютова. Именно в этом районе впервые райсовет стал юридическим лицом, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами (организационная самостоятельность, отдельная строка финансирования, небольшой аппарат).
Мы, в свою очередь, максимально старались приблизить свою работу к органам местного самоуправления, избирателям. Был пример, и, пожалуй, он единственный, когда мы провели выездное заседание Совета Народного Хурала в одном из сельских районов республики.
Начальники управлений и отделов аппарата: Насыров А.Х., Петрякова Л.В., Хандуев П.Ж., Усенов К.О.
- Но, наверное, не всё так благополучно. Что из сделанного критически переосмысливается?
- К сожалению, постепенно «затихла» деятельность Ассоциации парламентов Агинского, Усть-Ордынского и Народного Хурала, но тому есть объективные и субъективные причины. Оглядываясь назад, отмечу: Ассоциация парламентов много сделала для сближения трёх тогда самостоятельных субъектов. На её заседаниях рассматривались проблемные вопросы по организации местного самоуправления, экологии, в области культуры, спорта, бурятского языка. В успешной деятельности Ассоциации большую мобилизующую роль имела активная позиция Михаила Семёнова. А Совет представительных органов благодаря настойчивости Ботоева Б.Н., Малышенко В.А. в пятом созыве набрал «второе» дыхание. Упор в работе сделали на анализ правоприменительной практики республиканских законов, и не только по местному самоуправлению. По всей видимости, это выверенное решение будет продолжено.
- Порядок назначения на должность руководителя аппарата всегда был такой?
- Нет, во втором созыве по инициативе Софьи Бальчиновны Алексеевой, зампредседателя Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законодательству, законности и правопорядку, мы изменили порядок назначения на эту должность. Прежде управляющий делами Народного Хурала назначался распоряжением Председателя НХ. Наш комитет предложил сегодняшний вариант, и депутаты поддержали. В условиях зарождающейся многопартийности и действия фракций и депутатских групп в Народном Хурале – это было правильное решение.
- Кто занимал до вас эту ответственную должность, и как состоялось ваше назначение?
- Решение о рекомендации моей кандидатуры было коллегиальным, внёс на сессию Владимир Павлов. Я признателен депутатам шестого созыва за поддержку. За меня проголосовал 61 депутат, при одном воздержавшемся и трёх против.
До меня руководителями аппарата были: Куприян Ильич Бахрунов, Владимир Батоцыренович Эрдынеев, Доржа Мункожапович Сыбыков. Во втором созыве я был избран председателем очень сложного по функционалу Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законодательству, законности и правопорядку. Моё «вхождение», становление произошло во многом благодаря Куприяну Ильичу. Он сам прошёл большую школу руководителя в сельском, городском районах, именно по советской, хозяйственной работе. Очень интеллигентно и тактично вместе с Даримой Доржиевной Сундарон, начальником Организационного отдела, они помогали нам в первые месяцы работы. Владимир Батоцыренович пришёл из Правительства республики, имея опыт работы руководителя хозяйства. Благодаря ему организация работы парламента по электронно-техническому сопровождению признавалась одной из лучших по Сибири и Дальнему Востоку. Доржа Мункожапович за короткий период сумел создать и организовать работу Общественной приёмной.
- А в чём особенность деятельности аппарата НХ?
- В особой ответственности. Руководство парламента меняется, а преемственность в работе законодательного собрания остаётся. А кто её может поддерживать и качественно наполнять реальным содержанием – только аппарат! Ведь в правительстве, в любом другом исполнительном органе работа идёт по утверждённым документам. А аппарат НХ обеспечивает законотворческий процесс депутатов, в этом его принципиальное отличие. Приведу такой пример: отдельные проекты законов бывают «переходные», то есть принятые в первом чтении. А другие в годичном плане законопроектной работы парламента затверждаются в разделе «на перспективу». И по ним ведут черновую, аналитическую и накопительную работу сотрудники аппарата. Вторая особенность - немногочисленность. К примеру, консультант Комитета по экономической политике Базаров Д.Д. «ведёт» Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса, Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства, Министерство имущественных и земельных отношений. А консультант Комитета по социальной политике Никончук Н.В. отвечает за работу Министерства социальной защиты населения, спорта и молодёжной политики и республиканской комиссии по делам несовершеннолетних. И такое закрепление - не исключение, а правило. Потому что в аппарате парламента всего 77 должностей государственной гражданской службы, включая консультантов шести комитетов, правого, информационно-аналитического, организационно-технического, финансового управлений, и сотрудников отделов организационного, электронно-технического, материально-технического обеспечения, государственной службы и кадров, по работе со средствами массовой информации. Это сопоставимо с численностью аппарата одного министерства или крупной районной администрации.
Говоря о традициях коллектива аппарата Народного Хурала, нужно отметить крепкую, сплочённую ветеранскую организацию, её возглавляет Анатолий Степанович Коренев. А также сильную профсоюзную организацию НХ, председатель профкома - Скосырский С.И.
- Спасибо за беседу.