В чём причина сложившейся ситуации, которая повторяется из года в год, разбирались на прошлой неделе на заседании Совета Народного Хурала Бурятии. С докладом перед парламентариями выступил исполняющий обязанности министра по развитию транспорта и энергетики РБ Алексей Назимов.
На Совете Хурала речь шла о реализации бюджетных ассигнований Дорожного фонда РБ в 2016-2017 годах, пишет газета "Бурятия".
Напомним, что источником финансирования фонда, созданного в 2012 году, являются акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, доходы от безвозмездных поступлений, дотации, межбюджетные трансферты и так далее.
Как отметил в докладе и.о. министра, протяжённость дорог и количество искусственных сооружений в республике с годами только увеличивается. На 1 января текущего года общая протяжённость составляла 14 840 км, из них 835 км - дороги федерального значения, 3591 км – регионального, и 10413 км - местного значения.
В 2016 году объём Дорожного фонда составил 4,185 млрд рублей. Из них 3,1 млрд - средства Дорожного фонда РБ, и 1,085 млрд - финансирование из федерального бюджета. За счёт этих денег на автодорогах регионального значения после реконструкции было введено в эксплуатацию 3,2 км по трассе Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян, мосты в Заиграевском, Курумканском и Джидинском районах, произведено комплексное обустройство двух населённых пунктов в сёлах Заиграево и Кабанск. В районах Бурятии отремонтировано 8 мостов и 35 км дорог.
По автодорогам местного значения введены в эксплуатацию мосты через реку Кынгарга в Тункинском районе, через реку Хилок в Бичурском. Построено 20 км автодорог - подъездов к пяти населённых пунктам, которые ранее не были обеспечены связью с региональными. По городу Улан-Удэ произведён ремонт 10 улиц, 50 проездов и 154 дворовых территорий, установлено 12 светофоров.
В общей сложности на 1 января 2017 года израсходовано 3,044 млрд рублей, или 72%. В 2017 году республика вошла в приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», что позволило увеличить финансирование за счёт федерального бюджета на 625 млн рублей. Общий объём составил 5,5 млрд рублей.
На региональной сети дорог в прошлом году отремонтировано 113 км, в том числе 33 км после реконструкции, введены 3 мостовых перехода в Баунтовском, Северо-Байкальском и Муйском районах, завершены работы по обустройству автодорог регионального значения, проходящих по 8 населённых пунктам, произведён ремонт участков протяжённостью 80 км.
По автодорогам местного значения выполнены работы на 63,1 км. Построены подъезды к трём населённым пунктам общей протяженностью 4,9 км. Введены в эксплуатацию два моста через Уду в Онохое и мост через Селенгу в Наушках, реконструирована переправа через реку Цакирка в Закаменском районе. В столице Бурятии отремонтированы 121 улица, 96 проездов и дворовых переходов, установлено 11 светофоров, 6 остановок. По состоянию на 1 января неиспользованными оказались средства в размере почти 500 млн рублей. Как отметил Алексей Назимов, эти средства в бюджет не возвращаются и являются переходящими на следующий год, с полной реализацией до 1 апреля.
ОСТАТКИ НЕ СЛАДКИ
Почему в положенный срок деньги из Дорожного фонда РБ оказываются не полностью реализованными? Данная проблема, по оценке Министерства по развитию транспорта, энергетики РБ, имеет несколько факторов и носит систематический характер.
- Основные проблемы неполного освоения Дорожного фонда связаны с поздним заключением контрактов, с проведением повторных торгов, - отметил Алексей Назимов. - Средства остаются и в связи с экономией по результатам торгов в конце финансового года, затянутых сроков по согласованию проектных решений и разработки проектной документации. Кроме того, это недостаточный контроль со стороны муниципальных образований. Имеется и такая проблема, как неритмичность поступления доходов Дорожного фонда.
Так, в декабре 2016 года в общий объём Дорожного фонда РБ включены дополнительные расходы в размере 231,5 млн рублей, в сентябре 2017-го - 118,1 млн рублей. Для использования этих средств и их направления в объекты дорожного хозяйства согласно закону необходимо проведение торгов – сроки их обычно составляют 45-50 дней. Помимо этого, основная часть дорожных работ по технологии производства должна выполняться при положительной температуре воздуха. В силу позднего поступления средств провести необходимые работы в срок согласно всем требованиям не удалось.
- Общая проблема со всеми подрядчиками - это слабая организация труда в подрядных организациях, недостаточность собственных оборотных средств, трудовых, материальных ресурсов, - рассказал Алексей Назимов и добавил, что в связи с имеющимися фактами нарушений графиков выполнения работ проводится претензионная работа в отношении подрядных организаций, в том числе и по постановке их в реестр недобросовестных поставщиков.
Итого, в 2 016 г оду объём неосвоенных средств составил 1,141 млрд рублей. В 2017 году - 500 млн рублей. Как считает и.о. министра, несмотря на всё перечисленное, налицо тенденция к улучшению.
Депутат НХ Михаил Степанов поинтересовался, есть ли смысл работать с теми подрядчиками, которые уже несколько раз срывали сроки выполнения контрактов.
- Здесь я сделал бы оговорку. Можно многих подрядчиков исключить, но тогда нам не с кем будет работать. Мы их воспитываем, помогаем, они нам где-то помогают. Здесь нужны взвешенное предложение и отношение, чтобы наши компании не разорились, учились и наращивали объёмы.
Совет Народного Хурала принял к сведению информацию, приведённую в докладе, и решил рекомендовать Правительству Бурятии в течение 1 квартала производить увеличение объёма Дорожного фонда РБ на текущий финансовый год за счёт остатков средств фонда прошлых лет; обеспечить максимальное освоение средств Дорожного фонда РБ в текущем году; совместно с государственными и муниципальными заказчиками обеспечить заключение контрактов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений сроком исполнения в пределах нормативного срока строительства или реконструкции, определённого проектной документацией; обеспечить эффективное и рациональное использование бюджетных средств Дорожного фонда РБ в части их использования на оплату прочих затрат, а также улучшить качество проведения строительного контроля.
Фото автора