Фото Вячеслава Урбазаева
Про путешествия есть много прекрасных афоризмов, как то: «Путешествия – это флирт с жизнью». Это как сказать: «Я бы хотел остаться с тобой, я бы хотел любить тебя, но мне надо выходить, это моя остановка». Независимо от расстояния, даже поездка в ближний сельский район может принести массу впечатлений. Так вот, я съездил на выходные в Ангарск и хочу поделиться увиденным…
Байкал из окна поезда был суров и мрачен. Низкие облака нависли над ним. Огромные волны бились о берег и оставляли после себя сокуй…. Это слово и стало для меня открытием, а его автором стал попутчик Коля, из Усть-Баргузина. Оказывается, так на Байкале называют прибрежный лёд на камнях и скалах. Он появляется как предвестник замерзания нашего моря, а его неизменный спутник - это ледяное крошево - шуга, которая тянется полосами вдоль берега или островками подальше от него.
Конечно, сокуй особенно живописен на скалистых берегах, а это по большей части центральная часть и северная оконечность озера. Наши маститые фотографы Вячеслав Урбазаев, Сергей Конечных, Сергей Шитиков, сделавшие Байкал темой своего творчества, любят снимать ледяные художества. Наверное, многие помнят их работы с видами скал в ледяных наплесках, застывших потоках и сталактитах. Это и есть сокуй, название сугубо местное. Так у коренных сибирских народов называлась верхняя зимняя меховая одежда – доха с капюшоном. Есть даже такая фамилия – Сокуев, поведал Коля. А, кроме того, на Байкале есть и другие специфические термины: шорох, сало, колобовник, наплески, блинчатый лёд и так далее.
Сокуи долго сопровождали нас, но к югу берег стал чист от ледяных новообразований, волны успокоились, небо прояснилось, и даже местами пробивалось солнце. Зато море стало активнее парить, и из струек пара над ним образовался облачный фронт, тянувшийся вдоль западного берега на многие километры. Это было удивительное явление! Собственными глазами видеть процесс образования облаков! Особенно хорошо испарение было видно сверху, уже с западного берега - короткого отрезка железнодорожного пути выше Култука. В буквальном смысле слова, поезд забрался в заоблачную высь! По этой дороге в автомобиле или поезде я езжу несколько раз в год, и каждый раз Байкал хорош по-новому.
Удивили и утки. Да, да, утки не улетели на зиму в тёплые края, а вполне неплохо чувствуют себя на суровом Байкале! Некоторые из них низко так летели над морем и плюхались в воду к небольшим стайкам. Видимо, с кормёжкой у них нет проблем, те же волны перемешивают слои и поднимают наверх мелкую живность и гонят её к берегу, смешивая с шугой. Но потом, когда Байкал встанет, они переместятся к огромной полынье на истоке Ангары. Как известно, здесь река никогда не замерзает не столько из-за быстрого течения, сколько из-за тёплых глубинных вод. А утки образуют колонию, добывают себе рачков и ночуют в торосах.
Из других железнодорожных наблюдений – мы меньше стали разговаривать с попутчиками. Уходят в прошлое совместные чаепития и поедания домашней снеди из сумок. Все едят доширак, что гражданские, что призывники с их сухпайками. Но главный вред от гаджетов. Все сидят, уткнувшись в смартфоны, айпады и ноутбуки. Заходишь в купе и говоришь: «Здрасьте!» Молчание в ответ, тебя никто не видит и не слышит, уши заткнуты наушниками. Впрочем, люди постарше читают книжки, и с ними можно скоротать время за разговорами.
В самом Ангарске запомнилась система организации общественного транспорта. В те дни там стояли крепкие морозы за сорок, но в мой приезд немного отпустило. Местные радовались: «Сегодня потеплело, всего минус 30!» Но всё равно мороз пробирал до костей. От него спасали автобусы, ходившие как по часам. Входят в них только в передние двери, тут же водитель берет 25 рублей за проезд, а выходят через задние. Поэтому столпотворения в дверях не возникает. Другое удобство: объявления об остановках производятся как аудио – приятный женский голос, так и видео – по бегущей строке в передней части салона. Опять же приятный контраст рядом с улан-удэнскими маршрутками, которые то несутся, куда попало, то окна замерзли и не видно ни зги, и конечно, никаких тебе объявлений.
В этом плане Ангарск стоит ближе к Южной Корее, где водители маршрутных автобусов ездят строго в костюмах, галстуках, белых перчатках, расписание соблюдается по секундам. А Улан-Удэ, соответственно, к Улан-Батору, где водители, стоя в дверях, во всё горло зазывают к себе пассажиров, потом утрамбовывают их снаружи и мчатся, куда ни попадя. Правда, в салоне царит самая доброжелательная атмосфера. Ни разу не слышал ругани в монгольских автобусах. Сидишь, посадив себе на колено незнакомку, и по-доброму так улыбаешься соседям, и они тебе так же в ответ.
P.S. Как сказал ещё один из великих: «Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный». Путешествуйте, господа, путешествуйте!